Платежи за загрязнение окружающей среды
Платежи за загрязнение окружающей средыДеятельность некоторых учреждений здравоохранения оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем уплачиваются взносы за ее загрязнение. В статье автор рассматриваются порядок нормативного регулирования платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, ее исчисления и уплаты.
Вопросы, связанные с определением платы за негативное воздействие на окружающую среду и сброс сточных вод, регламентированы:
- Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ (далее - Порядок N 632);
- Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“ (далее - Постановление N 344);
- Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 “О взимании платы за сброс сточных вод и загрязнения окружающих веществ в системы канализации населенных пунктов“ (далее - Постановление N 1310);
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ);
- Приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 N 786 “Об утверждении федерального классификационного каталога отходов“ (далее - Приказ N 786);
- Приказом Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 N 557 “Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду“.
Объекты платежа и плательщики
Плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все организации и физические лица, если их деятельность негативно влияет на экологию (п. 1 Порядка N 632).
В соответствии с вышеуказанными постановлениями органы исполнительной власти субъектов РФ с участием территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, могут понижать размер платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от ее уплаты отдельные учреждения социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (п. 4 Порядка N 632).
Согласно ст. 16 Закона N 7-ФЗ “экологическая“ плата вносится:
- за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- за размещение отходов;
- за другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.д.).
Бюджетные учреждения здравоохранения являются плательщиками взносов за загрязнение природной среды, если у них нет на то освобождения, выдаваемого органами исполнительной власти. Например, если учреждение имеет на балансе или в аренде автомобили, работающие на неэтилированном бензине, дизельном топливе, сжатом природном газе, то оно обязано вносить плату за загрязнение воздуха (Постановление N 344). Следует также отметить, что договор на вывоз мусора (отходов) не освобождает учреждение от указанной платы (Постановление ФАС СЗО от 07.12.2004 N А56-2567/04), ведь при его заключении оно оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора (на эксплуатацию машин и механизмов, оплату труда рабочего персонала и т.д.), но не вносит плату за загрязнение природной среды.
Ростехнадзор в Письме от 23.12.2005 N СС-47/145 разъяснил, что в качестве плательщика сбора за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении отходов производства и потребления выступает организация, в процессе деятельности которой эти отходы образуются. Базой для расчета платежа являются объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления. Учет ведется по каждому виду загрязняющего вещества, каждому классу опасности отхода.
Приказом N 786 установлена классификация отходов за единицу объема (тонна или куб. м) по классам опасности для окружающей среды:
- отходы I класса (чрезвычайно опасные);
- отходы II класса (высокоопасные);
- отходы III класса (умеренно опасные);
- отходы IV класса (малоопасные);
- отходы V класса (практически неопасные).
Например, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 912 004 00 01 00 4) имеет IV класс опасности, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 187 103 00 01 00 5).
Нормативы отчислений
В соответствии с п. 2 Постановления N 632 введены два вида базовых норматива платы:
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах допустимых нормативов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или виду вредного воздействия. Например, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками по видам топлива:
----------------------------------T----------------------T-----------------------------------------¬
¦ Вид топлива ¦ Единица измерения ¦ Норматив платы за единицу измерения ¦
+---------------------------------+----------------------+-----------------------------------------+
¦Бензин неэтилированный ¦ тонна ¦ 1,3 ¦
+---------------------------------+----------------------+-----------------------------------------+
¦Дизельное топливо ¦ тонна ¦ 2,5 ¦
+---------------------------------+----------------------+-----------------------------------------+
¦Керосин ¦ тонна ¦ 2,5 ¦
+---------------------------------+----------------------+-----------------------------------------+
¦Сжатый природный газ ¦ тысяча ¦ 0,7 ¦
¦ ¦ куб. м ¦ ¦
+---------------------------------+----------------------+-----------------------------------------+
¦Сжиженный газ ¦ тонна ¦ 0,9 ¦
L---------------------------------+----------------------+------------------------------------------
Статья 2 Постановления N 344 предусматривает обязательное применение различных коэффициентов к нормативам платы. Эти коэффициенты зависят от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России, водных объектов бассейнов морей и рек (Приложение 2 к Постановлению N 344).
-------------------------------------T-------------------------------------------------------------¬
¦ Экономические районы РФ ¦ Значение коэффициента ¦
¦ +-------------------------------T-----------------------------+
¦ ¦ для атмосферного воздуха ¦ для почвы ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Северный ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Северо-Западный ¦ 1,5 ¦ 1,3 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Центральный ¦ 1,9 ¦ 1,6 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Волго-Вятский ¦ 1,1 ¦ 1,5 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Центрально-Черноземный ¦ 1,5 ¦ 2 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Поволжский ¦ 1,9 ¦ 1,9 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Северо-Кавказский ¦ 1,6 ¦ 1,9 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Уральский ¦ 2 ¦ 1,7 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Западно-Сибирский ¦ 1,2 ¦ 1,2 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Восточно-Сибирский ¦ 1,4 ¦ 1,1 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Дальневосточный ¦ 1 ¦ 1,1 ¦
+------------------------------------+-------------------------------+-----------------------------+
¦Калининградская область ¦ 1,5 ¦ 1,3 ¦
L------------------------------------+-------------------------------+------------------------------
В отношении загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации, учитывающим загрязнение почв. В Центральном экономическом районе он равен 1,6.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 в Постановление N 344 были внесены существенные изменения. В частности, увеличились нормативы платы:
- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками;
- за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- за размещение отходов производства и потребления.
После их вступления в силу размер платы увеличился более чем по ста видам загрязняющих веществ, а отходы V класса (практически неопасные) дополнены категорией прочих. Фактически это означает, что список отходов, за которые взимаются “экологические“ платежи, стал открытым.
Определение платы за загрязнение окружающей природной среды
Во-первых, нужно согласовать информацию о видах деятельности, осуществляемых учреждением, с территориальным управлением Ростехнадзора, которое на основании представленных данных устанавливает примерные размеры допустимых нормативов выбросов или сбросов и выдает учреждению справку о нормах загрязняющего вещества для определенного вида деятельности.
Во-вторых, своими силами или в специальных лабораториях надо точно определить объемы выбросов, составив один проект нормативов по загрязнению окружающей природной среды на пять лет. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляется на бумажном (в двух экземплярах) и магнитном носителях в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 11.03.2002 N 115 “Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ (далее - Приказ N 115).
После этого учреждение должно ежегодно подтверждать технологию производственных процессов путем предоставления технического отчета, форма которого содержится в Приказе N 115.
Порядок исчисления платы за негативное воздействие на природную среду зависит от вида базового норматива. Он определен п. 3-6 Порядка N 632.
1. Плата за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
2. Плата за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
3. Плата за сверхлимитное загрязнение определяется путем умножения соответствующих ставок платы в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
При отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ или размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение в таких случаях определяется в соответствии с п. 5 Порядка N 632.
Обратите внимание: пределы допустимых норм могут быть установлены только после согласования с территориальным управлением Ростехнадзора.
Пример.
В 2007 г. учреждение здравоохранения, расположенное в Центральном экономическом районе, планирует израсходовать 5 000 л неэтилированного бензина марки А-80, исходя из данных о его фактическом расходе за 2006 г. Предположим, что, по сведениям продавца, его плотность составляет 0,715 г/куб. см.
Учитывая, что 1 л - 1 000 куб. см, в пересчете на тонны количество израсходованного бензина составит 3,75 т: (5 000 л х 1 000 куб. см х 0,715 г/куб. см / 1 000 000 куб. см).
Сумма платежа за негативное воздействие на природную среду рассчитывается следующем образом. Норматив платы за единицу измерения по неэтилированному бензину равен 1,3 руб. Сначала к указанному нормативу следует применить коэффициент состояния атмосферного воздуха, который в Центральном экономическом районе равен 1,9. Расчет следующий: 1,3 руб. х 1,9 = 2,47 руб.
Кроме того, Постановлением N 344 предусмотрено применение дополнительного коэффициента 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов: 2,47 руб. х 1,2 = 2,96 руб.
К сведению: в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“ нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленные в 2003 году, применяются в 2007 году с коэффициентом 1,4, а нормативы, установленные в 2005 году, - с коэффициентом 1,15.
Затем применяем установленный коэффициент 1,15 : 2,96 руб. х 1,15 = 3,40 руб.
За весь объем выброса вредных веществ сумма платежа составит 12,14 руб. (3,40 руб. х 3,57 т).
Мы привели расчет платы за выбросы в пределах установленных лимитов, которые указываются в разрешениях, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей природной среды. За сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ учреждению придется заплатить в пять раз больше.
Перечисление в бюджет
С 1 января 2005 года БК РФ установил нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ в размере:
20% - в федеральный бюджет;
40% - в бюджеты субъектов РФ;
40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга плата поступает в размере 80%.
С 2001 года суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду зачисляются в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (Письмо Минфина РФ от 12.07.2006 N 03-07-03-07/44). Администратором указанных платежей является Ростехнадзор. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 он выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. В частности, Ростехнадзор осуществляет контроль за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области:
- охраны окружающей природной среды (государственный экологический контроль);
- охраны атмосферного воздуха;
- обращения с отходами.
В соответствии с п. 2 Приказа N 557 отчетным периодом по уплате “экологических“ сборов признается квартал. Уплата исчисленных сумм в бюджет производится природопользователями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Плановые платежи рассчитываются на год с поквартальной разбивкой на основании плановых показателей загрязнения.
С. Валова,
зам. главного редактора журнала “Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение“
зам. главного редактора журнала “Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение“
“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 12, декабрь 2007 г.