В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Рейтинг прозрачности госзаказа

Рейтинг прозрачности госзаказа

Согласно международному рейтингу Российская Федерация по уровню коррупции занимает 144-е место среди 159 стран. Показатель печальный, особенно если учесть, что львиная доля взяток дается в сфере государственных закупок. Хотя с началом реформ в сфере госзаказа надежда на исправление ситуации все-таки появилась.

Первым шагом в этом направлении, безусловно, стало принятие Федерального закона N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“. Недавно был утвержден и Федеральный закон N 218-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и отдельные законодательные
акты Российской Федерации“. А в прошлом году общественные организации выступили с инициативой создания и проведения рейтинга прозрачности - ежегодного национального рейтинга крупнейших закупщиков государственного и корпоративного сектора по уровню прозрачности и эффективности закупочной деятельности. Об этом начинании было рассказано на пресс-конференции, которая недавно прошла в Москве.

Годом ранее

Рейтинг прозрачности предложили Национальная ассоциация участников электронной торговли и межрегиональное общественное движение “Против коррупции“, которое возникло при поддержке комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по противодействию коррупции, Федеральной антимонопольной службы РФ и Счетной палаты РФ. Основная идея его создания - внести ясность в проблему коррупции в системе госзаказа. В середине ноября 2007 г., равно как и год назад, будут названы организации, чья закупочная система признана неэффективной, поскольку основана на “откатах“ и отсутствии конкурентной среды. Экспертами рейтинга будут озвучены и конкретные объемы средств, которых государство недосчиталось в результате неэффективной закупочной деятельности отдельных организаций.

Участниками рейтинга в 2007 г. стали более 300 государственных и коммерческих структур. Письма с приглашением принять участие в Национальном рейтинге прозрачности закупок 2007 г. получили все федеральные министерства и ведомства, администрации всех субъектов РФ, руководители крупнейших публичных компаний. В этом году в рамках проекта “Рейтинг прозрачности“ введена система непрерывного мониторинга информации о закупках государственных и коммерческих организаций, представленной в открытом доступе. В общей сложности при подготовке рейтинга было оценено более 10 тыс. конкурсов, проведенных организациями в период с 1 июля 2006 г. по 30 июня 2007 г. Анализ закупок, произведенных после 30 июня 2007 г., ляжет в основу рейтинга прозрачности 2008 г.

Ознакомиться с полученными сведениями уже выразили желание ключевые контролирующие органы российских властных
структур, в частности Федеральная антимонопольная служба, Счетная палата, Генеральная прокуратура, Росфинмониторинг, Федеральная служба безопасности.

Через организации, осуществляющие поддержку рейтинга прозрачности, в частности Комиссию по противодействию коррупции Государственной Думы РФ, оргкомитет планирует внести предложение о введении персональной ответственности руководителей государственных структур за расходование бюджетных средств, выделяемых на проведение собственных закупок. Более того, есть идея включить показатель “уровня прозрачности“ администраций субъектов РФ, присвоенный им по итогам рейтинга, в список обязательных критериев эффективности деятельности каждого региона России для оценки общей инвестиционной привлекательности региона, а также целесообразности выделения дополнительных бюджетных средств. Для реализации этих рекомендаций по итогам рейтинга прозрачности 2007 г. будет составлена “карта прозрачности“, отражающая степень открытости каждого субъекта РФ. Увидит свет комплекс мер по ликвидации последствий злоупотреблений в области государственных закупок, в частности программа “Экспертиза прозрачности“.

Международный статус

Получение международного статуса - закономерный шаг в развитии рейтинга, необходимый для демонстрации положительных результатов в области борьбы с коррупцией и улучшения имиджа России в глазах иностранных инвесторов. Поэтому в 2007 г. материалы рейтинга и итоговый аналитический отчет будут переведены на английский, французский и немецкий языки и разосланы в штаб-квартиры Организации объединенных наций, Совета Европы, Всемирной торговой организации. Кроме того, пользователями материалов рейтинга прозрачности станут международные финансово-кредитные организации - Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация; крупнейшие инвестиционные банки - Goldman Sachs, Morgan Stanley, ABN Amro, Citigroup Smith Barney; всемирно известные рейтинговые агентства - Standard & Poor's, Moody's, Fitch.

Организаторы данного исследования считают, что информация, посвященная проблемам борьбы с коррупцией в сфере закупок, должна быть доступна для всех
организаций, которые так или иначе могут повлиять на приток иностранных инвестиций в нашу страну и в целом на положение России на международной арене.

О делах насущных

На пресс-конференции свою оценку нынешнему состоянию системы государственного заказа, уровню коррупции, а также законодательным инициативам в рамках совершенствования системы государственных закупок дали председатель Комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции Михаил Гришанков, начальник Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по контролю за размещением государственного и муниципального заказа Михаил Евраев, исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский и исполнительный секретарь межрегионального общественного движения “Против коррупции“ Леонид Трошин.

“Коррупция - явление, которое серьезно сдерживает развитие страны, - заявил М. Гришанков. - За ним скрываются колоссальные потери бюджета, организованная преступность в лице группировок, зарабатывающих на государственных заказах, а также урон, наносимый имиджу страны. Главной задачей Федерального закона N 94-ФЗ было сломать систему взяточничества в госзакупках и создать прозрачные условия и правила для участников данного процесса - как для представителей власти, так и для предпринимателей. С этой точки зрения закон стал прорывным. В нем собраны самые прогрессивные технологии в системе госзаказа, опробованные за последнее время в разных странах. Однако, каким бы передовым ни был документ, ему необходимо обеспечить достойное исполнение“.

Депутат возлагает на рейтинг особые надежды. Прозрачность действий власти достигается посредством использования инструментов гражданского контроля. Поэтому чем больше будет таких инициатив, как рейтинг прозрачности, тем лучше станет работать система госзаказа.

В этом году при реализации рейтинга было реализовано множество инноваций: появился сайт, на котором можно увидеть все данные в режиме реального времени, отслеживать изменения и сравнивать ситуацию в различных регионах, государственных корпорациях и
т.д. М. Гришанков уверен, что результаты рейтинга представляют большой интерес как для практиков, так и для сотрудников надзорных органов и даже для высшего руководства страны.

В заключение докладчик озвучил данные о завышении цен госзакупок в прошлом году - в среднем оно составило 16%. Однако заявил, что в 2007 г. благодаря проведению ряда законодательных и общественных инициатив предполагается снижение данного показателя, причем особо отметил успехи одного из участников рейтинга, администрации города Москвы. Благодаря использованию единых торговых площадок (ЕТП), разработанных московским Тендерным комитетом, только за первое полугодие этого года столице удалось сэкономить более 16 млрд руб.

После завершения пресс-конференции мы попросили ответить на несколько вопросов Михаила Евраева, начальника Управления ФАС РФ по контролю за размещением государственного и муниципального заказа.

- Михаил Яковлевич, почему решили отменить региональные и муниципальные сайты и печатные издания, которые создавались для распространения информации по госзаказу?

- В России 88 субъектов и более 24 тыс. муниципальных образований, и у каждого из них свой формат сайта, индивидуальное представление о размещении данных, из-за чего найти самую простую информацию порой очень трудно. Я сам несколько раз проделывал подобный эксперимент на разных сайтах. Например, искал на порталах данные, которые там точно были, но либо вообще не находил, либо тратил на поиск более полутора часов. Поэтому, когда мы говорим о едином федеральном портале, то имеем в виду единообразие размещения и получения информации. В случае возникновения конфликтов или судебных разбирательств предусмотрена возможность получения выписки с единого портала. На сайте ничего не удастся исправить задним числом, как это часто бывает на региональных и местных порталах. Одним словом, заказчики и поставщики
получат усовершенствованный и унифицированный информационный инструмент.

Кстати, местные и региональные печатные издания отменяются только через три года - это даст заказчикам время для постепенного перехода на единый портал. Что же, так и будем жить по старинке, когда весь мир работает в Интернете? К тому же за прошедшие полтора года высокие технологии, применяемые в системе государственного заказа в России, показали себя с очень хорошей стороны.

- В каких регионах рейтинг прозрачности выявил большее число “героев“?

- 8 тыс. проверок, проведенных Федеральной антимонопольной службой в прошлом году, кажутся внушительной цифрой. Однако количество процедур размещения заказа за это время перешагнуло через 13 млн. Проверить их все нет возможности. Однако говорить о регионах-“героях“ я не буду. У ФАС есть разные территориальные управления - некоторые более сильные, иные слабее. Возможно, из-за этого в отдельном субъекте РФ обоснованными являются 20% жалоб, в другом - 80%. Поэтому в будущем одной из основных задач нашей службы станет унификация практики проверки по всей стране.

“Принципы проекта национальный рейтинг прозрачности“

прозрачность, конкурентность и эффективность должны стать основой функционирования национального рынка закупок как в государственном, так и в корпоративном секторе;

коррупция является самой острой проблемой национального рынка закупок, и ее решение должно быть одним из главных приоритетов государственной политики;

коррупция должна получить ответ, который бы опирался на ясное и детальное понимание всех аспектов проблемы, принимал во внимание российскую специфику и учитывал объективные возможности государства;

необходима единая государственная стратегия противодействия коррупции в секторе госзакупок, определяющая приоритеты, целевые показатели, принципы и подходы к решению проблемы, а также ресурсы и сроки, необходимые для ее осуществления;

гражданский контроль за деятельностью государственных структур в сфере
размещения государственного заказа является незаменимым стимулом для активизации усилий государства по решению проблемы коррупции;

российское деловое сообщество должно привлекаться для участия в выработке государственной антикоррупционной стратегии и практических мер по ее реализации.

Рейтинг прозрачности создается с целью формирования системы непрерывного мониторинга состояния и тенденций национального рынка закупок. Эта система направлена на решение следующих задач:

содействие пониманию реальных механизмов функционирования национального рынка закупок и поведения его основных участников, включая государство;

формирование информационной базы для проведения детального анализа процессов, протекающих на российском рынке государственных и корпоративных закупок;

отслеживание показателей эффективности государственной политики по противодействию коррупции в секторе государственных закупок;

информирование общественности и средств массовой информации о закупочной деятельности государственных структур.

ФАС отвечает

Оптимизм законотворца разделил и начальник управления ФАС России по контролю за размещением государственного и муниципального заказа Михаил Евраев, рассказавший о поддержке, которую ФАС России оказывает рейтингу прозрачности. В 2007 г. ФАС официально, в том числе по запросу оргкомитета рейтинга, провела более 8 тыс. проверок, при этом более чем в 50% случаев были обнаружены нарушения. В частности, докладчик отметил: “Федеральная антимонопольная служба является контролирующим органом в сфере государственного заказа. Поэтому для нас как для органа государственной власти вдвойне отрадна инициатива общественных организаций, которые проявляют активность в вопросе появления порядка в сфере размещения государственного заказа, тем более что в ближайшее время в данной сфере предстоят большие изменения. С 1 октября вступил в силу Федеральный закон N 218-ФЗ, который внес около 150-200 поправок в Федеральный закон N 94-ФЗ. С 1 января 2010 г. в стране вводится единый общероссийский портал для всех субъектов РФ, на котором будет сосредоточена вся информация по закупкам,
производимым на территории страны. Таким образом, прекращают существовать региональные и местные сайты. Отменяются печатные СМИ. С 1 января 2008 г. размещение заказов на строительство будет происходить исключительно на аукционах“.

Предполагается, что существенно расширится аукционный перечень. На сегодняшний день он охватывает порядка 20-25% товаров и услуг, а в будущем составит примерно 80% всех государственных товаров и услуг в России, вследствие чего серьезно изменится сфера муниципального и государственного заказа. С 1 октября возрастут и санкции - до 50 тыс. руб. за одно нарушение. В случае подтверждения претензии к комиссии, каждый из ее членов будет вынужден уплатить указанную сумму.

Объем сэкономленных бюджетных средств по федеральным и региональным закупкам в 2006 г. составил 107 млрд руб., в первом полугодии 2007 г. - 65,8 млрд. М. Евраев считает, что достигнуть такого эффекта удалось в первую очередь благодаря увеличению количества аукционов и повышению прозрачности информации. Например, в Республике Татарстан 49% всех товаров, работ и услуг размещаются исключительно на аукционах. Специалисты ФАС выяснили, что ценовая разница между аукционами и конкурсами составляет в среднем 20%. А несколько месяцев назад Росздрав начал проводить аукционы по дополнительному лекарственному обеспечению, и только по одному лоту начальная стоимость составляла 1 380 млн руб., а конечная - 550 млн.

Лидеры рейтинга прозрачности 2006 г.

Региональные закупщики: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан.

Корпоративные закупщики: ОАО “Центр Телеком“, ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат“.

Антон Никольский назвал товарные категории, закупки по которым, по данным рейтинга прозрачности, наиболее подвержены отклонению закупочных цен от среднерыночных: это медицинские товары, горюче-смазочные материалы, оргтехника, а также строительные и научно-исследовательские работы. В частности, в категории ГСМ средний показатель завышения закупочных
цен составил 25%, а нарушение закупочных процедур отмечено в 45% рассмотренных конкурсов. Самый высокий процент нарушений конкурсных процедур - 57% - выявлен в области работ по строительству, составляющих самую весомую группу госзакупок.

А. Андреева


“Бюджет“, N 11, ноябрь 2007 г.