В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Типовая учетная политика в общественном питании

Типовая учетная политика в общественном питании


(Семенихин В.В.)

(“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, 2012, N 1)

Российское бухгалтерское законодательство обязывает любую компанию формировать и утверждать свою учетную политику, в которой организация закрепляет методы и способы учетной работы. В полной мере это требование распространяется и на организации общественного питания, которые по общему правилу обязаны вести бухгалтерский учет. Причем от ведения бухгалтерского учета компания, оказывающая услуги общепита, не освобождается даже в том случае, если она платит единый налог на вмененный доход.

Отметим, что в своем нормативном документе организация общественного питания закрепляет только
те аспекты, в части которых бухгалтерское и налоговое законодательство содержит многовариантные способы учетной работы.

В настоящее время с учетом новых условий хозяйствования, изменений в законодательстве методическое обеспечение учетного процесса в общественном питании нуждается в значительном реформировании и усовершенствовании. Поэтому для организаций общественного питания учетная политика является тем основным документом, без которого фактически невозможно правильно организовать и построить систему бухгалтерского учета в данной организации.

Требование о формировании и утверждении учетной политики организации установлено на законодательном уровне, на что указывает ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ (далее - Закон N 129-ФЗ).

Обратите внимание, Совет Федерации РФ 29.11.2011 в новой редакции одобрил Федеральный закон “О бухгалтерском учете“. Этот правовой акт приводит систему бухгалтерского учета в соответствие с изменившимися условиями деятельности субъектов экономики, а также содействует повышению качества финансовой отчетности и ее прозрачности. Новая редакция Закона устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе финансовой отчетности, формирует правовые механизмы регулирования бухгалтерского учета, уточняет перечень лиц, на которых распространяется действие законодательства о бухгалтерском учете, и области его применения. Закон вступает в силу с 01.01.2013.

Новый Закон о бухгалтерском учете также не снимает с российских фирм обязанность по ведению учетной работы. Более того, если сегодня организации, применяющие упрощенную систему уплаты налогов, вправе не вести бухгалтерский учет в полном объеме, то в рамках действия нового Закона о бухгалтерском учете они будут вести учет в общем порядке. Заметим, что новый Закон уделяет учетной политике компании большее внимание, чем его предшественник, так как учетной политике
в законопроекте посвящена отдельная статья.

Закон N 129-ФЗ содержит только общие требования к учетной политике, а основным нормативным документом, устанавливающим основные принципы ее формирования, является Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации“ (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую в организации общественного питания совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Словом, учетная политика охватывает всю систему учета от первичного наблюдения до обобщения итогов, в силу чего и Закон N 129-ФЗ, и ПБУ 1/2008 обязывают организацию в качестве приложений к учетной политике утверждать:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля над хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

При формировании своего учетного регламента организация общепита должна исходить из допущений, перечисленных в п. 5 ПБУ 1/2008.

Обратите внимание, если организация общепита относится к субъектам малого бизнеса и не размещает публично ценные бумаги, то она вправе отступить от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е.
в бухгалтерском учете она может определять свои доходы и расходы кассовым методом. На это указывает и п. 12 Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации“ ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н. Если компания пользуется данным правом, то это положение обязательно вносится в свой учетный регламент, а отступление от допущения временной определенности указывается организацией в пояснительной записке, прилагаемой к отчетности фирмы.

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 учетная политика организации общественного питания должна обеспечивать следующие требования:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

- осмотрительность - большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

- приоритет содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;

- непротиворечивость - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

- рациональность - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Как и все остальные, организации общественного питания должны иметь учетную политику не только для ведения бухгалтерского учета, но и в целях налогообложения. На это указывают положения налогового российского законодательства, в частности гл. 21, 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Подтверждает это и судебная практика. Как отметил ФАС Западно-Сибирского
округа в Постановлении от 20.11.2006 по делу N Ф04-7773/2006(28631-А46-26), учетная политика влияет на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налога, в силу чего наличие ее в организации является обязательным.

Систему налогового учета организация общественного питания формирует самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета. Говоря другими словами, указанная система применяется организацией последовательно от одного налогового периода к другому. Принципы формирования налоговой учетной политики заложены в ст. 313 НК РФ.

Порядок ведения налогового учета закрепляется организацией общественного питания в учетной политике для налогообложения, которая утверждается в начале каждого месяца.

При этом ПБУ 1/2008 допускает два возможных способа отражения последствий изменения учетной политики:

- ретроспективный;

- перспективный.

Если компания является субъектом малого предпринимательства и не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, то она может пользоваться только перспективным методом отражения последствий изменения учетной политики. Такое право для указанной категории фирм закреплено в п. 15.1 ПБУ 1/2008. Для реализации данной возможности организация общепита должна предусмотреть это в своем учетном регламенте.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Кстати, аналогичное требование вытекает из п. 10 Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, а также из п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России
от 29.07.1998 N 34н.

Состав и содержание информации об учетной политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности по конкретным вопросам бухгалтерского учета, устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если организация публикует свою отчетность не в полном объеме, то информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

Напомним, что информация об изменении учетной политики раскрывается в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

Причем в обязательном порядке приводится не только причина изменения учетной политики, но и содержание таких изменений:

- порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, то и по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

- суммы соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Организация общественного питания при формировании своей учетной политики должна учесть следующее:

- организационные моменты. В качестве организационных моментов учитываются отраслевые и структурные особенности организации общественного питания, виды осуществляемой деятельности, а также приводится перечень применяемых отраслевых инструкций и рекомендаций. Кроме того, указываются сведения об организации бухгалтерской службы хозяйствующего субъекта, перечень прав и обязанностей бухгалтерских служб, график документооборота, а также порядок отражения информации в учете и составления бухгалтерской отчетности;

- способы
оценки имущества, обязательств и методы их отражения в бухгалтерском учете.

В учетной политике организации общественного питания в обязательном порядке необходимо закрепить следующую информацию:

- о нематериальных активах (НМА) - указывается их состав, оценка в целях бухгалтерского учета, определение срока полезного использования, методы начисления амортизации, возможность применения повышенных норм амортизации, переоценки и т.д.;

- об основных средствах организации (ОС) - указываются критерии отнесения активов к ОС, порядок учета ОС, стоимость которых не превышает 40 000 руб., оценка ОС, методы начисляемой амортизации, порядок переоценки, восстановление ОС;

- о материально-производственных запасах (МПЗ). Здесь организация общепита закрепляет:

- порядок отнесения имущества к МПЗ, метод учета сырья (продуктов) на кухне (по фактической себестоимости с применением счета 10 “Материалы“ или по учетным ценам с применением счетов 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей“ и 16 “Отклонение в стоимости материальных ценностей“);

- учет движения МПЗ;

- методы списания их в производство (ФИФО, средняя себестоимость или себестоимость единицы) и т.д.;

- о товарах (продуктах питания, если организация общественного питания ведет учет продуктов на счете 41 “Товары“). Здесь организация закрепляет такие моменты, как:

- методы оценки товаров;

- учет транспортных расходов;

- методы отпуска товаров в производство и т.д.;

- об учете затрат на производство. В этом подразделе закрепляется состав на производство готовой продукции, указывается их метод учета, а также порядок учета незавершенного производства;

- об учете финансовых результатов деятельности организации общественного питания. Этот
подраздел должен содержать информацию о доходах и расходах организации, о том, каким образом в учете будут отражаться возникающие курсовые разницы, как производится списание дебиторской задолженности, учет прибылей (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном периоде.

Кроме того, в учетной политике организации общепита должны быть закреплены положения об учете заимствований и финансовых вложений, порядок и сроки проведения инвентаризаций, положения об используемом плане счетов бухгалтерского учета и формах первичных учетных документов.

Организация общественного питания также должна указать в своей учетной политике, где формируются данные налогового учета.

Источником информации для определения налоговой базы могут служить регистры бухгалтерского учета. Если они не содержат достаточной информации, то следует вести самостоятельные реестры налогового учета на бумажных носителях, в электронном виде или на любых машинных носителях.

Формы регистров, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и первичных учетных документов устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения согласно ст. 314 НК РФ. При их разработке необходимо помнить о списке обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 313 НК РФ:

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

За правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета отвечают лица, составившие и подписавшие их. Внесение исправлений в регистры должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего их, с указанием даты записи.

Отметим, что
налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Если организация общественного питания затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять формы налоговых регистров, которые приведены в Рекомендациях МНС России “Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации“.

В части налога на добавленную стоимость (НДС) учетная налоговая политика организации общественного питания должна содержать следующую информацию.

1. Распределение входного НДС между операциями, облагаемыми налогом и освобожденными от налогообложения. Организации общественного питания могут одновременно осуществлять как облагаемые (п. 1 ст. 146 НК РФ), так и не облагаемые НДС операции (п. 2 ст. 146, 149 НК РФ).

В этом случае в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ организации общественного питания следует организовать раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Необходимость ведения раздельного учета связана с тем, что суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления облагаемых НДС операций, принимаются к вычету, а необлагаемых - учитываются в их стоимости.

Обратите внимание, если раздельный учет не ведется, то суммы НДС не только не принимаются к вычету, но и не включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Учетная налоговая политика должна содержать информацию о том, в какой пропорции
распределяется входной НДС, если организация общественного питания одновременно осуществляет налогооблагаемые операции и операции, освобожденные от налогообложения. Такая пропорция определяется согласно п. 4 ст. 170 НК РФ.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период, имущественных прав.

Рассчитывать такую пропорцию нужно за квартал, так как налог уплачивается поквартально. Такие же разъяснения по этому поводу дают и налоговые органы в Письме ФНС России от 24.06.2008 N ШС-6-3/450@ “О порядке ведения с 1 января 2008 года раздельного учета НДС“.

С фискальными органами согласен и Минфин России, на что указывает Письмо от 26.06.2008 N 03-07-11/237. Исключение составляет лишь случай определения доли НДС, принимаемого к вычету по ОС или НМА, принимаемым на учет в первом или втором месяцах квартала, - в этом случае налогоплательщик вправе использовать пропорцию по итогам месяца приобретения внеоборотного актива.

Пример 1. Организация общественного питания помимо своего обычного вида деятельности реализует продукты питания собственного производства школьной столовой, продажа которых согласно пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС.

За отчетный период выручка от реализации продуктов питания школьной столовой составила 140 000 руб., а выручка от продажи облагаемой продукции - 708 000 руб., в том числе НДС - 108 000 руб. Сумма входного НДС по общим издержкам обращения составила 20 000 руб.

Доля выручки от реализации продуктов питания, не облагаемых НДС, составит:

140 000 руб. / (140 000 руб. + 600 000 руб.) x 100% = 18,91%, а доля выручки облагаемых операций - 81,09%.

Следовательно, сумма НДС в части общих издержек обращения в размере 20 000 руб. x 18,91% = 3782 руб. учитывается в стоимости приобретенных услуг, а величина в размере 20 000 руб. x 81,09% = 16 218 руб. принимается к вычету.

Приобретая активы, организация общественного питания не всегда знает, где и на какие цели они будут израсходованы. В том случае если входной НДС по такому имуществу был принят к вычету, то, например, при использовании этого имущества на непроизводственные цели организация должна будет восстановить суммы налога.

Таким образом, в целях правильности исчисления НДС организации общественного питания очень важно закрепить в учетной политике такие важные моменты:

- организацию и способы ведения раздельного учета;

- способы корректировки ранее зачтенных сумм по НДС.

2. Налог на добавленную стоимость по нормируемым затратам. В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ по расходам, принимаемым в целях налогообложения в пределах норм, НДС принимается к вычету только в пределах таких норм.

Применяя это правило, организация общественного питания должна указать порядок распределения сумм налога по нормируемым расходам (на основании налоговых регистров или по данным бухгалтерского учета).

В частности, в пределах установленных норм принимаются:

- представительские расходы, включаемые в расходы организаций для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот период (п. 2 ст. 264 НК РФ);

- расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Пример 2. Организацией общественного питания в отчетном (налоговом) периоде были осуществлены представительские расходы в размере 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Расходы на оплату труда в этом же периоде составили 300 000 руб.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ для целей налогообложения по налогу на прибыль представительские расходы принимаются только в пределах 4% от величины расходов на оплату труда, а именно в пределах 12 000 руб. (300 000 руб. - 4%). Оставшаяся сумма представительских расходов признается сверхнормативной и не может быть учтена для целей налогообложения прибыли, на что указывает и п. 42 ст. 270 НК РФ.

Следовательно, сумма НДС, которая может быть принята к вычету, составит у организации всего 2160 руб.

3. Порядок нумерации счетов-фактур. Обратите внимание, вплоть до надлежащего утверждения формы счета-фактуры в учетной политике организации общепита следует привести положение об используемой форме счета-фактуры. Так, организация может закрепить положение о том, что до утверждения Правительством РФ типовой формы счета-фактуры организация использует форму счета-фактуры, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 “Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость“, дополненную обязательным реквизитом “наименование валюты“. При этом саму форму счета-фактуры целесообразно привести отдельным приложением к приказу об учетной политике.

Поскольку с 01.10.2011 легализованы корректировочные счета-фактуры, то организация должна предусмотреть и форму такого документа, который будет использоваться до появления утвержденной формы документа.

В отношении налога на прибыль организация общественного питания должна отразить в учетной политике применяемый ею метод учета доходов и расходов.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены два способа признания доходов и расходов:

- метод начисления (ст. ст. 271, 272 НК РФ), которым могут воспользоваться все организации;

- кассовый метод (ст. 273 НК РФ), которым могут пользоваться те организации, у которых в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Пример 3. Выручка организации общественного питания ООО “Карамель“ составила:

- за IV квартал 2011 г. - 1 770 000 руб., в том числе НДС - 270 000 руб.;

- за III квартал 2011 г. - 1 357 000 руб., в том числе НДС - 207 000 руб.;

- за II квартал 2011 г. - 944 000 руб., в том числе НДС - 144 000 руб.;

- за I квартал 2011 г. - 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб.

Вправе ли ООО “Карамель“ в 2012 г. воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли согласно ст. 273 НК РФ?

В 2011 г. средняя выручка ООО “Карамель“ за квартал составила: 987 500 руб. ((1 770 000 руб. - 270 000 руб. + 1 357 000 руб. - 207 000 руб. + 944 000 руб. - 144 000 руб. + 590 000 руб. - 90 000 руб.) / 4 квартала).

Поскольку средняя выручка ООО “Карамель“ в размере 987 500 руб. меньше лимита, установленного ст. 273 НК РФ, то организация общественного питания вправе воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли в 2012 г.

В случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение налогового периода налогоплательщик, использующий кассовый метод, обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода (года), в котором было допущено превышение, согласно п. 4 ст. 273 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с гл. 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организациям общественного питания целесообразно зафиксировать следующие аспекты своей деятельности:

- формирование первоначальной стоимости ОС, НМА, МПЗ, товаров в целях налогообложения;

- оценку безвозмездно полученного имущества и имущества, получаемого в порядке товарообмена (соответствие рыночным ценам) и порядок установления (подтверждения) этих цен;

- применяемые методы амортизации ОС и НМА (линейный или нелинейный метод, использование права амортизационной премии в части ОС, применение понижающих или повышающих коэффициентов при расчете амортизации и т.д.);

- методы списания МПЗ в производство (в том числе продуктов питания) для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО);

- оценку товаров и методы их списания;

- оценку возвратных отходов;

- списание и распределение транспортных расходов между стоимостью остатков товаров на складе и реализованных товаров;

- порядок распределения расходов, когда связь между доходами и расходами определяется косвенным путем;

- создание резервов и т.д.

Сравнивая требования к правилам разработки учетной политики в бухгалтерском и налоговом учете, а также сами правила бухгалтерского и налогового учета, можно заметить, что некоторые методы учета, закрепленные в бухгалтерском праве, достаточно схожи с методами налогового учета. Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, организации общественного питания по возможности рекомендуется применять одинаковые методы и порядок их применения.

Если же нормы налогового законодательства отличаются от правил бухгалтерского учета, то у организации общепита обязательно появится необходимость применения такого бухгалтерского стандарта, как Положение по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Организация общепита не освобождается от ведения бухгалтерского учета, даже если она применяет такой специальный налоговый режим, как система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, регулируемый нормами гл. 26.3 НК РФ. Поэтому такие организации разрабатывают учетную политику в полном объеме, т.е. по всем видам активов и обязательств с утверждением всех неотъемлемых приложений (перечень самостоятельно разработанных форм первичных учетных документов, рабочий план счетов, график документооборота, сроки инвентаризации, порядок контроля и др.).

В случае применения упрощенной системы налогообложения организации общественного питания пока еще могут составить учетную политику только в части учета объектов ОС и НМА. Представлять в налоговую инспекцию этот документ не нужно, однако проверяющие органы в ходе проверки могут его затребовать (Письмо УМНС России по г. Москве от 26.02.2004 N 21-09/12333). Учитывая, что новый Федеральный закон о бухгалтерском учете одобрен Советом Федерации РФ 29.11.2011 (вступает в силу с 01.01.2013), имеет смысл готовить свою учетную политику на 2012 г. исходя из требований ведения учета в полном объеме.

Помимо изложенного в учетной политике организации общественного питания для бухгалтерского и налогового учета могут быть зафиксированы иные положения, которые организация считает для себя наиболее важными. Например, неурегулированным является вопрос о начислении в бухгалтерском учете сумм возможных штрафных санкций по страховым взносам на обязательные виды социального страхования. Действующие бухгалтерские документы предлагают организациям два возможных варианта их начисления:

- по аналогии с начислением штрафных санкций по налоговым платежам, т.е. с использованием балансового счета 99 “Прибыли и убытки“;

- с использованием счета 91 “Прочие доходы и расходы“.

В силу наличия двух вариантов учета пеней и штрафов по страховым взносам организация общепита должна выбрать свой способ и закрепить свое решение в учетной политике.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

3. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ.

4. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ.

5. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации“ ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02: Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

9. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

10. Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

В.В.Семенихин

Руководитель

“Экспертбюро Семенихина“

Подписано в печать

11.01.2012