В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Торги на электронной площадке (Кукина С.Л.) (“Руководитель бюджетной организации“, 2010, N 8)

“Руководитель бюджетной организации“, 2010, N 8


ТОРГИ НА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКЕ


Электронный аукцион все более требовательно вторгается в бюджетную сферу. С 1 июля 2010 г. федеральные заказчики обязаны проводить тендеры по всем группам товаров и услуг только через электронные аукционы. С 2011 г. проводить по госзакупкам электронные торги будут обязаны также региональные и муниципальные заказчики. Между тем новая электронная реальность госзаказа ставит и перед заказчиками, и перед участниками торгов множество вопросов.

Как мы уже писали, Минэкономразвития совместно с ФАС отобрало пять операторов интернет-порталов для проведения электронного аукциона <1>. Такими электронными площадками стали:

- ОАО “Единая электронная площадка“ (Москва, http://roseltorg.ru);
- ЗАО “ММВБ - Информационные технологии“ (Москва);

- ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан“ (Казань, http://zakazrf.ru);
- ЗАО “Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов“ (Москва, http://sberbank-ast.ru);
- ООО “Индексное агентство РТС“ (Москва).

--------------------------------

<1> Техническое задание на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме от 20.11.2009; Протокол от 19.01.2010 N 95 о результатах отбора.

На сегодняшний день электронные торги эффективно проводятся на трех из этих ресурсов: “Единая информационная площадка“, “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан“ и “Сбербанк-АСТ“. Электронная торговая площадка ММВБ доступна пользователям в режиме учебной версии (ознакомиться с этой версией сайта можно по адресу: http://auction.micex-pfo.ru). В ближайшее время ожидается и старт работы “Индексного агентства РТС“. Особенности проведения электронных аукционов стали темой электронной же (онлайн) пресс-конференции, инициатором которой выступило агентство “РИА-новости“. Представитель оператора электронной площадки <2> ответил на вопросы участников online-общения.

--------------------------------
<2> Председатель совета директоров “Сбербанк-АСТ“ Николай Андреев.

Примечание. Электронная площадка “Сбербанк-АСТ“ действует с июля 2009 г. При этом основной поток заказчиков “хлынул“ с момента утверждения в январе 2010 г. перечня номенклатуры, по которой проведение аукционов государственным заказчиком является обязательным. В июле 2009 г. был проведен один аукцион, итоговая сумма месяца составила 2 млн руб. Сейчас сумма объявленных аукционов на площадке приближается к 100 млрд руб.

Какие же вопросы возникают у госзаказчиков и участников торгов относительно
возможностей электронного аукциона? Мы сгруппировали их по нескольким направлениям.

Общие вопросы

Существует ли возможность проведения торгов в форме котировок цен на электронные торги? “Короткие“ электронные аукционы объявляются за семь дней до окончания приема заявок, и реализация запросов котировки в виде таких электронных аукционов является общим направлением в развитии системы госзаказов. При этом, напомнил спикер, закупки на сумму до 500 000 руб. можно осуществлять путем проведения аукциона. Кстати, Николай Андреев подчеркнул, что в случае проведения небольших аукционов оператор площадки получает вознаграждение не в полном объеме (его размер не превышает размер обеспечения в аукционе).

Как обеспечиваются обязательства участников торгов по поставке товаров? Обеспечение участия в торгах составляет до 5% суммы госконтракта. Эту сумму участник перечисляет на свой лицевой счет, открытый на электронной торговой площадке. Обеспечение исполнения обязательств по госконтракту составляет до 30% его суммы. Таковым являются банковская гарантия или договор поручительства.

Относительно гарантий качества продукции Николай Андреев сообщил, что ни при одной из известных форм торгов, включая электронные, контроль качества продукции не осуществляется. Проверить это качество на соответствие требованиям заказчика можно только на этапе приема продукции.

Участвовать в электронных аукционах могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Действия участника аукциона,

необходимые для работы на площадке


Прежде всего участник аукциона получает электронно-цифровую подпись (ЭЦП). Настройка ЭЦП является функцией системного администратора организации-участника. Далее следуют установка браузера, прохождение аккредитации на площадке, получение пароля к своему личному кабинету и доступа к той части
аукциона, которая закрыта для неаккредитованных посетителей портала. После этого можно начинать работать. Одна и та же ЭЦП может использоваться на нескольких компьютерах организации, но для этого системный администратор должен установить на компьютерах программное обеспечение “Крипто-Про“.

Примечание. С 1 июля 2009 г. вступили в силу поправки к Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ, в частности гл. 3.1 “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме“ о введении новой системы электронных аукционов на ограниченном числе площадок. С 1 июля 2010 г. федеральные заказчики вместо обычных аукционов обязаны проводить исключительно электронные абсолютно по всем группам товаров и услуг.

Отвечая на вопросы этого раздела, Николай Андреев уточнил, что на электронной площадке “Сбербанк-АСТ“ используется ЭЦП, выпущенная компанией “СКБ-Контур“ и удостоверяющими центрами. Все они являются членами Ассоциации электронных торговых площадок.

Требования к документации

В каком формате следует сохранять уставные документы для прикрепления их к заявке на аккредитацию? Документы, загружаемые на сайт электронной площадки, сканируются и сохраняются в форматах tiff, pdf, jpeg и т.п. Иногда требуемые документы имеют большой объем. В таких случаях правила работы на площадке допускают сканирование только нескольких страниц, а именно тех, на которых имеются печати и подписи. Документ целиком в таких случаях допустимо прилагать в формате Word.

Что касается образцов и форм документов, спикер отослал потенциальных заказчиков и участников аукциона на тематические форумы, назвав в качестве примера известный портал tendery.ru. Он сослался на существующую политику “Сбербанк-АСТ“, в русле которой оператор электронной площадки избегает предоставлять участникам размещения заказа и госзаказчикам
какие бы то ни было формы документов, поскольку это не относится напрямую к их функциям.

Сроки процедур

По результатам открытого электронного аукциона заключен государственный контракт. В нем обнаружена незначительная (не цена и не объем работы) опечатка. Десятидневный срок прошел. Что делать заказчику? Отвечая на этот вопрос, Николай Андреев напомнил, что на период подписания контракта площадка блокирует денежное обеспечение участников, которые заняли два последующих места. Законом предусмотрен срок на подписание контракта между госзаказчиком и победителем аукциона, и средства компаний, получивших второе и третье места, освобождаются в точном соответствии с этим сроком. Поэтому переподписание контракта, в котором обнаружена незначительная ошибка, невозможно. Однако спикер посоветовал подписать с победителем дополнительное соглашение, в котором все неточности оговариваются и устраняются.

Во время электронных торгов бывают ситуации, когда заказчики и поставщики не могут найти друг друга, при том что “поджимают“ регламентированные сроки подписания государственного контракта. В таких случаях следует обращаться к сотрудникам контакт-центра электронной площадки, призванным помогать разбираться в нюансах работы интернет-торгов.

При возникновении конфликтных ситуаций, когда заказчик или участник аукциона считают, что конкретный сотрудник электронной площадки обошелся с ним некорректно, и подает жалобу в ФАС, оператор площадки проверяет факты. Поскольку все переговоры записываются, истину установить нетрудно.

Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона. Потенциальных участников достаточно, но на этой торговой площадке они не зарегистрированы. Подрядчики обращаются к заказчикам за информацией, однако те не могут их проконсультировать, а время идет, и объявленный электронный аукцион может быть признан несостоявшимся. Как обеспечить выполнение
работ в запланированные сроки? Исходя из законодательно обусловленных сроков процедур все участники, как правило, успевают пройти аккредитацию. Извещение о проведении аукциона публикуется за 20 дней до окончания приема заявок. Подготовка к аккредитации участника на электронной площадке занимает три-четыре дня. Рассмотрение заявки на аккредитацию согласно Закону оператор обеспечивает в течение пяти дней. Однако, по словам Николая Андреева, все же бывают случаи, когда заявка на аккредитацию подается участником в последний момент, и он не успевает подать заявку на торги. В таких случаях участнику следует обратиться к оператору площадки с объяснением сложившихся обстоятельств, и тот рассматривает документы в ускоренном режиме - в течение суток.

Перспективы электронных торгов

Николай Андреев убежден, что электронные торги - это технологичный, прозрачный и эффективный инструмент. Представитель оператора выразил уверенность, что в ближайшем будущем технологии электронного аукциона будут использоваться во всех областях, где продавец и покупатель взаимодействуют под контролем государства. Он озвучил некоторые ближайшие планы компании. В частности, речь идет о банковских сервисах, которые помогут заказчикам и подрядчикам без каких-либо помех участвовать в электронных торгах. Кроме того, оператор планирует совершенствовать сервисы электронной площадки и расширять сферу применения электронных аукционов в России. Так, аукционы могут проводиться в рамках процедуры банкротства предприятий, поскольку соответствующие изменения в законодательстве уже вышли. Также спикер упомянул о перспективе создания закупочных порталов для естественных монополий.

К сведению. Электронная площадка “Сбербанк-АСТ“ - это дочерняя структура Сбербанка, которая была создана, чтобы соответствовать необходимым параметрам обслуживания государственного заказа РФ. Это современнейший технологический комплекс, который позволяет решать задачи по обслуживанию большого количества заказчиков и
поставщиков одновременно в реальном режиме времени. На электронной торговой площадке Сбербанка есть не только необходимые современные решения, программное обеспечение, серверы и прочее, но и концепция развития компании, которая позволит на основе современных законов способствовать развитию электронного аукциона как современного инструмента в госзаказе.

Несколько вопросов online-конференции затронули тему коррупции. По мнению председателя совета директоров “Сбербанк-АСТ“, главная помеха на пути развития электронных торгов в России - это коррумпированность чиновников. Однако в саму систему электронного аукциона заложены механизмы, позволяющие снижать коррупционный потенциал этого вида торгов; главный из них, предотвращающий сговор участников, - это их анонимность. До завершения всех процедур аукциона заказчик не знает, какие компании участвуют в его торгах, они зашифрованы под номерами участников аукциона.

Тем не менее представитель оператора признал, что электронные аукционы не в состоянии полностью устранить коррупцию. “Но, во всяком случае, они сильно усложняют жизнь коррупционерам. В случае проведения электронных торгов практически не остается возможности организации договорных закупок без нарушения процедуры закупки. А за корректностью проведения процедур следит Федеральная антимонопольная служба, которая очень оперативно рассматривает жалобы участников торгов на противоправные действия заказчика и при этом выносит очень жесткие предписания в адрес заказчика“, - добавил он.

На сегодняшний день эффективность электронных аукционов в значительной степени зависит от номенклатуры госзакупок. Если речь идет о закупках товаров, работ и услуг, рынок которых характеризуется развитой конкуренцией, эффективность электронных торгов достигает 25% и более. Что интересно, максимальное снижение цены наиболее очевидно на аукционах по продуктам питания, оргтехнике, мебели, лекарственным препаратам.

В каких же регионах или компаниях России
больше всего распространены электронные торги? Если говорить о географическом делении, лидеры по оборотам - это Москва и Московская область, а также Северо-Западный регион. Среди ведомств лидируют Минобороны и Минздравсоцразвития.

Николай Андреев сообщил, что сегодня в плане опыта и степени распространения электронных аукционов Россия является мировым лидером, ее опыт изучают многие страны мира. В частности, он сослался на опыт общения с коллегами из Великобритании, который показал, что эта страна отстает в данном сегменте и по динамике, и по масштабности деятельности.

С.Л.Кукина
Редактор журнала
“Руководитель бюджетной организации“
Подписано в печать
09.08.2010