В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

ЛИЗИНГ ДЛЯ БЮДЖЕТНИКА

ЛИЗИНГ ДЛЯ БЮДЖЕТНИКА




В ближайшем будущем бюджетные организации смогут приобретать современное оборудование в лизинг. С такой инициативой в июне 2009 г. в Госдуму обратилось Правительство РФ, предложив внести изменения в действующее законодательство. Пока точно неясно, каким образом медицинские, научные и образовательные учреждения смогут осуществлять такую модернизацию, но понимать суть действия схемы лизинга необходимо уже сейчас.



Лизинг такой, какой он есть



Лизинг - это финансовая аренда. Так говорит Гражданский кодекс. В соответствии со ст. 655 ГК РФ лизинг - сделка, при которой лизингодатель
обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)“ (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) определяет лизинг как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Также лизинг подразделяется на финансовый, оперативный и возвратный.

Оперативный лизинг - это по сути обычная аренда. Лизингополучатель получает нужное имущество на определенный срок за плату, а затем возвращает объект лизинга обратно лизингодателю (лизинговой компании). Имущество находится лишь во временном пользовании, а затем лизинговая компания сама решает, как поступить с возвращенным имуществом - передать в лизинг вновь либо продать.

Возвратный лизинг отличается тем, что продавец предмета лизинга одновременно выступает как лизингополучатель. То есть он сам себе продает через лизинговую компанию, получив ускоренную амортизацию, пополнив оборотные средства и оптимизировав налогообложение.

Финансовый лизинг отличается от оперативного тем, что лизингополучатель в конце срока действия договора получает предмет договора (оборудование, автомобиль) в собственность.

Различается и продолжительность срока действия лизинга:

- долгосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение 3 и более лет;

- среднесрочный лизинг - лизинг, осуществляемый в течение от 1,5 до 3 лет;

- краткосрочный лизинг - лизинг, осуществляемый
в течение менее 1,5 лет.



Схема работы по финансовому лизингу



Продавец



------------

Договор купли-продажи

L----------¬

¦/ Кредитный договор

Лизинговая компания <-------- ------> Банк



------------

Договор купли-продажи



Договор залога-лизинга

L----------¬

¦/

Лизингополучатель



------------

Договор страхования

предмета лизинга

L----------¬

¦/

Страховая компания



Лизинговые сделки этого типа представляют собой операции по приобретению лизингодателем в свою собственность имущества по заявке лизингополучателя с последующей сдачей его во временное владение и пользование лизингополучателем на срок, приближающийся по продолжительности к сроку его эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества.

Еще раз подчеркнем, что суть финансового лизинга заключается в том, что лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а специально для передачи его в лизинг (в аренду) лизингополучателю. Организация может выбрать необходимое ей имущество и продавца этого имущества. Продавец имущества также знает, что оно специально приобретается для сдачи его в лизинг и эксплуатировать его будет лизингополучатель; послепродажная работа (гарантийное обслуживание, устранение дефектов) ведется между продавцом и лизингополучателем (организацией). После подписания акта приемки-передачи лизингополучатель полностью отвечает за сохранность переданного имущества.

При возвратном лизинге в сделке участвуют две стороны - продавец, он же покупатель, и лизинговая компания. В этом случае продавец фактически обладает необходимым оборудованием, но пользоваться им в своих целях по каким-либо причинам не может, хотя оно и необходимо в его деятельности. Что можно предпринять в данной ситуации? Лизингодатель и лизингополучатель (нуждающееся в оборудовании предприятие, он же собственник этого оборудования) заключают соглашение на передачу последнему в пользование оборудования; затем лизинговая компания по условиям соглашения покупает у него оборудование (продавец при
этом получает прибыль с продажи) и возвращает его лизингополучателю обратно, но уже только в аренду. Бывший собственник оборудования превратился в лизингополучателя-арендатора. Он пользуется оборудованием, выплачивая арендные платежи согласно условиям договора.

Спрашивается, зачем такие сложности?

Бывают, например, ситуации, когда оборудование нужно самому учреждению, но отвлечь значительные средства из оборота на его покупку значит привести к ухудшению финансового положения организации. Продав лизинговой компании оборудование и получив за него его стоимость, оно возвращает затраченные на покупку оборудования средства уже в виде регулярных арендных платежей, сохраняя при этом за собой право владения и пользования бывшим своим оборудованием.



Выгоды? Есть



Бухгалтер всегда подскажет руководителю, что арендные платежи вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли предприятия и учитываются как текущие оперативные расходы. Более того, оборудование можно амортизировать с коэффициентом 3, то есть стоимость полученного в лизинг оборудования сокращается в три раза быстрее, а значит, уменьшается налог на имущество.

При обычной покупке имущества за свои деньги предприятие обязано единовременно выплатить НДС полностью. Когда компания получает объект по лизингу, она отдает этот налог частями в составе лизинговых платежей. При крупных сделках НДС может составлять внушительную сумму, поэтому рассрочка в выплатах налогов позволяет учреждению не выводить из оборота значительные суммы. Лизинговые специалисты убеждают, что, хотя услуги лизинговых компаний и обходятся дороже услуг банков на 2 - 3%, на практике (по сравнению с займами) экономия средств за счет налоговых льгот составит 15 - 20%. Рассрочки в уплате
НДС по кредиту нет.

И еще одно отличие лизинга от банковского кредита: при заключении лизингового договора от арендатора-лизингополучателя требуется меньше гарантийных обеспечений своей платежеспособности. Залогом является само оборудование. По истечении срока лизинга предоставляется возможность выкупить оборудование по остаточной стоимости и оставить его себе.



Лизинг + бюджетники = ?



Ситуация со старением материально-технической базы учреждений социальной сферы катастрофична во всех регионах страны. В частности, несколько лет назад администрация г. Томска констатировала: налицо значительный износ основных фондов, необходимо модернизировать материально-техническую базу бюджетных учреждений в условиях отсутствия финансирования на эти цели со стороны местного бюджета. Износ технологического, холодильного оборудования в образовательных учреждениях города составляет до 100%, на балансе транспортные средства 70 - 80-х годов выпуска. Нет ни одной турбазы, оборудованной стоянки, крытого модуля, где взрослому населению и детям могли бы оказываться цивилизованные спортивные услуги.

Уже пять лет назад лизинг виделся эффективным и доступным способом решения части проблем. В сравнении с другими финансовыми инструментами он имеет преимущества в реализации инвестиционных проектов в социальной сфере муниципального сектора экономики: приобретаются основные фонды, появляется возможность наиболее эффективного использования внебюджетных средств, кроме того, использование предмета лизинга способно приносить немедленный доход. Бюджетные учреждения смогут оказывать различные платные услуги нужного качества и в нужный срок, а это отличная возможность конкурировать на рынке с частным сектором.

Не секрет, что износ медицинского оборудования в большинстве медицинских учреждений достиг 100% и более. В связи с недостаточным финансированием у многих лечебно-диагностических учреждений
основной проблемой являются переоснащение и дооснащение своих больниц и поликлиник современным лечебно-диагностическим оборудованием. Медицинское оборудование в основном дорогостоящее, и приобрести его большинству медицинских учреждений возможно лишь по схемам долгосрочного финансового лизинга. Через реализацию целевых программ с помощью лизинга муниципальные стоматологические поликлиники получили бы возможность получить современное стоматологическое оборудование, а школы - компьютерные классы. Свои потребности есть и у дошкольных образовательных учреждений, и у органов социальной защиты, и у бюджетников, работающих в сфере культуры и спорта.

Получается, что бюджетные предприятия - интересная целевая группа для лизинговых компаний: денежные средства со счетов лизингополучателя списываются бесспорно, региональные власти выступают гарантами исполнения договорных отношений, залогом является само оборудование, а риски его утраты или уничтожения страхуются в ведущих страховых компаниях.



Бочка меда



Правительство РФ предложило:

1) дополнить ст. 72 Бюджетного кодекса п. 4 следующего содержания: в случае, если предметом государственного (муниципального) контракта является финансовая аренда (лизинг), перечень имущества, которое может являться предметом договора финансовой аренды (лизинга), устанавливается Правительством РФ.

При этом в условиях договора финансовой аренды (лизинга) должно быть установлено, что выбор продавца имущества по договору финансовой аренды (лизинга) осуществляется лизингодателем;

2) внести в часть вторую Гражданского кодекса такие изменения:

- из ст. 665 исключить слова “для предпринимательских целей“;

- из ст. 666 исключить слова “используемые для предпринимательской деятельности“;

3) внести в Федеральный закон от 29.10.1998
N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)“ следующие изменения:

- ст. 1 дополнить абзацами такого содержания: в случае, если лизингополучателем является бюджетное учреждение, положения п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 13, п. 7 ст. 15, п. п. 5 - 9 ст. 17, абз. 1 и 3 п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона применяются с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации.

На бюджетные учреждения не распространяются положения ст. 8, п. 3 ст. 11, п. 2 ст. 15 (в части сопутствующих договоров), ст. 18, п. 3 ст. 20, п. 4 ст. 21, п. 2 ст. 23, абз. 2 п. 2 ст. 28, п. 3 ст. 37, ст. 38 настоящего Федерального закона;

- из п. 1 ст. 3 исключить слова “которое может использоваться для предпринимательской деятельности“;

4) п. 1 ст. 10 дополнить абзацем следующего содержания: в случае, если лизингополучателем является бюджетное учреждение, права и обязанности сторон договора лизинга регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и договором лизинга.

Предложение внесено. На чьем столе сейчас этот правительственный документ?

Как сообщает Оксана Солнышкина, генеральный директор консалтингового агентства “Территория лизинга“ (г. Санкт-Петербург), по решению Минэкономразвития создана рабочая группа по вопросу совершенствования законодательства о финансовой аренде (лизинге). В состав данной рабочей группы вошли не только представители власти, но и лизинговое сообщество в лице “Секции по лизингу при ТПП РФ“, “Северо-Западной лизинговой ассоциации“ и других крупнейших лизинговых компаний. Первое заседание рабочей группы уже состоялось, следующее планируется в январе 2010 г.

Исходя
из того, что бюджеты госучреждений на 2010 г. сверстаны, а принятие поправок в действующее законодательство в этом году вполне ожидаемо, соответственно, применение такого финансового инструмента, как лизинг, реально начиная с 2011 г.

Возможно, допустив бюджетные учреждения к услуге финансовой аренды, Правительство РФ рассчитывает подхлестнуть спрос на отечественные автотранспортное, медицинское и иное оборудование для научных и образовательных целей.




Ложка дегтя




Но эти инициативы вызывают определенный скепсис и у лизинговых компаний, и у самих учреждений. Весь вопрос в том, под какие проценты им можно будет воспользоваться, так как стоимость услуги может колебаться от 6 до 20%. В отличие от лизинговых компаний и банков, кредитующих сделку, государство не заинтересовано в высоких ставках. Законопроект предусматривает закупки в лизинг только отечественного оборудования и техники, а это существенно снизит возможности бюджетных организаций в сравнении с коммерческими предприятиями. Да и не все бюджетники готовы брать в аренду отечественное. “У нас серьезное научное учреждение, и нам предпочтительнее импортная продукция: те же холодильники, центрифуги, рентген“, - говорит главный экономист НИИ гриппа Северо-западного федерального округа РАМН Надежда Нефедова.

Оксана Солнышкина солидарна с мнением коллег: “Особого эффекта от применения предлагаемых поправок, направленных на использование лизинга бюджетными организациями, я не вижу. И причин этому несколько“.

Немногие лизинговые компании фактически практиковали заключение сделок с бюджетными организациями. И дело в данном случае даже не в том, в какую правовую форму ее облечь (например, договор аренды), сколько в технологии ее проведения и сопутствующих рисках. В большинстве своем риски по сделке сопоставлялись именно с объемами предпринимательской деятельности бюджетной организации. Предлагаемые поправки снимают только часть рисков лизинговой компании (например, предоставляется возможность бесспорного списания денежных средств со счета).

Далее, поскольку данные поправки предусматривают приобретение в лизинг имущества только отечественного производства, а перечень имущества определяется Правительством РФ, активное участие в данных сделках рыночных лизинговых компаний сомнительно. Так как собственником лизингового имущества является лизинговая компания, один из основных аспектов - его ликвидность. Большее распространение могут получить сделки, одной из сторон которой является лизинговая компания с государственным участием.

Наконец, с точки зрения налогообложения бюджетные организации могут столкнуться с рядом проблем:

- действующая редакция НК РФ предусматривает ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в части целевого финансирования. Каким образом будут распределяться данные показатели в части целевого финансирования, полученного под приобретение имущества в лизинг, - вопрос открытый;

- смысл предусмотренных действующим законодательством налоговых преференций в части лизинга для бюджетных организаций непонятен.

Напомним, что сейчас приобретение бюджетным учреждением основных средств на условиях лизинга (в отличие от их аренды) запрещено. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная для исполнения управленческих, социально-культурных или иных функций и не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Свои расходы такая организация осуществляет за счет средств государственного (муниципального) бюджета в пределах, установленных для нее на текущий финансовый год. Некоммерческая специфика бюджетных организаций не позволяет им работать по лизинговым схемам, поскольку основные нормативные документы, составляющие правовую основу лизинговых отношений (ст. 3 Федерального закона N 164-ФЗ и ст. 665 Гражданского кодекса), устанавливают, что объектом лизинга может быть лишь вещь, используемая в предпринимательских целях.



Н.Б.Пчелинцева

Эксперт журнала

“Руководитель

бюджетной организации“

Подписано в печать

18.01.2010