В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФСС РФ ОТ 20.05.2010 N 02-02-01/08-2324

“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, 2010, N 9


КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФСС РФ ОТ 20.05.2010 N 02-02-01/08-2324


В комментируемом Письме ФСС РФ от 20.05.2010 N 02-02-01/08-2324 даются разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае рождения близнецов. Рассмотрим более подробно порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком предоставляется женщине по ее заявлению и до достижения ребенком возраста трех лет. Отпуск по уходу за
ребенком может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. При этом по заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Кроме того, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Основными законами, регулирующими порядок назначения и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, являются Закон N 255-ФЗ <1> и Закон N 81-ФЗ <2>. Согласно ч. 1 ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ и ст. 13 Закона N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

--------------------------------
<1> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“.

<2> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“.

Также отметим, что с 01.01.2010 вступил в силу Приказ N 1012н <3>, в пп. “а“ п.
39 которого сказано, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, кроме матерей, отцов, опекунов, имеют и другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

--------------------------------
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н “Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей“.

При этом в силу ч. 2 ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ, абз. 8 ст. 13 Закона N 81-ФЗ и п. 44 Приказа N 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

В ч. 2.1 ст. 12 Закона N 255-ФЗ сказано, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Обратите внимание! При обращении за указанным пособием по истечении шестимесячного срока решение о его назначении принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока за его обращением. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 3 ст. 12 Закона N 255-ФЗ). В настоящее время действует Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития
России от 31.01.2007 N 74.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в ч. 3 и 4 данной статьи).

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:
- заявление о назначении этого пособия;

- свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки;

- свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

- справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

- справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит);

- сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в случае его назначения и выплаты территориальным органом страховщика.

Более конкретный список документов, необходимых для назначения пособия по уходу за ребенком, представлен в п. 54 Приказа N 1012н.

В комментируемом Письме
даны разъяснения о назначении и выплате пособия по уходу за ребенком в случае рождения сразу двух детей. Сотрудники ФСС обратили внимание на то, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих право осуществлять уход за детьми разным членам семьи и получать пособие, если в семье есть несколько детей, требующих одновременного ухода. Кроме того, согласно ст. 13 Закона N 81-ФЗ и пп. “а“ п. 39 Приказа N 1012н право на получение пособия по уходу за ребенком имеют и другие родственники, которые фактически осуществляют уход за ребенком.

Таким образом, когда мать согласно п. 52 Приказа N 1012н заменяет послеродовой отпуск на отпуск по уходу за ребенком, то и другой член семьи в это же время имеет право оформить отпуск по уходу за вторым ребенком.

При этом в комментируемом Письме есть один нюанс: “в случае осуществления ухода за детьми разными членами семьи необходим определенный порядок оформления документов, в этом случае считаем необходимым точное указание в заявлении, за каким ребенком (фамилия, имя) будет осуществляться уход, степени родства по отношению к ребенку (сын, внук); представление справок с места работы матери (бабушки) с указанием, за каким ребенком осуществляется уход“.

Напомним, что согласно ч. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Законом N 212-ФЗ <4> на день наступления страхового случая. При этом в ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ сказано, что ежемесячное пособие по уходу
за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера данного пособия, предусмотренного Законом N 81-ФЗ. Таким образом, предельный размер пособия по уходу за ребенком в 2010 г. составит 13 833,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес. x 40%).

--------------------------------
<4> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“.

Обратите внимание! В Письме ФСС РФ от 10.12.2009 N 02-10/07-12722 отмечено, что к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из заработной платы застрахованного лица в размере 40%, в том числе и в случае, если оно установлено в размере предельной суммы, коэффициент индексации не применяется.

Однако в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“ с 01.01.2010 размер индексации государственных пособий, предусмотренных ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ, гражданам, имеющим детей, устанавливается равным 1,10. Отметим, что Законом N 81-ФЗ данная индексация пособия определена для всех граждан, имеющих детей. Значит, с 01.01.2010 необходимо было проиндексировать пособия, размер которых установлен на 01.01.2009, с учетом коэффициента 1,13 (Письмо N 02-10/07-12722).

Таким образом, размеры пособий по уходу за ребенком в настоящее время установлены следующие:

--------------------------T-------------T-----------------T----------------¬

¦ Пособия ¦ Значение,
¦ С 01.01.2009 ¦ С 01.01.2010 ¦

¦ ¦установленное¦ ¦ ¦

¦ ¦ в Законе ¦ ¦ ¦

¦ ¦ N 81-ФЗ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-------------+-----------------+----------------+

¦Минимальный размер ¦ 1 500 ¦ 1 873,1 ¦ 2 060,41 ¦

¦пособия по уходу за ¦ ¦(1 657,61 x 1,13)¦(1 873,1 x 1,10)¦

¦первым ребенком ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-------------+-----------------+----------------+

¦Минимальный размер ¦ 3 000 ¦ 3 746,2 ¦ 4 120,82 ¦

¦пособия по уходу за ¦ ¦(3 315,22 x 1,13)¦(3 746,2 x 1,10)¦

¦вторым ребенком и ¦ ¦ ¦ ¦

¦последующим ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------+-------------+-----------------+----------------+

¦Максимальный размер ¦ ¦ ¦ ¦

¦пособия по уходу за ¦ ¦ ¦ ¦

¦ребенком: ¦ ¦ ¦ ¦

¦а) для лиц, подлежащих ¦ 6 000 ¦ 7 492,4 ¦
13 833,33 ¦

¦обязательному ¦ ¦(6 630,44 x 1,13)¦ ¦

¦социальному страхованию; ¦ ¦ ¦ ¦

¦б) для лиц, указанных в ¦ ¦ ¦ 8 241,64 ¦

¦абз. 3 и 5 ст. 13 Закона ¦ ¦ ¦(7 492,4 x 1,10)¦

¦N 81-ФЗ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------------+-------------+-----------------+-----------------

Обратите внимание! Округление суммы размера пособий до полного рубля не предусмотрено. При уходе за двумя детьми и более до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. В таком случае оно не должно превышать 100% среднего заработка, но не может быть меньше суммированного минимального размера (ч. 2 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ).

О.Е.Глущенко
Эксперт журнала
“Оплата труда в бюджетном учреждении:

акты и комментарии для бухгалтера“
Подписано в печать
30.08.2010