В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Направления развития бухгалтерской отчетности потребительских кооперативов

Журнал “Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, 2011, № 1

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ


Некоммерческими организациями решается широкий круг социальных проблем. Именно они занимаются конкретным человеком и его проблемами. Наиболее распространенной формой некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Особым видом потребительских кооперативов являются кооперативы, входящие в систему потребительской кооперации, правовой статус которой определяется Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 “О потребительской кооперации
(потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации“ (далее - Закон N 3085-1).

Надо иметь в виду, что понятие потребительский кооператив, которое дается в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), является родовым (более общим) по отношению к термину “потребительское общество“. Потребительские общества в большей степени отвечают признакам коммерческой организации, потому что основной целью их деятельности является заготовительная, торговая, производственная, посредническая деятельность, направленная на получение и последующее распределение полученной прибыли между пайщиками.

Такое промежуточное положение потребительских кооперативов между коммерческими и некоммерческими организациями накладывает определенные особенности на их бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность современного потребительского общества в максимальной степени должна удовлетворять интересам различных ее пользователей, в состав которых входят те, кому важно узнать об организации, и те, кто важен организации. В связи с этим ключевым этапом подготовки отчетности каждым потребительским обществом можно назвать выявление заинтересованных сторон, их приоритетов, а также определение целевой аудитории, для которой предназначается отчетность, и подходов к организации взаимодействия с ней. Согласно Положению по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ 4/99), утвержденному Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, к пользователю бухгалтерской отчетности относится юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Практически всех пользователей бухгалтерской отчетности кооперативной организации можно разделить на пользователей с прямым и косвенным финансовым интересом, а также пользователей без финансового интереса. Для первых главной информацией, получаемой из отчетности, являются финансовые результаты, финансовое положение организации, ее платежеспособность, ликвидность активов. В аудиторию этих пользователей включаются пайщики, настоящие и потенциальные инвесторы, кредитные организации, партнеры.

Пользователи с косвенным финансовым интересом используют
отчетную информацию как средство контроля за поступлением средств в бюджеты различных уровней, оценки жизнеспособности организации, степени достоверности показателей отчетности. В данную группу могут быть включены государственные контролирующие органы, страховые компании, профсоюзы, работники организации, аудиторские фирмы.

В последнюю группу пользователей входят органы статистики, суды, правоохранительные органы, которыми бухгалтерская отчетность рассматривается как средство получения информации для проведения анализа макроэкономических показателей и проверки правомерности совершаемых организацией хозяйственных операций.

Различия между интересами и уровнем подготовленности к восприятию информации представителей целевых групп чаще всего требуют разных подходов к общению с ними. Значит, не стоит делать один универсальный всеобъемлющий отчет для всех.

Таким образом, разным пользователям необходима различная учетная информация. Для этого в ПБУ 4/99 и Приказе Минфина России от 22.07.2003 N 67н определено, что для организаций, имеющих несколько видов деятельности, при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности в их состав могут быть включены формы сверх рекомендованных образцов. Это вызвано тем, что общие требования к бухгалтерской отчетности, определенные в нормативных документах по бухгалтерскому учету, приводят к:

- необходимости увеличения объема раскрываемой в бухгалтерской отчетности информации указанными организациями;

- принятию большего количества отчетных показателей, а также форм, включаемых в состав бухгалтерской отчетности.

При этом большая часть информации может раскрываться не в отчетных формах, а в пояснительной записке. Это касается и показателей по сегментам.

В положениях по бухгалтерскому учету, действующих в настоящее время, имеется раздел “Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности“ или абзац, посвященный вопросу исследования.

Из всех принятых положений по бухгалтерскому
учету коммерческими и некоммерческими организациями в основном постоянно используются 10 - 15 положений. Отдельным положениям по бухгалтерского учету работники бухгалтерий, по мнению автора, не уделяют должного внимания. Среди них:

- Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты“ (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н;

- Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности“ ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н;

- Положение по бухгалтерскому учету “Информация об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н;

- Положение по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам“ (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н;

- Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н;

- Положение по бухгалтерскому учету “Информация по прекращаемой деятельности“ ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н.

Информация, которую эти Положения требуют отражать в отчетности, крайне важна для ее пользователей. Часть информации, составляемой в соответствии с указанными ПБУ, влияет на итог баланса и отражается заключительными записями отчетного года. Тем не менее основная масса информации не может быть прямо, в количественном отношении, отражена в формах бухгалтерской отчетности, и она должна быть занесена в пояснительную записку.

По мнению автора, организациям потребительской кооперации, несмотря на то, что практически во всех ПБУ указано, что они должны применяться коммерческими организациями, следует в полной мере применять указанные стандарты.

Для полного и всеобъемлющего изучения состава
и содержания бухгалтерской отчетности организаций потребительской кооперации, по мнению автора, следует рассмотреть Концепцию бухгалтерской отчетности кооперативных организаций.

Концепция бухгалтерского учета в целом представляет собой основные теоретические принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Концепция призвана:

- быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;

- помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности, обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы.

Концептуальные основы бухгалтерской отчетности определяют цели, принципы составления, правила признания и оценки ее элементов.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность организаций потребительской кооперации могла в максимальной степени удовлетворить интересы ее пользователей, необходимо сформулировать ее основные идеи и концепцию. Преимуществом наличия концептуальной основы выступают последовательность и согласованность принимаемых стандартов благодаря общепринятой системе целей и терминологии. Применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности концепция рассматривается с точки зрения взаимосвязи цели учета и информационных потребностей пользователей, которые, в свою очередь, определяют требования к качеству информации, общие принципы и подходы к формированию данных (методологию) и технические приемы обработки и представления отчетной информации (методику учета).

Целью составления финансовой отчетности и предоставления ее пользователям кооперативной организацией является раскрытие полезной информации:

- о финансовом положении, финансовых ресурсах организации, объемах и формах привлечения в оборот организации собственного и заемного капитала;

- о финансовом результате деятельности организации за отчетный период, размерах и формах экономических выгод, полученных основными группами поставщиков
финансовых ресурсов организации, добавленной стоимости;

- об изменении финансового положения организации, изменении источников финансирования и направлениях их использования в организации, движении фондовых потоков организации за отчетный период.

Рассмотрим построение концепции бухгалтерской отчетности организаций потребительской кооперации на основе следующих вопросов:

- в чем состоят особенности организации, о которых предоставляется информация;

- какие задачи ставятся перед бухгалтерской отчетностью;

- что интересно знать целевой аудитории о деятельности организации;

- каким способом информация будет доведена до пользователей.

Без определения миссии организаций потребительской кооперации, стратегических целей развития, системы планирования и постоянной оценки результатов ответить на основные вопросы невозможно. Конечно, в определенной степени эти элементы есть в любой организации, но подготовка материалов отчетности способна помочь систематизировать и оформить разрозненные представления.

Результаты деятельности любой организации, ее успех проявляются за ее пределами, во внешней среде. Оценивая достигнутые результаты и думая над представлением основных задач развития организации в бухгалтерской отчетности, можно более объективно оценить успехи организации и рассмотреть проблемы как не реализованные пока возможности. Особенность сегодняшней ситуации состоит в том, что РФ на рубеже веков поразил очередной кризис переоценки ценностей. Поэтому руководителям организаций потребительской кооперации приходится внимательно, терпеливо, постепенно отслеживать изменения во внешней среде, трансформирующиеся интересы различных групп и в ряде случаев участвовать в формировании новой системы ценностей, не забывая о существенных, истинных достижениях прошлых лет, уточнять миссию организаций потребительской кооперации, совершенствовать их стратегию.

Следует четко осознавать, что бухгалтерская отчетность не тождественна статистической отчетности. При этом важно помнить, что развитие системы
сбора данных позволит определить и контролировать результативность и эффективность хозяйственной деятельности организации.

Отвечая на поставленные вопросы, сформулируем основные концептуальные основы бухгалтерской отчетности организаций потребительской кооперации.

Современная система потребительской кооперации РФ представляет собой негосударственную многоотраслевую некоммерческую организацию, объединяющую по состоянию на начало 2010 г. 8,3 млн пайщиков. В ней занято около 400 тыс. работников. Она обслуживает в основном сельское население - свыше 38 млн человек, причем как кооперированное, так и некооперированное, и при этом не проводит различий между ними в ценах на товары и услуги.

Система потребительской кооперации РФ взяла на себя миссию социальной поддержки сельского населения, решая такие задачи, как развитие инфраструктуры села, создание рабочих мест, восстановление сети бытовых услуг, духовно-нравственное развитие, образование и культурное развитие сельского населения.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ основным отличительным признаком некоммерческой организации является то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между своими участниками. Однако ст. 116 ГК РФ указывает на возможность распределения доходов, полученных потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, между его членами. На сегодняшний день только потребительскому кооперативу разрешено подобное распределение доходов. В Законе N 3085-1 уточняется, что размер кооперативных выплат не может превышать 20% от доходов потребительского общества.

За основу потребительской кооперации в России принят Центральный союз потребительских обществ (Центросоюз России). Однако данная монопольная роль Центросоюза России в системе потребительских обществ и их союзов законодательно не закреплена ни одним документом. Законом N
3085-1 установлено, что этот союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ. Таким образом, Центросоюз России является одним из основных пользователей бухгалтерской отчетности потребительских союзов и обществ, входящих в его состав.

В соответствии с нормами Закона потребительская кооперация в РФ - это совокупность добровольных обществ пайщиков, их объединений, действующих на основании уставов с целью удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Предметом деятельности потребительской кооперации является заготовительная, торговая, производственная, посредническая деятельность, содействие развитию социально-бытовой инфраструктуры и иная деятельность в интересах пайщиков. Сфера деятельности потребительских обществ и потребительских союзов включает в себя практически все разрешенные законом виды деятельности коммерческих организаций, а также некоторых некоммерческих.

Для выполнения своих уставных целей потребительские общества могут создавать хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), производственные кооперативы, учреждения с правом оперативного управления. Таким образом, в систему потребительской кооперации как совокупности некоммерческих организаций могут входить и коммерческие организации.

Перед бухгалтерской отчетностью организаций потребительской кооперации ставятся задачи, указанные в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении
организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Указанные задачи распространяются на все организации, действующие на территории РФ, независимо от организационно-правовой формы. Следовательно, для организаций потребительской кооперации также важно получение прибыли, как и для коммерческих организаций. Выполнение последней задачи, стоящей перед бухгалтерским учетом и отчетностью, позволит потребительскому обществу выполнять основные цели и задачи, заложенные в Законе “О потребительской кооперации...“: удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков путем оказания членам потребительского общества производственных и бытовых услуг; развития торговли для обеспечения пайщиков товарами; ведения благотворительной деятельности.

Концептуальной основой бухгалтерской отчетности организаций потребительской кооперации, ведущих свою деятельность в условиях рынка, является формирование отчетных показателей для внешних пользователей при социальной значимости кооперативных организаций. Основными внешними пользователями отчетности организаций потребительской кооперации являются налоговые органы, органы государственной статистики и Центросоюз России.

Для государственных органов бухгалтерская отчетность интересна с точки зрения правильного расчета налоговой базы по отдельным налогам, уплачиваемым организациями, а также источника информации об общественной жизни России. Основным пользователем бухгалтерской отчетности является Центросоюз России, которому необходима информация о хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации в различных ее областях. Однако, по мнению автора, современная бухгалтерская отчетность не дает возможности получить заинтересованным пользователям всей необходимой информации о деятельности потребительского общества/союза. И это не издержки нормативных документов, а в большей части нежелание учетных работников использовать всю информацию, предоставляемую организациями.

Таким образом, по мнению автора, бухгалтерская отчетность организаций потребительской кооперации требует значительной доработки, которая позволит раскрыть через формы отчетности и ее показатели все особенности деятельности потребительских обществ/союзов как некоммерческих организаций, имеющих определенные признаки и особенности деятельности, присущие коммерческим организациям.


Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

2. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1.

3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

4. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации“ (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

5. Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты“ (ПБУ 7/98): Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н.

6. Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности“ ПБУ 8/01: Приказ Минфина России от 28.11.2001 N 96н.

7. Положение по бухгалтерскому учету “Информация об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000: Приказ Минфина России от 13.01.2000 N 5н.

8. Положение по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам“ (ПБУ 12/2000): Приказ Минфина России от 27.01.2000 N 11н.

9. Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000: Приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

10. Положение по бухгалтерскому учету “Информация по прекращаемой деятельности“ ПБУ 16/02: Приказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н.

А.С.Писаренко
К. э. н.,

профессор
Российский университет кооперации
Подписано в печать
20.12.2010