В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Право на секрет производства (ноу-хау) у некоммерческих организаций

Журнал “Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, 2012, № 22

ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) У НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Рассмотрим вопросы, возникающие при использовании некоммерческими организациями объектов интеллектуальной собственности, в частности права на секрет производства, на основе действующего законодательства и примеров из судебной практики.

Политические и экономические изменения в нашем государстве привели к возникновению новых юридических форм и понятий, к числу которых можно отнести интеллектуальную собственность некоммерческих организаций.

В российском законодательстве понятие “секрет производства“ и его правовая регламентация появились относительно недавно. Сведения, которые ранее определялись как коммерческая тайна, в настоящее время могут
быть признаны объектом интеллектуальной собственности - ноу-хау.

[b]С появлением правового регулирования секрета производства организациям стало проще защищать свои интересы в сфере интеллектуальной собственности, поскольку охрана сведений в виде ноу-хау имеет ряд преимуществ. Законодательство не требует:

[/b] - особых временных и материальных затрат;

- государственной регистрации в соответствующем органе и получения охранных документов;

- раскрытия сути секрета производства перед третьими лицами.

На отсутствие обязанности по государственной регистрации прав на секрет производства обратил внимание Девятый апелляционный арбитражный суд г. Москвы, указав, что по договору передаются не объекты интеллектуальной собственности как таковые, а права на результаты интеллектуальной деятельности в виде секретов производства (Постановление от 09.04.2008 по делу N А40-42921/07-67-342).

Согласно ст. 1465 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности:

- которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;

- к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании;

- в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Остановимся подробно на каждом из перечисленных критериев, по которым сведения можно отнести к секрету производства.

Как следует из ст. 1465 ГК РФ, законодатель установил, что сведения, относящиеся к ноу-хау, могут иметь действительную и потенциальную ценность. Действительная ценность определяется в данный момент времени исходя из рыночного спроса, а
потенциальная ценность определяется для будущих периодов, поскольку сегодня ноу-хау может не быть востребовано, но может вызвать интерес в ближайшем будущем. Использование обоих понятий о ценности (действительной, потенциальной) объясняется тем, что результаты интеллектуальной деятельности некоммерческой организации могут быть совершенно инновационными и, соответственно, сейчас не иметь спроса на рынке.

Сведения, составляющие секрет производства, не должны быть общеизвестны. Доступ к ним имеет только ограниченное число лиц при наличии законных оснований. Законным основанием может быть как лицензионный договор, так и отдельное положение в гражданско-правовом или трудовом договоре о конфиденциальности. Также доступ к секрету производства могут получать государственные органы в случаях, установленных действующим законодательством.

Однако ГК РФ допускает случаи, когда несколько лиц владеют одними и теми же сведениями, никак не взаимодействуя друг с другом. Согласно п. 2 ст. 1466 ГК РФ, чтобы стать законным обладателем ноу-хау, которым уже владеют другие лица, нужно добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства получить сведения, составляющие содержание охраняемого секрета производства. В этом случае новый владелец приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.

Некоммерческой организации также важно определиться, в отношении каких именно сведений будет введен режим коммерческой тайны. Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009 “О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации“, следует учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ “О
коммерческой тайне“ (далее - Закон N 98-ФЗ).

Итак, коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст. 3 Закона N 98-ФЗ).

Иными словами, коммерческая тайна - это совокупность различных мер, обеспечивающих конфиденциальность соответствующей информации. Это меры организационного, правового и технического характера, указанные в ст. 10 Закона N 98-ФЗ:

- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

- нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа “Коммерческая тайна“ с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Помимо перечисленных обладатель ноу-хау может применять и иные меры для защиты секрета производства, не противоречащие законодательству РФ.

Законодательством не установлен конкретный перечень информации, которую можно отнести к секрету производства. Указаны лишь критерии, по которым сведения можно классифицировать как ноу-хау. Можно сделать
вывод, что секретом производства может быть любая информация - инструкция, чертеж, клиентская база и пр.

Однако Закон N 98-ФЗ запрещает устанавливать режим коммерческой тайны в отношении некоторых сведений. Соответственно, такие сведения не могут быть рассмотрены как секрет производства.

В п. 9 ст. 5 Закона N 98-ФЗ сказано, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в отношении сведений о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Анализируя данное положение Закона, возникает вопрос о его целесообразности, поскольку секретом производства может быть практически любая информация, в том числе организационного характера. Некоммерческая организация, к примеру, может таким образом организовать процесс использования безвозмездного труда граждан, что его описание может иметь коммерческую ценность и для других организаций. Однако в силу законодательного запрета некоммерческая организация не сможет извлечь из этого выгоду и передать ноу-хау по лицензионному договору. Да и защитить свои права на секрет производства тоже. Что является по отношению к деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, дискриминацией.

Кроме того, не до конца прописано уточнение о том, что указанные ограничения касаются организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При буквальном толковании данной нормы получается, что если некоммерческая организация не занимается предпринимательской деятельностью, то такой запрет на нее не распространяется. Но тогда секрет производства будет использоваться только в самой некоммерческой организации без возможности извлекать из него прибыль в дальнейшем. Что опять ущемляет интересы некоммерческой
организации.

Необходимо отметить, что ГК РФ не установил период, с которого возникает право на секрет производства, но указал, с какого момента прекращаются права на ноу-хау: использовать его можно до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1467 ГК РФ).

Нарушить конфиденциальность может как сам правообладатель ноу-хау, так и третьи лица. ГК РФ не конкретизирует причины, по которым может быть нарушена конфиденциальность. Это могут быть правомерные и неправомерные действия различных лиц. Так, например, в Постановлении по делу N А40-152354/10-67-338, рассмотренном Девятым арбитражным апелляционным судом 14.12.2011, ответчик заявлял об отсутствии исключительных прав на секрет производства (ноу-хау) по причине общедоступности информации со ссылкой на письмо. Заявление было обоснованно отклонено судом первой инстанции, поскольку ответчик не доказал, что ноу-хау стали известны третьим лицам в результате ненадлежащей охраны ответчиком конфиденциальности содержащейся в них информации. Кроме того, суд отметил, что эти сведения стали известны третьим лицам как участникам производственного процесса, обязанным соблюдать конфиденциальность, в связи с чем ответчик не доказал наличия свободного доступа к этим сведениям.

Таким образом, правообладатели должны быть готовы к тому, что придется доказывать факт отсутствия нарушения конфиденциальности, а лица, оспаривающие права на секрет производства, - к тому, что нужно приводить доказательства обратного, в противном случае будет сделан вывод о том, что оспариваемое исключительное право на ноу-хау не прекратилось (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012 N 09АП-30236/2011-ГК по делу N А40-8391/11-51-64, Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.03.2010 N КГ-А40/1332-10 по делу N А40-57366/08-51-567).

Необходимо отметить, что в действующем законодательстве ничего
не говорится о запрете или возможности повторного возникновения прав на секрет производства после утраты конфиденциальности. По мнению авторов, если с течением времени сведения, составляющие секрет производства, перестанут быть общедоступными, возможно повторное возникновение прав на ноу-хау при условии соблюдения требований, установленных ст. 1465 ГК РФ.

Особенностью прекращения прав на секрет производства является то, что с момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. По мнению авторов, данный вопрос недостаточно регламентирован законом. Не до конца понятна судьба лицензионных договоров, заключенных правообладателями, действия которых не привели к прекращению исключительного права на ноу-хау.

Словом, действующее российское законодательство, регламентирующее правовое положение объектов интеллектуальной собственности, находится в развитии. Но праву на секрет производства некоммерческих организаций уделяется недостаточно внимания. Необходима дальнейшая законодательная разработка этого вопроса.


Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 26.11.2001 N 146-ФЗ.

2. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ.

3. О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009.


Е.Л.Куцкова
Собственник
Финансовая компания AccountProfi

Г.А.Ткаченко
Начальник юридического отдела
Финансовая компания AccountProfi

Подписано в печать
16.11.2012