В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

О новом порядке санкционирования оплаты денежных обязательств

О новом порядке санкционирования оплаты денежных обязательств

С 1 января 2009 года вступили в силу новые приказы Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, разработанные в целях реализации поправок, внесенных в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации“ (далее - Закон N 63-ФЗ).

Трудно выделить из них наиболее или менее значимые нормативные акты, но, безусловно, наибольший интерес для получателей средств федерального бюджета и органов Федерального казначейства представляет приказ Минфина России от 01.09.2008 N 87н, устанавливающий порядок санкционирования Федеральным казначейством
и его территориальными органами оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства.

Приказ N 87н занимает особое место, так как правовое основание для установления данного порядка вытекает не только из статьи 219 БК РФ, но и из другой его статьи 219.2, установившей, что санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.

В соответствии с п. 5 ст. 219 БК РФ санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом согласно положениям Бюджетного кодекса.

До 1 января 2009 года санкционирование операций по исполнению:

а) расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями:

Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н (далее - Инструкция N 142н);

Порядка организации работы по доведению через органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 10.06.2003 N 50н (далее - Порядок N 50н);

Положения о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утвержденного приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н (далее - Положение N 57н);

Положения о порядке организации исполнения расходов федерального бюджета на
оперативно-розыскную деятельность, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2007 N 124н (далее - Положение N 124н);

б) выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Инструкции о порядке открытия и ведения лицевых счетов для отражения операций по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденной приказом Федерального казначейства от 24.06.2008 N 4н (далее - Инструкция N 4н).

С 1 января 2009 года указанные отношения регулируются приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н “О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета“ (далее - Порядок N 87н).

Общие положения

Общие требования санкционирования Федеральным казначейством и его территориальными органами оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, определены пунктом 3 Порядка N 87н. Так, санкционирование осуществляется органом Федерального казначейства не позднее рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) Заявки на кассовый расход или Заявки на получение наличных денег (далее - Заявка).

Орган Федерального казначейства проверяет Заявку на соответствие установленной форме, наличие в ней реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 87н, наличие документов, предусмотренных пунктами 7, 9 Порядка N 87н, а также соответствие показателей Заявки указанным в ней документам с учетом положений пункта 6 Порядка N 87н и требованиям, установленным пунктами 10-13 Порядка N 87н.

В рамках общих положений Порядок N 87н устанавливает процедуры санкционирования расходов федерального бюджета по оказанию государственных услуг (в том числе особые нормы для санкционирования расходов по государственным контрактам (договорам) на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды), расходов по исполнению публичных нормативных обязательств, а также выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Контроль Заявки

Пунктом 4 Порядка N 87н установлено требование об оформлении Заявки по установленной форме, о соответствии подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) в порядке, установленном для открытия соответствующего лицевого счета.

Перечень обязательных реквизитов и показателей Заявки

Пунктом 5 Порядка N 87н определен перечень обязательных реквизитов и показателей Заявки, к которым относятся:

1) коды участника бюджетного процесса по сводному реестру*(1) главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета и номер соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств федерального бюджета или администратору источника финансирования дефицита бюджета федерального бюджета;

2) коды классификации расходов бюджетов (классификации источников финансирования дефицитов бюджетов), по которым необходимо произвести кассовый расход (кассовую выплату), а также текстового назначения платежа;

3) суммы кассового расхода (кассовой выплаты) и цифрового кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют, в которой он должен быть произведен;

4) суммы кассового расхода (кассовой выплаты) в валюте Российской Федерации, в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату оформления Заявки;

5) суммы налога на добавленную стоимость (при наличии);

6) вид средств (средства федерального бюджета, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства для финансирования оперативно-розыскных мероприятий);

7) предельные даты исполнения Заявки;

8) наименования, банковские реквизиты, идентификационные номера налогоплательщика (ИНН) и коды причины постановки на учет (КПП) получателя денежных средств по Заявке;

9) номера учтенного в Федеральном казначействе или органе Федерального казначейства бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета (при его наличии);

10) номера
и серии чека (при наличном способе оплаты денежного обязательства);

11) срок действия чека (при наличном способе оплаты денежного обязательства);

12) фамилия, имя и отчество получателя средств по чеку (при наличном способе оплаты денежного обязательства);

13) данные документов, удостоверяющих личность получателя средств по чеку (при наличном способе оплаты денежного обязательства);

14) данные для осуществления налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (при необходимости);

15) реквизиты (номер, дата) и предмет договора (изменения к договору) или государственного контракта (изменения к государственному контракту) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или договора аренды, и (или) реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная, акт приемки-передачи), выполнении работ (акт выполненных работ), оказании услуг (счет) или по аренде (счет), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Министерства финансов РФ, в соответствии с пунктом 6 Порядка N 87н.

Заявка проверяется по следующим направлениям

При этом пунктом 10 Порядка N 87н устанавливается, что при оплате денежных обязательств по расходам федерального бюджета (за исключением публичных нормативных обязательств) Заявка проверяется по следующим направлениям:

1) коды классификации расходов федерального бюджета, указанные в Заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;

2) соответствие указанных в Заявке кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), относящихся к расходам бюджетов, текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с утвержденным Минфином России порядком применения бюджетной классификации Российской Федерации;

3)
непревышение указанного в Заявке авансового платежа предельному размеру авансового платежа, установленному федеральным законом (постановлением Правительства РФ), в случае представления Заявки для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствие размера и срока выплаты арендной платы за период пользования имуществом условиям договора аренды;

4) соответствие содержания операции исходя из документа-основания (в установленных случаях), коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке;

5) непревышение сумм в Заявке остатков соответствующих лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования*(2), учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств;

6) непревышение сумм в Заявке остатка источника дополнительного бюджетного финансирования, если осуществляется проверка Заявки за счет источника дополнительного бюджетного финансирования (по аналогии с Положением N 57н).

Проверка соответствия информации по государственному контракту

Кроме того, при санкционировании оплаты денежных обязательств, возникающих по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договору аренды, согласно указанному в Заявке номеру ранее учтенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета, осуществляется проверка соответствия информации, указанной в Заявке, реквизитам и показателям бюджетного обязательства на:

1) идентичность кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру по бюджетному обязательству и платежу;

2) идентичность кода (кодов) классификации расходов федерального бюджета по бюджетному обязательству и платежу;

3) идентичность предмета бюджетного обязательства и содержания текста назначения платежа;

4) идентичность кода валюты, в которой принято бюджетное обязательство, и кода валюты, в которой должен быть осуществлен платеж;

5) непревышение суммы кассового расхода над суммой неисполненного бюджетного обязательства;

6) соответствие кода классификации расходов бюджетного обязательства и платежа, исходя из вида средств;

7) идентичность наименования, ИНН, КПП получателя денежных средств, указанного в Заявке, и банковских
реквизитов по бюджетному обязательству и платежу;

8) непревышение размера авансового платежа по бюджетному обязательству и платежу;

9) наличие в показателях бюджетного обязательства ссылки на уникальный номер реестровой записи, присвоенный государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в реестре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

10) идентичность реквизитов и показателей бюджетного обязательства по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг сведениям о нем в реестре госконтрактов;

11) соответствие информации, содержащейся в Заявке по указанному государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, исходя из их электронных копий, сведениям о государственном контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в реестре госконтрактов.

Санкционирование оплаты денежного обязательства, возникающего по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договору аренды, по Заявкам, в которых не указана ссылка на номер ранее учтенного Федеральным казначейством или органом Федерального казначейства бюджетного обязательства, осуществляется одновременно с принятием на учет нового бюджетного обязательства в соответствии с утвержденным Минфином России порядком учета органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. В этом случае в представленной получателем средств федерального бюджета Заявке номер бюджетного обязательства не указывается.

Проверка Заявки по публичным нормативным обязательствам

Пунктом 12 Порядка N 87н установлена процедура проверки Заявки по оплате денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам, в соответствии с которой Заявка проверяется по следующим направлениям:

1) коды классификации расходов бюджетов, указанные в Заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;

2) соответствие указанных в Заявке кодов КОСГУ, относящихся к расходам
бюджетов, исходя из содержания текста назначения платежа, кодам, указанным в порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

3) непревышение сумм, указанных в Заявке, остаткам соответствующих бюджетных ассигнований, учтенных на лицевом счете получателя бюджетных средств.

Проверка по источникам финансирования дефицита федерального бюджета

В соответствии с пунктом 13 Порядка N 87н осуществляется проверка Заявки при санкционировании оплаты денежных обязательств, связанных с выплатами по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, когда осуществляется проверка по следующим направлениям:

1) коды классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета, указанные в Заявке, должны соответствовать кодам бюджетной классификации Российской Федерации, действующим в текущем финансовом году на момент представления Заявки;

2) соответствие указанных в Заявке кодов КОСГУ, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов, исходя из содержания текста назначения платежа, кодам, указанным в порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации;

3) непревышение сумм, указанных в Заявке, остаткам соответствующих бюджетных ассигнований, учтенных на лицевом счете администратора источника внутреннего (внешнего) финансирования дефицита бюджета.

Как видим, процедура, прописанная в Порядке N 87н, соответствует действующему на сегодняшний день порядку, установленному Инструкцией N 4н. Все вышеперечисленные нормы представлены на следующей странице в виде рисунков.

Особая процедура санкционирования

Как видно из вышеперечисленных норм, Порядком N 87н установлена особая процедура санкционирования в отношении денежных обязательств по государственным контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и по договорам аренды.

Кроме более широкого перечня направлений, по которым должна пройти проверка Заявки по таким видам денежных обязательств, Порядком N 87н вводятся особые нормы в части документов, подлежащих представлению в орган Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета.

Необходимо обратить внимание, что, как и в порядке, действующем в 2008 году, требования, установленные пунктом 7 Порядка
N 87н, не распространяются на санкционирование оплаты денежных обязательств, связанных:

- с обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде);

- социальными выплатами населению;

- предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

- предоставлением межбюджетных трансфертов;

- предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживанием государственного (муниципального) долга;

- исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов РФ) либо должностных лиц этих органов;

- выполнением оперативно-розыскных мероприятий (по аналогии с Положением N 124н).

Документы, подтверждающие бюджетные и денежные обязательства
получателя средств федерального бюджета


Сравним порядок предоставления, действовавший в 2008 году, с существующим порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета на 2009 год.

В соответствии с пунктом 54 Инструкции N 142н при оплате денежных обязательств поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ получатель средств федерального бюджета вместе с платежным документом должен представлять в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства оригиналы документов, определенных вышеуказанным пунктом:

- договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, заключенный в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма;

- документы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная или акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет);

- иные необходимые для осуществления текущего контроля, установленные федеральными законами, Правительством РФ и нормативными правовыми актами Минфина
России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств.

Согласно положениям пунктов 5, 6 и 7 Порядка N 87н получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, возникающих по государственным контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды должен указать в Заявке в соответствии с требованиями, установленными в пп. 15 п. 5 Порядка N 87н, реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства:

- договора или государственного контракта (на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд) или договора аренды;

- документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная, акт приемки-передачи), выполнении работ (акт выполненных работ), оказании услуг (счет) или по аренде (счет), номер и дата исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ), иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

При этом сохраняется норма, что договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг может быть заключен в любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в случаях, когда заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг российским законодательством не предусмотрено, в Заявке указываются только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.

Как видим, изменения в перечне документов, подлежащих представлению в орган Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета, не столь значительны:

- появилась норма о представлении договора аренды, подтверждением денежного обязательства по которому является счет;

- впервые в качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, однозначно объявлен исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);

- расширился по сравнению с ранее действующим порядком перечень иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, к которым добавились документы, определенные указами Президента Российской Федерации.

Но эти незначительные изменения в перечне документов дополнены изменением в порядке представления указанных документов в орган Федерального казначейства.

Согласно пункту 7 Порядка N 87н для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в ОФК вместе с Заявкой указанные в ней соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства (далее - документ-основание), согласно требованиям, установленным пунктом 9 Порядка N 87н.

Вышеуказанным пунктом устанавливается следующая процедура представления документов-оснований в орган Федерального казначейства.

Получатель средств федерального бюджета обязан представить в орган Федерального казначейства при наличии электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи (далее - электронный документооборот) между органом Федерального казначейства и получателем средств федерального бюджета электронную копию, созданную посредством сканирования, подтвержденную электронной цифровой подписью уполномоченного лица получателя средств федерального бюджета, соответствующего документа-основания (далее - электронная копия документа-основания).

При отсутствии электронного документооборота документ-основание представляется получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства на бумажном носителе, на основании которого уполномоченный руководителем органа Федерального казначейства работник формирует электронную копию документа-основания и подписывает его своей электронной цифровой подписью. Понятно, что орган Федерального казначейства не вправе вносить изменения в созданную электронную копию документа-основания.

Прилагаемый к Заявке документ-основание на бумажном носителе после формирования его электронной копии, как и в порядке, действующем в 2008 году, подлежит возврату получателю средств федерального бюджета.

Благодаря новому порядку при наличии электронного документооборота, “личное хождение“ получателя средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства существенно сокращается, так как для подтверждения возникновения соответствующего денежного обязательства служит хранящаяся в органе Федерального казначейства ранее созданная электронная копия государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды.

Если проанализировать изменения, внесенные в процедуру представления документов-оснований в орган Федерального казначейства, на первый взгляд, можно заметить, что они носят чисто технический характер. На самом деле остающиеся в базе органа Федерального казначейства электронные копии государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договора аренды, других документов-оснований оставляют так называемый аудиторский след, который может быть использован при последующем контроле.

Особый порядок установлен пунктом 9 Порядка N 87н для санкционирования расходов, осуществляемых на основании Заявки, содержащей гриф “секретно“ (а не документа-основания!), когда документ-основание, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, в орган Федерального казначейства не представляется.

Санкционирование авансовых выплат

Порядок N 87н по-прежнему устанавливает полномочия органа Федерального казначейства по осуществлению контроля за авансированием поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, которое производится получателем средств согласно условиям заключенного государственного контракта (договора).

Согласно пункту 6 Порядка N 87н для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также денежных обязательств по договору аренды в Заявке реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут не указываться.

В дополнение к указанной норме необходимо отметить, что регулирование этого вопроса традиционно содержится в постановлении Правительства РФ о мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Результаты процедуры контроля

Несомненным достоинством Порядка N 87н является обязательная процедура письменного оформления результата проверки документов, представленных участником бюджетного процесса (пункт 14).

В случае если форма или информация, указанная в Заявке, не соответствуют требованиям, установленным пунктами 4, 5, 10-13 Порядка N 87н, орган Федерального казначейства регистрирует представленную Заявку в Журнале регистрации неисполненных документов, форма которого утверждена приказом Федерального казначейства от 10.09.2008 N 8н. После чего получателю средств федерального бюджета (администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета) не позднее срока, установленного пунктом 3 Порядка N 87н, возвращают экземпляры Заявки на бумажном носителе с указанием в прилагаемом Протоколе причины возврата.

В случае если Заявка представлялась в электронном виде, получателю средств федерального бюджета (администратору источников финансирования федерального бюджета) не позднее вышеуказанного срока направляется Протокол в электронном виде, в котором указывается причина возврата.

При положительном результате проверки в Заявке, представленной на бумажном носителе, работник, уполномоченный руководителем органа Федерального казначейства, проставляет отметку, подтверждающую санкционирование оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) с указанием даты, подписи и ее расшифровки, содержащей фамилию, инициалы указанного работника. И наконец, Заявка принимается к исполнению.

Рассматривая новые положения санкционирования оплаты денежных обязательств получателя средств федерального бюджета, необходимо обратить внимание на приказ Минфина России от 19.09.2008 N 98н, устанавливающий порядок учета органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Учет бюджетных обязательств также является формой санкционирования расходов еще на стадии принятия бюджетного обязательства, и в силу этого обстоятельства позволяющей главному распорядителю или распорядителю средств федерального бюджета принять соответствующие меры при принятии находящимся в его ведении получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств сверх доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Приказ N 98н предусматривает, что органами Федерального казначейства ведется учет бюджетных обязательств, не только подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, но и возникающих у получателей средств федерального бюджета при осуществлении приносящей доход деятельности.

С 1 января 2009 года такой учет ведется в более простой форме - на основании представленных получателями средств федерального бюджета Заявки на кассовый расход и Заявки на получение наличных денег.

Данная норма вытекает из положений пункта 2 Приказа N 98н, определившего, что указанный приказ вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением вступающих в силу с 1 января 2010 года положений, устанавливающих порядок постановки на учет бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов, иных договоров.

Процедура учета обязательств с 2010 года на основании отдельной формы Сведения о бюджетном обязательстве, утвержденной Приказом N 98н, по каждому заключенному государственному контракту (договору) потребует больших усилий и от органов Федерального казначейства, и от получателей средств федерального бюджета, но она позволит получать Министерству финансов России и главным распорядителям средств федерального бюджета уникальную информацию обо всех бюджетных обязательствах, принятых бюджетными учреждениями. Причем эта информация поступит заблаговременно, еще до наступления момента ее оплаты получателем бюджетных средств, и ее можно будет использовать и при формировании бюджета, и для анализа исполнения бюджета.

Заканчивая комментарий положений Порядка N 87н, необходимо отметить, что на основании пункта 2 приказа Минфина России от 01.09.2008 N 87н и пунктов 11 и 14 Порядка N 87н в части проведения проверки на соответствие информации по денежному обязательству получателя средств федерального бюджета по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договору аренды показателям учтенного органом Федерального казначейства бюджетного обязательства, вытекающего из такого государственного контракта, а также информации о данном государственном контракте в реестре государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказа, вступают в силу с 1 января 2010 года.

О государственных контрактах на срок, превышающий финансовый год

В завершение комментария положений Порядка N 87н необходимо обратить внимание на несколько писем, изданных Министерством финансов РФ в целях разъяснения указанных норм.

Начиная с 2008 года на основании статьи 169 БК РФ Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается сроком на три года. В целях реализации Закона бюджетные данные доводятся в установленном порядке до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

В письме Минфина России от 26.10.2008 N 02-03-0/3290 разъяснено, что:

получатель средств федерального бюджета, начиная с 2008 года, вправе заключать в установленном порядке госконтракт (договор) на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.

Положениями п. 3 ст. 72 БК РФ установлены исключения из указанной нормы, когда госконтракты (договоры) могут заключаться получателем бюджетных средств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств в случае, если:

- предметом государственного контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом России;

- выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет.

Такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели федеральными целевыми программами (включая долгосрочные целевые программы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации), государственной программой вооружения (далее - ФЦП) либо в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ принимается в соответствии с требованиями, определенными статьей 79 БК РФ, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 N 324. При этом указанные решения принимаются в форме:

- нормативного правового акта Правительства РФ - в отношении объекта капитального строительства федерального государственного учреждения сметной стоимостью 600 млн. рублей и более и в отношении объекта капитального строительства федерального государственного унитарного предприятия независимо от сметной стоимости;

- акта главного распорядителя средств федерального бюджета - в отношении объекта капитального строительства федерального государственного учреждения сметной стоимостью менее 600 млн. рублей.

Принятие отдельных решений Правительства РФ о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 978.

В соответствии с указанными Правилами государственный заказчик вправе заключить долгосрочный государственный контракт для нужд Российской Федерации на сумму и срок, установленные решением Правительства РФ, при соблюдении процедуры, установленной указанными Правилами.

Федеральному органу исполнительной власти необходимо подготовить соответствующий проект распоряжения Правительства РФ и пояснительной записки к нему (с указанием предельного срока выполнения работ (оказания услуг) и предельного объема средств на их выполнение), которые должны быть представлены на согласование в Министерство финансов России, которое в свою очередь в срок, не превышающий 15 дней с даты получения указанных проектов, согласовывает их при соблюдении следующих условий:

- соответствие предлагаемого к заключению долгосрочного государственного контракта для нужд Российской Федерации реестру расходных обязательств РФ;

- соответствие предельного объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых на оплату долгосрочного государственного контракта для нужд Российской Федерации в текущем финансовом году и плановом периоде, бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на исполнение соответствующего расходного обязательства федеральным законом о федеральном бюджете;

- непревышение годового предельного объема средств, предусматриваемых на оплату долгосрочного государственного контракта для нужд Российской Федерации за пределами планового периода, над максимальным годовым объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату указанного контракта в пределах планового периода (в текущем финансовом году).

Последнее условие означает, что любой из годовых объемов оплаты, предусмотренных долгосрочным государственным контрактом, выходящий за пределы планового периода, не должен превышать максимальное значение суммы лимита бюджетных обязательств, установленной на текущий финансовый год или первый (второй) год планового периода.

После согласования с Минфином России указанные проекты в установленном порядке представляются федеральным органом исполнительной власти в Правительство РФ.

При заключении государственного контракта на сумму и сроки, определенные ФЦП, по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 72 БК РФ, возникает расходное обязательство Российской Федерации, подлежащее исполнению (оплате) в соответствующем финансовом году за счет средств федерального бюджета в рамках бюджетного обязательства.

Исполнение (оплата) бюджетного обязательства (как части расходного обязательства), возникшего из заключенного долгосрочного государственного контракта, осуществляется государственным заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему на соответствующий финансовый год. Указанные положения должны предусматриваться в заключаемых долгосрочных государственных контрактах.

С учетом вышеизложенных норм государственные заказчики вправе принимать бюджетные обязательства в том числе путем заключения госконтрактов (договоров):

- на срок до трех лет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;

- на срок, превышающий три года, в пределах объема соответствующего расходного обязательства в рамках ФЦП и в случае принятия отдельного решения Правительства Российской Федерации по госконтрактам (договорам) на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом.

При этом необходимо отметить еще одно важное письмо Минфина России от 06.11.2008 N 02-03-0/3367, разъяснившее особенности заключения получателями средств федерального бюджета государственных контрактов на срок, превышающий финансовый год, в 2008 году. В письме разъяснено следующее:

при доведении главными распорядителями средств федерального бюджета до находящихся в их ведении получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов, получатели средств федерального бюджета вправе принимать бюджетные обязательства, в том числе путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами на срок до трех лет в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.

Т.В. Саакян,

заместитель директора Департамента
бюджетной политики и методологии
Министерства финансов Российской Федерации


“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, N 1, январь 2009 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статью “Порядок работы со Сводным реестром в 2009 году“ читайте в этом номере журнала, стр. 28
*(2) В случае использования предельных объемов финансирования при организации исполнения федерального бюджета.