В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Закрепление доходов за администраторами поступлений

Закрепление доходов за администраторами поступлений

Основные положения в отношении администраторов поступлений, которые применяются в 2007 году, закреплены в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н. Администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы*(1).

Закрепление доходов бюджетов РФ за администраторами поступлений
в бюджет осуществляется в следующем порядке.

1. Назначение администраторами поступлений в бюджеты РФ органов государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, органов управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Приложением 11 к Указаниям о применении бюджетной классификации РФ.

2. Закрепление источников доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за администраторами поступлений в бюджет - органами государственной власти субъектов РФ и созданными ими бюджетными учреждениями осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. При этом должно выполняться следующее условие: администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и Приложением 11 к Указаниям о применении бюджетной классификации РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ). Органы власти субъектов РФ устанавливают коды администраторов по доходам, администрируемым ими (созданными ими бюджетными учреждениями), также они вправе установить единый код администратора по доходам, администрируемым органами местного самоуправления муниципальных образований и отражаемым по кодам Классификации доходов бюджетов РФ с применением кода элемента, соответствующего бюджету субъекта РФ.

3. Закрепление источников доходов бюджетов муниципальных образований за администраторами соответствующего уровня осуществляют органы местного самоуправления. Администрирование данных источников доходов не должно быть предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, органами государственной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления).

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных районов и городских округов устанавливают коды администраторов по доходам, администрируемым
ими (созданными ими бюджетными учреждениями), также они вправе установить единый код администратора по доходам, администрируемым органами местного самоуправления поселений и отражаемым по кодам Классификации доходов бюджетов РФ с применением кода элемента, соответствующего бюджету муниципального района. Подобный порядок действует при установлении кодов администраторов доходов, администрируемых органами местного самооуправления поселений.

4. Администрирование поступлений в бюджет от погашения задолженности по предоставленным из бюджета бюджетным кредитам осуществляется органами власти, предоставившими кредит.

5. Администрирование поступлений от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами власти, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование поступлений осуществляется органом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).

6. Администрирование поступлений в бюджет от предоставления дотаций осуществляется органами, организующими исполнение бюджетов - получателей дотаций.

7. Администрирование поступлений в бюджет от предоставления субсидий и субвенций осуществляется органами, уполномоченными в соответствии законодательными и нормативными правовыми актами на использование указанных денежных средств.

8. Администрирование поступлений в бюджет от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет осуществляется органами, предоставившими соответствующие субсидии и субвенции.

9. Администрирование поступлений по коду 1 17 09000 01 0000 180 “Декларационный платеж, уплачиваемый при упрощенном декларировании доходов“ осуществляется финансовыми органами субъектов РФ.

Код классификации доходов бюджетов РФ

Классификация доходов бюджетов РФ (Приложение 1 к Указаниям о применении бюджетной классификации) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Структура 20-значного кода классификации доходов представлена четырьмя составными частями:

1. Администратор.

2. Вид доходов (группа, подгруппа,
статья, подстатья, элемент).

3. Программа (подпрограмма).

4. Экономическая классификация доходов.

Код администратора

Код администратора (1-3 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.

Код вида доходов

Код вида доходов (4-13 разряды кода классификации доходов) состоит из десяти знаков и включает: группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент. Он предусматривает три группы:

1 00 00000 00 - доходы;

2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;

3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Код элемента доходов для налоговых доходов (за исключением доходов от взимания местных налогов и сборов по налоговым обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года, поступивших на основании уведомлений налоговых органов в бюджеты субъектов РФ в соответствии со ст. 47.1 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ) соответствует бюджету бюджетной системы РФ в зависимости от полномочий по установлению ставок налога соответствующими органами власти на основании законодательства РФ о налогах и сборах. Для доходов, составляющих вышеуказанное исключение, применяется код элемента “05“.

Для неналоговых доходов коды элементов “01“, “02“ применяются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

Для неналоговых доходов коды элементов “03“, “04“, “05“, “10“ применяются в следующем порядке:

- в части обязательных платежей (денежных взысканий (штрафов), сумм принудительного изъятия, сумм от реализации конфискованного имущества) коды элементов “03“, “04“, “05“, “10“ - в
зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления городского округа, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления поселения (за исключением штрафов, зачисляемых в соответствии с бюджетным законодательством в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов);

- в части доходов от реализации и использования органами местного самоуправления нефинансовых и финансовых активов (за исключением земельных участков до разграничения государственной собственности на землю) коды элементов “03“, “04“, “05“, “10“ - к доходам от реализации и использования активов, находящихся соответственно в собственности внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, собственности городского округа, собственности муниципального района, собственности поселения;

- в части доходов от оказания платных услуг коды элементов “03“, “04“, “05“, “10“ - в зависимости от услуг, оказываемых соответственно получателями средств бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, получателями средств бюджетов городских округов, получателями средств бюджетов муниципальных районов, получателями средств бюджетов поселений;

- в части поступлений от передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков до разграничения государственной собственности на землю коды элементов “04“, “05“, “10“ - в зависимости от расположения указанных земельных участков соответственно в границах территории городского округа, границах межселенной территории, границах территории поселения.

Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

Код программы доходов

Код программы доходов состоит из четырех знаков (14-17 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Детализация кодов программ осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в следующем порядке.

1. По доходам от взимания
налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины первый знак кода программ используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. При этом администраторы указанных доходов (за исключением вывозных таможенных пошлин на сырую нефть) обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации.

2. Возврат излишне уплаченных сумм отражается по коду бюджетной классификации с применением кода программ, по которому поступила излишне уплаченная сумма. При этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду бюджетной классификации с применением кода программ “2000“. Дальнейшая детализация по доходам, администрируемым ФНС и ФТС, не предусматривается.

3. Бюджетный учет по доходам от взимания налогов (за исключением налогов по налоговым обязательствам, возникшим до 01.01.2006, поступивших на основании уведомлений налоговых органов в бюджеты субъектов РФ в соответствии со ст. 47.1 Закона о федеральном бюджете на 2006 год и п. 3 ст. 8 Закона о федеральном бюджете на 2007 год), сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины ведется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, по кодам бюджетной классификации с применением в 14-17 разрядах следующих кодов программ:

- 1000 (1001, 1002 - в части соответствующих сумм вывозной таможенной пошлины на сырую нефть);

- 2000 (2001, 2002 - части соответствующих пеней и процентов по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть);

- 3000 (3001, 3002 - в части соответствующих денежных взысканий (штрафов) по вывозной таможенной пошлине на сырую нефть);

- 4000 - прочие поступления
(в случае заполнения платежного документа плательщиком с указанием кода программ, отличного от кодов программ 1000, 2000, 3000).

Обратите внимание: администраторы поступлений обязаны производить уточнение платежей с указанием кода программы 4000 с целью их отражения по кодам программ 1000, 2000, 3000.

3. Бюджетный учет по доходам от взимания налогов по налоговым обязательствам, возникшим до 01.01.2006, поступивших на основании уведомлений налоговых органов в бюджеты субъектов РФ в соответствии со ст. 47.1 Закона о федеральном бюджете на 2006 год и п. 3 ст. Закона о федеральном бюджете на 2007 год, ведется налоговыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и органами, организующими исполнение бюджетов, по кодам бюджетной классификации с применением в 14-17 разрядах следующих кодов программ:

- 1001 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

- 2001 - пени и проценты по соответствующему платежу;

- 3001 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

4. Отдельная структура кода программы устанавливается для платежей, поступающих в уплату процентов за пользование бюджетными средствами и объемов задолженности по видам бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках третьего и четвертого знаков программного среза классификации доходов бюджетов РФ по виду дохода 000 111 03010 01 0000 120 “Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета“.

5. Органы государственной власти субъектов РФ вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику бюджета субъекта РФ в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ и Приложением 11 к Указаниям о применении
бюджетной классификации РФ, а также по следующим доходным источникам независимо от того, закреплены ли указанные источники за федеральными органами государственной власти:

- 000 1 13 03020 02 0000 130 “Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации“;

- 000 1 16 90020 02 0000 140 “Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации“;

- 000 1 16 90030 03 0000 140 “Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга“;

- 000 1 16 90040 04 0000 140 “Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов“;

- 000 1 16 90050 05 0000 140 “Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов“.

6. Органы местного самоуправления вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику соответствующего бюджета в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет, назначаемыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

7. Отражение доходов целевых бюджетных фондов субъектов РФ и муниципальных образований с применением кода программ не предусматривается.

Код экономической классификации доходов

Код экономической классификации доходов определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ, Приложением 5 к Инструкции по бюджетному учету*(2)). В свою очередь, трехзначный код КОСГУ входит в структуру 26-разрядного номера счета Плана счетов бюджетного учета - 24-26 разряды.

Бюджетная отчетность администраторов поступлений

Инструкцией N
72н*(3) установлены особенности составления и представления бюджетной отчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ. В соответствии с п. 273 указанной инструкции администратор поступлений формирует бюджетную отчетность по операциям администрирования поступлений в бюджет в объеме форм месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, установленных для получателя средств бюджета. Отчетность формируется раздельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ исходя из кода элемента доходов бюджета, источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной классификации РФ.

Администратор поступлений представляет отчетность по операциям администрирования поступлений в бюджет органу, организующему исполнение бюджета, исходя из кода элемента доходов бюджета, источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной классификации РФ и в сроки, установленные этим органом. При этом если администратор не является главным распорядителем, распорядителем, получателем средств бюджета, поступления в который он администрирует, сроки предоставления бюджетной отчетности по операциям администрирования поступлений в этот бюджет подлежат согласованию между администратором поступлений в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ и органом, организующим исполнение соответствующего бюджета.

Бюджетные полномочия главных администраторов (администраторов)

Закон N 63-ФЗ*(4) дополнил Бюджетный кодекс новыми статьями 160.1 и 160.2, в которых закреплены полномочия соответственно главного администратора (администратора) доходов бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета. Положения указанных статей начинают действовать с 1 января 2008 года.

Новизна этих статей в том, что в них разграничены полномочия главных администраторов и администраторов. Так, в соответствии со ст. 160.1 “Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета“ БК РФ функции главного администратора носят в основном организационный характер, это:

- формирование перечня подведомственных администраторов доходов бюджета;

- представление сведений для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета и составления и ведения кассового плана;

- формирование отчетности.

В
то время как администратор должен:

- вести начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

- осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлять поручение в ОФК для осуществления возврата. Порядок возврата устанавливается Минфином РФ;

- принимать решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представлять уведомление в ОФК;

- в порядке, установленном главным администратором, формировать и представлять главному администратору сведения и бюджетную отчетность;

- осуществлять иные бюджетные полномочия, установленные настоящим БК РФ.

Полномочия администраторов реализуются в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.

Полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами.

Правительство РФ:

- устанавливает полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также ЦБ РФ;

- определяет в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов территориальные органы (подразделения) федеральных органов исполнительной власти.

Высший исполнительный орган субъекта РФ:

- устанавливает полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся органами государственной власти субъектов РФ, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями;

- определяет в качестве главных администраторов доходов местных бюджетов территориальные органы (подразделения) исполнительной власти субъектов РФ.

Местные администрации:

- устанавливают полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, являющихся органами местного самоуправления и (или) бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении.

- определяют в качестве главных администраторов доходов бюджетов поселений органы (должностные лица) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов.

К функциям главного администратора источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со ст. 160.2 “Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета“ БК РФ относятся:

- формирование перечня подведомственных администраторов;

- планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

- обеспечение адресности и целевого характера использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета;

- распределение бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам и исполнение соответствующей части бюджета;

- ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

- составление отчетности.

В обязанности администратора источников финансирования дефицита входит:

- планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

- контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;

- обеспечение поступлений в бюджет и выплат из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;

- составление и представление отчетности;

- в случае и порядке, установленных главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществление отдельных бюджетных полномочий главного администратора, в ведении которого находится;

- иные обязанности, установленные БК РФ и нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Л. Максимова,

главный редактор журнала “Бюджетные организации:

Бухгалтерский учет и налогообложение“


“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 10, октябрь 2007 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) От редакции: вопросы организации работы по администрированию поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, а также ведения бухгалтерского учета администраторами (в том числе корреспонденция счетов по начисленным и поступившим суммам) рассмотрены в первом номере журнала за 2007 год в статье Л. Максимовой “Администраторы доходов: порядок отражения в бюджетном учете поступлений“.

*(2) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.

*(3) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 72н (Внимание! На момент сдачи журнала в печать указанная инструкция не прошла регистрацию в Минюсте РФ).

*(4) Федеральный закон от 26.04.2006 N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации“.