В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Комментарий к письму Министерства финансов Российской федерации от 7 августа 2007 N 03-02-07/2-138

Комментарий к письму Министерства финансов Российской федерации
от 7 августа 2007 N 03-02-07/2-138

Ввиду несовершенства законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности у бухгалтера возникают вопросы, которые он пытается решить, обратившись к разъяснениям Минфина, данным в письмах и размещенным в правовых системах. Часто в этих письмах содержится ответ на частный запрос какой-то организации. К письмам финансистов также обращаются и работники налоговых служб при проведении проверки у налогоплательщика. Основная проблема использования в работе данных писем заключается в том, что порой содержащиеся в них указания противоречат нормам законодательства. В результате многочисленных споров налогоплательщиков с налоговыми органами Минфин опубликовал Письмо от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, из которого следует, что
письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков, как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. Разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов. В подтверждение своей позиции Минфин ссылается на соответствующие нормативные акты.

Минфин считает, что налогоплательщики могут руководствоваться в своей работе только теми письмами, которые опубликованы на официальных сайтах Минфина и ФНС. Они также не являются нормативными документами, но исходя из Письма от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 указанные ведомства несут ответственность за содержащуюся в таких письмах информацию. За содержание писем, опубликованных в иных источниках, в частности в правовой базе, Минфин и ФНС ответственности не несут, поскольку эти разъяснения даны по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути данного Минфином ответа. Публикация писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Минфин, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не представляют в официальном порядке письма для публикации. Таким образом, Минфин не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

С финансовым ведомством можно согласиться в том, что действительно при отражении финансово-хозяйственных операций следует руководствоваться нормативными актами, а письма таковыми не являются в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Письма носят рекомендательный характер и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки Минфина. Опубликованные письменные разъяснения, представленные Минфином, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Что касается письменных разъяснений, данных представителями финансового ведомства при ответе на запрос организации, то из Письма N 03-02-07/2-138 следует, что выполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет применение норм п. 8 ст. 75 “Пеня“ НК РФ и пп. 3 п. 1 ст. 111 “Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения“ НК РФ, то есть норм, в соответствии с которыми:

- не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции;

- исключается вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в результате выполнения им указанных письменных разъяснений.

Отдельно в комментируемом письме разъясняется вопрос применения писем Минфина налоговыми органами. Мнение Минфина по этому вопросу следующее: Налоговым кодексом введена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, которые даны Минфином. Однако указанная норма кодекса не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина,
адресованными конкретным заявителям (в силу того, что данные указания не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС (полномочия Минфина в этой области определены Положением о Министерстве финансов РФ) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области разработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе. При этом разъяснения, направляемые Минфином ФНС, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 10, октябрь 2007 г.