В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“Бухгалтер с душой поэта“ (интервью с В.И. Мирошниченко, начальником управления учета и отчетности исполнения бюджета департамента финансов и бюджетно

“Бухгалтер с душой поэта“ (интервью с В.И. Мирошниченко, начальником
управления учета и отчетности исполнения бюджета департамента финансов и
бюджетной политики Белгородской области)

Запах свежескошенной травы на рассвете, мерцание звездного неба, журчание ручья после первой летней грозы, едва уловимый шум крыльев птицы, легкая улыбка при воспоминании о детстве - все это никак не вяжется с рутиной балансов и консолидированным отчетом. Но тем не менее в этом человеке загадочным образом сливаются воедино несовместимые вещи. В.И. Мирошниченко, начальник управления учета и отчетности исполнения бюджета департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, празднует свой 65-летний юбилей.

- Василий Иванович, 65-летний юбилей - дата немалая. Как планируете ее отпраздновать?

- В
рабочем ритме: мой день рождения выпадает на воскресенье, поэтому все управление учета и отчетности будет со мной на планерке, в лесу (смеется). А вечером - конечно, с близкими родственниками тоже где-нибудь на лоне природы, поближе к воде.

- Не боитесь, что неприятные сюрпризы природы испортят праздник?

- Нет. Погода не страшна. Была бы теплой компания, а от дождя и прочей напасти всегда можно укрыться под тентом. Я вообще романтик в душе, поэтому стены даже самых больших залов меня стесняют. Не люблю громкие мероприятия, тем более, когда я сам - их причина и эпицентр. Мне намного уютнее среди луговых трав и шелеста листвы.

- Василий Иванович, я знаю, вы очень тепло относитесь к своему коллективу. Много ли мест работы сменили до того, как попали в департамент финансов Белгородской области?

- Я сельский житель и мой трудовой путь начался очень в раннем возрасте - почти в пять лет. Я ездил с родителями в поле, сначала держал кнут, потом вожжи. Подрастая, сам запрягал лошадей, пахал. Когда появился автотранспорт, помогал грузить сахарную свеклу. С появлением тракторов работал помощником механизатора во время уборок и посевных. А после окончания школы поступил в институт на финансовый факультет.

После учебы работал на Белгородской сельскохозяйственной опытной станции экономистом. Проработал я там всего около двух лет. В конце 67-го года меня пригласили на беседу в обком партии и предложили перейти в Финансовое управление Белгородского облисполкома. Поначалу такое предложение меня не привлекло. Дело в том, что опытная станция, на которой я работал, являлась филиалом Тимирязевской сельхозакадемии, и у меня была прекрасная возможность уйти в науку. Я
даже писал диссертацию. Единственное, что заставило меня дрогнуть в своем решении, - квартира, которую мне обещали в случае перевода в управление. Так что, возможно, если бы не квартирный вопрос, я никогда и не стал бы бухгалтером.

- Так вы защитили диссертацию?

- Нет. Я же ушел со станции и попал совершенно в другую среду, где была колоссальная нагрузка. Чисто теоретически можно было бы параллельно заниматься наукой, но не стоит забывать, в период реформации агропромышленного комплекса ни один работник облисполкома не смог получить ученую степень. Наверное, тогда люди были другими или другим было отношение к делу: заниматься в рабочее время чем-то кроме основной работы было немыслимо - совесть не позволяла.

- Если бы сегодня перед вами снова стал выбор, как в 1967 году, вы бы изменили свое решение?

- Нет. И знаете почему? Потому что всегда считал советский, российский, отечественный - называйте, как хотите, - учет самым лучшим в мире. Для многих стран в свое время он был признанным мировым стандартом. Лишь после распада Союза в связи с изменением политического климата в стране методология бух -учета в бюджетных учреждениях стала утрачивать свои позиции. А жаль, требовалось всего лишь внести незначительные изменения, связанные с введением в России рыночной экономики.

- Как вы оцениваете сегодняшние методологические достижения разработчиков бюджетного учета?

- Я не могу сказать, что учет изменился в лучшую сторону. Он стал слишком громоздким и плохо читаемым. Чтобы запомнить все начальные и конечные номера счетов по бюджетной классификации, нужно обладать памятью шахматиста Алехина - только тогда у бухгалтера будет четкое понимание того, для чего он подписывает платежку, на
какие цели.

И все же разработчикам Инструкций по бюджетному учету N 70н и N 25н нужно сказать спасибо за то, что они постарались в полном объеме охватить учет госсобственности. Это несомненный плюс. Остается только включить в состав основных средств землю и оценить интеллектуальный труд. Однако, на мой взгляд, не стоило рушить старый фундамент, только для того чтобы поменять крышу.

- В чем все-таки преимущества и недостатки учета советских времен в сравнении с современным?

- В советском учете экономическая классификация делилась на 18 направлений, из которых постоянно использовалось максимум 5-7: зарплата, медикаменты, питание, командировочные и хозяйственные расходы. Сегодня бюджетная классификация разбита на “тысячу“ расходных статей. Не зря сегодня Департамент бюджетной политики Минфина России очень озабочен большим объемом цифровой информации в бюджетной классификации, которая в жизни, в практике, в производстве не оказывает никакого влияния на использование бюджетных ассигнований. По моему личному убеждению учет будет тем лучше, чем он будет проще.

И все же нельзя, как в советские времена, детализировать парой строк в отчетности те же основные средства. России для развития необходимо привлечение инвестиций, а иностранные банки, прежде чем вкладывать средства, должны видеть, что они получат в случае их невозврата: землю, оборудование, здания и т.д.

- Василий Иванович, в чем, на ваш взгляд, секрет составления безукоризненного годового отчета и бывает ли он таковым?

- Безукоризненную отчетность можно составить, но для этого необходимо иметь автоматизированную систему учета и отчетности с применением технологии голосового набора (смеется).

А если серьезно, то немалую роль в правильности ведения учета играет верное применение бюджетной классификации. Ведь отчетность на уровне субъекта берет исток в учреждении и компилируется
в финансовом органе. Чтобы израсходованные средства были правильно отражены в учете, их необходимо верно направить по назначению. На этом этапе особо важную роль играет казначейский процесс, который позволяет на первоначальном этапе предотвратить нарушения в области применения бюджетной классификации.

И все же самый важный фактор, который всегда будет влиять на безукоризненность отчетности, - человеческий. По моим наблюдениям бухгалтеры более внимательные люди, чем экономисты и финансисты, поэтому основные ошибки возникают именно в связи с неправильным применением расходных статей. От этого очень сильно снижается качество отчета. Кроме того, если кто-то не успел вовремя внести изменения в закон о бюджете области, то с точки зрения вышестоящего органа отчет уже будет некачественным: касса не совпадет с бюджетом - это все тот же человеческий фактор.

Все зависит от людей: сегодня, завтра и послезавтра и впредь. Если человек внимательный, то он обязательно вовремя увидит те или иные недостатки в своей отчетности при введении данных в программу. Именно поэтому мы централизованно подбираем кадры в управления и отделы учета и отчетности областных бюджетных учреждений.

Мы сами готовим кадры по разработанному в нашем департаменте плану подготовки и замены кадров. Такая система действует уже на протяжении 5-6 лет, но наибольшую активность она приняла в 2005 году, потому что средний возраст главных бухгалтеров и финансистов в сельских поселениях превысил 50 лет. Чтобы избежать негативных изменений состава бухгалтерских кадров в среднесрочной перспективе, мы в текущем году организовали курсы повышения квалификации и профессиональной подготовки главных бухгалтеров сельских поселений в Белгородском институте государственного и муниципального управления.

- Как вы восприняли Инструкцию N 25н?

- Без особого восторга. Я убежден, что
эта Инструкция далеко не последняя. Уверен, что План счетов еще изменится, как минимум, процентов на 40. Дело в том, что сегодня происходит естественный процесс познания, который последовательно приводит к выявлению неточностей и пониманию самой сути каждой проводки.

Хотя Инструкция N 25н, казалось бы, на первый взгляд ничего принципиально не меняет, в Минфин России поступит еще больше вопросов, чем в прошлом году. Причем они будут более детальными, чем прежде. Связано это с тем, что в 2005 году многое делалось без особых размышлений, по большей части для галочки. Теперь наступило время для анализа. Минфину и Казначейству России будет трудно справиться с таким наплывом вопросов.

Многие считают шагом вперед то, что Инструкция N 25н позволяет бухгалтеру самостоятельно создавать проводки, которых нет в Плане счетов. Боюсь, что каждое ведомство, губерния или бюджетное учреждение будут делать это по своему усмотрению, не руководствуясь единой концепцией. Эта нехорошая тенденция может привести к нарушению единства экономических понятий.

Печалит меня и то, что Минфин России так и не смог добиться ни от одного ведомства разработки отраслевых инструкций по бюджетному учету. Именно на плечи министерств и ведомств должна была лечь ответственность по определению порядка учета и отчетности присущих только этой отрасли операций. Тогда бы и не возникла необходимость перекладывать решение этих непростых задач на специалистов нижестоящих учреждений.

- На ваши плечи ложатся не только учетные проблемы, но и решение управленческих вопросов. Как вам удается совмещать две эти функции одновременно?

- Главбуху, у которого около тысячи главных бухгалтеров в подведомственных учреждениях, поневоле приходится в большей степени быть управленцем. Вопросы методологической поддержки и учета приходится решать заместителям.
Но, если возникают какие-либо проблемы с отчетностью, тогда я тоже включаюсь в процесс: сажусь вместе с моими помощниками за стол и, засучив рукава, разбираю каждую проводку шаг за шагом.

Признаюсь, быть руководителем учета и отчетности с огромным количеством подведомственных учреждений - дело непростое. Часто просто не хватает рук на технологические процессы. Ведь помимо знания правил управления главбух обязан не забывать об изменениях в учете, о новшествах в сфере информационных технологий вплоть до малейших изменений в программных продуктах.

- Василий Иванович, вам, наверное, часто приходится сталкиваться с решением кадровых вопросов. Чем вы руководствуетесь при приеме сотрудников на работу?

- Многие ответили бы: профессионализм. Но за него нужно бороться: чтобы получить профессионала, его нужно вырастить, обучить, воспитать. Профессионализм - это дело опыта. Поэтому для меня, пожалуй, самое главное качество человека - честность. Если бухгалтер не будет честным, то сохранность государственной и муниципальной собственности будет под вопросом. Что бы и почему ни случилось, бухгалтер обязан все рассказать руководителю, как на исповеди.

- Я смотрю на вас и понимаю, что работа отнимает у вас большую часть жизни. Но иногда выпадают свободные минутки, часы и дни. Как вы их любите проводить?

- Такие часы бывают, как правило, утром и вечером. Обычно, я встаю в пять часов утра и до половины седьмого занимаюсь физкультурой и спортом на огороде (смеется). Несмотря на то что моя научная сельскохозяйственная деятельность давно осталась позади, я все равно нахожу чувство умиротворения, только работая с землей: нет ничего лучше, чем косить сочную траву по росе или видеть, как расцветает посаженная тобой яблонька. К тому же работа с
землей - это хорошая, полезная нагрузка для организма.

Если же выдаются свободные деньки, стараюсь выбраться поближе к природе, позаниматься пчелами. У меня уже несколько лет всего пять ульев для удовольствия и в память об отце.

- Говорят, мед укрепляет здоровье и способствуют долголетию...

- Это точно. Кстати, мой день рождения совпадает с днем Святого Духа - большим церковным праздником. Когда я праздновал свой 60-летний юбилей, в шутку сказал, что это - неслучайное совпадение, и загадал, что доживу до 120 лет. На что и получил благословение Владыки Иоанна, архиепископа Белгородского, бывшего в числе моих гостей. Праздновать 60-летний юбилей меня обязали друзья и коллеги. Тогда, пять лет назад, несмотря на то что юбилей пришелся на понедельник, мы праздновали его именно в этот день - день Святого Духа.

Беседу вела корреспондент журнала “Бюджетный учет“
И.В. Заховаева

Афоризмы от В.И. Мирошниченко

Бюджетный учет - двигатель прогресса в деревне, без 26-значных счетов не видать бы селянам Интернета.

Инструкция N 70н повернула руководителей лицом к бухгалтерам, заставила почувствовать полноту личной ответственности за бюджетный учет в своем учреждении.

Управлять финансами “через сутки“ - роскошь. О том, что платеж прошел, руководитель должен знать уже через час.

“Бюджетный учет“, N 6, июнь 2006 г.