В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Какова юридическая сила разъяснений налогового законодательства, изложенных в письмах Минфина? Всегда ли можно пользоваться содержащейся в них информа

По этому поводу выпущено Письмо Минфина РФ от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 (далее - Письмо N 03-02-07/2-138), в котором он разъясняет юридическую силу информации, содержащейся в его письмах.

Действительно, ввиду несовершенства законодательства бухгалтеры учреждений здравоохранения, впрочем, как и других организаций, обращаются к письмам Минфина и других финансовых органов. Часто в этих письмах содержится ответ на частный запрос организации. Основная проблема использования в работе данных писем заключается в том, что порой содержащиеся в них указания противоречат нормам законодательства. В результате многочисленных споров налогоплательщиков с налоговыми органами Минфин опубликовал Письмо N 03-02-07/2-138, согласно которому письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков, как правило, адресованы конкретным заявителям,
поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. Разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов. В подтверждение своей позиции Минфин ссылается на соответствующие нормативные акты.

Финансисты считают, что налогоплательщики могут руководствоваться в своей работе только теми письмами, которые опубликованы на официальных сайтах Минфина и ФНС. Они также не являются нормативными документами, но исходя из Письма N 03-02-07/2-138 указанные ведомства несут ответственность за содержащуюся в таких письмах информацию. За содержание писем, опубликованных в иных источниках, в частности в правовой базе, Минфин и ФНС ответственности не несут, поскольку эти разъяснения даны по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути данного Минфином ответа. Указанные письма публикуются неофициально, так как ни Минфин, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не представляют их в официальном порядке. Таким образом, Минфин не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

С финансовым ведомством можно согласиться в том, что действительно при отражении финансово-хозяйственных операций следует руководствоваться нормативными актами, а письма таковыми не являются в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Письма носят рекомендательный
характер и не являются препятствием для налоговых органов, налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов к руководству нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки Минфина. Опубликованные письменные разъяснения Минфина должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.

Что касается письменных разъяснений, данных представителями финансового ведомства при ответе на запрос организации, то из Письма N 03-02-07/2-138 следует, что выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет применение норм п. 8 ст. 75 “Пеня“ НК РФ (начисление пеней) и пп. 3 п. 1 ст. 111 “Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения“ НК РФ, в соответствии с которыми:

- не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции;

- исключается вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в результате выполнения им указанных письменных разъяснений.

Из вышесказанного следует, что налогоплательщики должны руководствоваться прежде всего нормами Налогового кодекса и иными нормативными документами и только как рекомендательный и разъясняющий материал использовать письма Минфина, даже направленные для работы всем налогоплательщикам и размещенные на его официальном сайте.

Ю. Некрасова,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение“

1 февраля 2008 г.

“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 2, февраль 2008 г.