В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Бюджетный учет в вопросах и ответах

Чтобы подготовить бухгалтеров бюджетной сферы к переходу на новый План счетов, Министерство финансов РФ при поддержке Федерального казначейства провело ряд недельных семинаров. Итогом занятий стал круглый стол, где участники могли задать волнующие их вопросы по бюджетному учету заместителю директора Федерального казначейства Г.И. Маклевой, сотрудникам Минфина России - С.В. Романову и В.А. Зеленскому.

- Кто будет арбитром в споре с казначейством по отнесению расходов по статьям экономической классификации?

- Любые вопросы по отнесению расходов по статьям экономической классификации решает Департамент бюджетной политики Министерства финансов РФ.

- Расходы по инвентаризации, паспортизации здания, оформление соответствующей документации следует относить к 225-му коду или к 226-му?

- В сложившейся ситуации
правильнее было бы отнести эти расходы к коду 226 “Прочие услуги“.

- Подписка на газеты и журналы учитывается как “Прочие услуги“ или как “Прочие расходы“?

- Любые услуги всегда должны отражаться как услуги. Естественно, что подписка на периодические издания - это прочие услуги. Потому что факт оплаты считается фактом подписания договора. Так же как и кассовый чек автоматически свидетельствует о подписании договора.

- Мы научное учреждение, скажите, пожалуйста, затраты по приобретению научной литературы нужно включать в федеральный фонд?

- В научных учреждениях федеральных фондов нет, поэтому эти расходы необходимо учитывать по статье 290 “Прочие расходы“.

- По какому коду источников финансирования дефицита бюджета должны отражаться поступления от приватизации?

- У нас в источниках финансирования дефицита бюджета есть статья о поступлениях от реализации акций и иных форм участия в капитале. Вся продажа имущества, основных средств и материальных запасов отражается в доходах бюджета. Приватизацией в классификации источников финансирования дефицита бюджета считается продажа доли участия в капитале. Если предприятие продает свое имущество, имущественный комплекс, то мы продаем наше участие в капитале.

- Как необходимо классифицировать доходы от реализации спецпродукции?

- Этот вопрос относится к разряду распределения регулирующих доходов. Данная схема получилась, к сожалению, громоздкой и неудобной. Администратора в первую очередь волнует, сколько заплатил плательщик. Дальнейшее распределение осуществляется по решению собственника спецпродукции. В законе указано, что распределение доходов осуществляется в соответствии с такими-то нормативами из таких-то и таких-то бюджетов.

Орган казначейства для бюджетных учреждений выступает и как орган кассового обслуживания, и как учреждение. Финансовый орган субъекта Федерации тоже выступает как финансовый орган и как учреждение. Администратор осуществляет начисление в размере 100% от стоимости
продукции. По кредиту учитываются расходы, по дебету - кредиторская задолженность. Деньги приходят на счет доходов, подлежащих распределению, и отражаются по кредиту как кассовые поступления. 60% из них идет в федеральный бюджет, 40% - в бюджет субъекта Федерации. Если мы распределим таким образом, то по методу начисления администратор отчитается, что он начислил 100%. Однако по факту поступило 60%, значит 40% должно где-то появиться в недоимке. Это очевидно.

Нам необходимо откорректировать начисления администратора на те 40 единиц, которые нам не причитаются. Если речь идет о налоговой службе, то при поступлении на счет распределения возникают сложности у главы казначейства. Бюджетные поступления - это, естественно, налоговая статья. Эта схема усложнилась только из-за того, что администратор, в данном примере в лице налоговой службы, не делает никаких корректирующих проводок. У него нет ни таких прав, ни обязанностей.

С точки зрения налоговой службы ситуация выглядит так: получив выписку со счета распределения, налоговая служба отражает у себя уменьшение дебиторской задолженности. То есть плательщик перечислил требуемую сумму. С организаторской точки зрения отношения закончены.

Дальше начинается самое сложное - распределение. Чтобы все правильно отразить, чтобы у нас не возникло такой ситуации, что администратор перечислил 60% от стоимости спецпродукции, а показали поступление на все 100% и начисление также на 100%. Если мы все правильно проведем, то увидим, что либо у кого-то данные неправильны, либо возникла реальная недоимка. Поэтому казначейство как учреждение уменьшает у себя начисленные доходы администратора на 40%. То есть по проводкам должно быть, что начислено 60 и уплачено в федеральный бюджет также 60 (100 - 40).

Но кредитовую часть надо корректировать главе органа
казначейства. То есть мы осуществили налоговое начисление, но при этом реальная обязанность отдать эти 40% в бюджет субъекта возникает не у налоговой, а у казначейства. Потому что именно оно является администратором распределения имущества. Эту проводку делает казначейство. Теперь эти средства перечисляются соответственно в субъект Федерации и в федеральный бюджет по кредиту счета распределения и дебету счета “Кассовые поступления“ на 60 единиц.

В конечном итоге мы должны получить на распорядительном счете по всем операциям ноль. Счет доходов, подлежащих распределению, по факту ничей. Мы не можем его включить ни в один баланс, потому что туда приходят доходы и субъекта Федерации, и местные доходы, и федеральные, которые потом вдобавок ко всему распределяются. Он реально получается ничей. Поэтому на этом счете никаких остатков быть не должно. Мы должны уменьшить сумму кассовых поступлений. Они у нас потом появятся в федеральном бюджете уже в откорректированном виде. Затем и на долю субъекта Федерации, и на долю федерального бюджета необходимо сделать абсолютно такую же проводку.

Итак, мы получили 100% и раскидали их по бюджетам. Но в налоговой службе как у администратора уже засветился факт кассового поступления именно на 100%. Получается, что объемы поступлений не сходятся. Поэтому на основании платежного документа о перечислении доли субъекта Федерации казначейство, как распределяющий орган, должно сделать проводку: закрыть задолженность, которая была по кредиту “Кассовые поступления“, чтобы все распределить и откорректировать объем кассовых поступлений по налоговой службе. Мы уменьшаем кассовые поступления на 40%. Некоторые проводки аналогичны проводкам по инструкции N 15н. Там также были счета распределения, и выводилась доля. В результате получилось, что начислено 100, в
федеральный бюджет поступило 60 единиц, и 40 мы отдали в бюджет субъекта.

Многие считают, что было бы логично таким же образом распределять недоимки по бюджетам. На самом деле недоимку делить нельзя. У нас обязательства по распределению возникают только в момент поступления ресурсов, пока нет средств - нет обязательств.

Такая конструкция действует на уровне Федерации. Что же получается на уровне субъектов Федерации?

Средства поступают в финансовый орган, который делает проводку: Дебет “Единый счет бюджета“, Кредит “Поступления“ на 40 единиц. Теперь мы начинаем консолидировать отчетность субъекта Федерации и федерального бюджета. Это обычная процедура. Поступления на 40 и поступления на 60. Мы снова получаем, что начислено, по данным Федерации, 60 (100 - 40). Поступило, по данным Федерации, 60, по данным субъекта Федерации - 40, то есть всего поступило 100.

Нам необходимо составить консолидированный отчет по бюджетам всех уровней. Чтобы избежать такого противоречия, мы вынуждены средства, перечисленные субъекту по факту поступления, отразить в проводке: Кредит “Доходы“, Дебет “Кассовые поступления“ на 40. Теперь, когда мы будем смотреть всю эту систему полностью, у нас получится: начислено и поступило 60 в бюджет Федерации, 40 - начислено и поступило в субъект Федерации. Вот так выглядит схема операций по распределению регулирующих доходов.

- Необходимо ли бюджетному учреждению формировать учетную политику?

- В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету мы руководствуемся государственной бюджетной политикой, согласно которой бюджетные учреждения не должны оформлять приказ по учетной политике. Никто вас не может заставить это делать.

Другое дело, если вы считаете, что вам так удобнее и понятнее. В этом случае наложить запрет также никто не может, и вы имеете полное право
сформировать свою учетную политику.

- Надо ли будет пересчитывать амортизацию в связи с появлением инструкции по амортизации?

- Код начисления износа и код начисления амортизации разные. И сроки использования объектов в соответствии с новым и старым порядками соответственно тоже разные. Может получиться такая ситуация, что по старым нормам основное средство еще амортизируется, а по новым уже нет. Мы сейчас готовим рекомендации по этому вопросу. А информационно-правовые системы готовят таблицы перевода объектов со старых кодов на новые.

- Можно ли отнести программные продукты к счету “Нематериальные активы“? Если нет, то на какой счет их следует относить?

- Сегодня программные продукты нужно отражать в составе авторских и иных прав. Причем в соответствии с новым порядком предусмотрены только исключительные права. Если программное обеспечение не находится у вас на правах исключительного пользования или не оформлены в соответствующем порядке документы, подтверждающие эти права, то тогда необходимо отнести их на расходы по прочим услугам.

- При сдаче в эксплуатацию основные средства стоимостью до 1000 руб. подлежат списанию. Нужно ли проводить по ним инвентаризации и оприходовать их, если потом будут обнаружены излишки
- Чтобы оприходовать обнаруженные излишки, вы должны после списания и сдачи в эксплуатацию обеспечить количественный учет основных средств. Руководитель учреждения отвечает за сохранность имущества и должен обеспечить учет за рамками бухгалтерского. Излишки в этой ситуации нужно ставить на баланс.

- Каким образом осуществляется учет имущества, полученного учреждением в результате дарения или в безвозмездное пользование?

- Если вам безвозмездно поступают финансовые активы, конечно, не лично вам, а в учреждение, то должен быть оформлен договор дарения. В нем указывают стоимость подаренного имущества. То есть имущество
вы получили безвозмездно, но сумма в договоре все равно должна быть указана. Если сумма не указана, то необходимо обращаться к независимым оценщикам. Бюджетные учреждения не имеют права взять имущество в безвозмездное пользование, не зная его первоначальной стоимости.

- В каких регистрах бухгалтерского учета следует отражать кредиты, бюджетные обязательства и ассигнования?

- Эти операции отражают сначала в Журнале рабочих операций, а потом в Главной книге.

- Как можно списать клавиатуру, “мышку“?

- Наш совет - учитывать комплектующие компьютера (монитор, клавиатуру, “мышку“ и прочее) как единый объект. Это раньше покупали все по отдельности, а теперь вы покупаете все в комплекте. К тому же вы не используете “мышку“ или клавиатуру как-то отдельно от процессора, впрочем, как и наоборот. Если какая-то часть компьютера вышла из строя, то вы просто меняете ее, так же, как и в автомобиле.

- Бюджетное учреждение получает доходы по государственному заказу из комплекса фундаментальных исследований. Получатель средств доходы по госзаказу учитывает как внебюджетные доходы от предпринимательской деятельности. С них взимаются налоги. Как будут представлены в сводной отчетности финансовые результаты?

- Ваша ситуация выглядит так: комплекс фундаментальных исследований устраивает конкурсы и дает гранты различным главным распорядителям средств как главный распорядитель. Гранты идут на счет внебюджетных средств, хотя эти средства бюджетные.

На первый взгляд, это доход от предпринимательской деятельности и с него нужно уплатить налоги. Но на самом деле эти деньги выделяются одним главным распорядителем другому, и от этого они не перестают быть бюджетными. Просто нужно менять линию бюджетных обязательств. По сути, просто один главный распорядитель меняет план и, давая гранты, снимает с себя часть бюджетных обязательств, передавая их
другому главному распорядителю. Это мнение не только наше, но и всего Федерального казначейства.

- Предусмотрены ли новым Планом счетов особенности учета бюджетно-валютных операций?

- В новом Плане счетов учет валютных операций предусмотрен. Применяются счета 0 201 07 000 “Денежные средства учреждения в иностранной валюте“, 0 201 07 510 “Поступления денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте“, 0 201 07 610 “Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте“.

- Как правильно проводить ежемесячное начисление процентов по бюджетно-валютным счетам?

- Поясним на примере. Допустим, что по факту начислили 300 руб. Мы берем валютный счет и отражаем эти 300 руб. (или 10 долл. США) по Дебету 0 201 07 510 “Поступления денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте“ и Кредиту 0 401 01 120 “Доходы от собственности“. Далее их нужно перечислить в бюджет. Мы делаем проводку: Дебет 0 201 02 610 “Поступления денежных средств во временное распоряжение учреждением“, Кредит 0 201 07 610 “Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте“.

Если возникнет межкурсовая разница, допустим 20 единиц, ее нужно отразить так: Дебет 0 201 07 510 “Поступления денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте“, Кредит 0 401 01 171 “Доходы от переоценки активов“ - курсовая разница на 20 единиц.

У нас получится, что в отчете об исполнении бюджета, который вы составите как администратор, по коду 21002120 отражается 320 руб. А в отчете о финансовом результате эта операция будет отражена двумя показателями: 300 руб. - проценты по бюджетно-валютным счетам и курсовая разница - 20 руб.

- Какие проводки по новой Инструкции осуществлять по движению
средств?

- Собственно, старые же проводки и остаются. Единственное, что можно прокомментировать, - это безвозвратные займы. Они обязательно должны быть учтены как долг у главного распорядителя - Минфина. Одновременно главный распорядитель, получающий в конечном итоге этот долг, должен отражать изменение бюджетных обязательств в установленном порядке и объяснять порядок бухгалтерских записей.

Поступления имущества, средств также должны быть отражены у главного распорядителя. Выбор классификации будет зависеть от цели финансирования. Например, если у вас заключается договор с контрагентами, то эти деньги нужно перечислять на счет поставщикам.

И.В. Заховаева,

корреспондент “Бюджетного учета“,

Н.И. Лейман,

эксперт “Бюджетного учета“

“Бюджетный учет“, N 2, февраль 2005 г.