В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Организация работы и разработка примерных положений по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений

Организация работы и разработка примерных положений по оплате труда
работников федеральных бюджетных учреждений

В целях повышения эффективности работы федеральных бюджетных учреждений Правительством РФ было принято решение о введении в них с 1 декабря 2008 г. новых систем оплаты труда работников.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 утверждены общие для всех учреждений параметры новых систем оплаты труда, даны поручения финансовым органам исполнительной власти (ФОИВ) по подготовке необходимой нормативной правовой базы.

В частности, было учтено, что при значительном расширении самостоятельности учреждений при установлении условий оплаты труда работников многие из них не имеют большого опыта в администрировании заработной платы работников за пределами ETC. В связи с этим
ФОИВ было поручено утвердить Примерные положения по оплате труда работников подведомственных учреждении по видам экономической деятельности. Указанные Примерные положения по своей сути должны быть разработаны как конструкторы, из которых можно легко “собрать“ систему оплаты труда конкретного учреждения с учетом его специфики (рис. 1).

------------------------------------------------------------------------¬
¦ Постановление Правительства РФ от 5 август 2008 N 583 ¦
¦ ¦
¦ Утверждает общие для всех Дает поручения ФОИВ по ¦
¦ учреждений параметры новых подготовке необходимой ¦
¦ систем оплат труда нормативной правовой базы ¦
L----------------T-------------------------------------T-----------------
Ў Ў
---+---¬ ---+---¬
------+ ФОИВ +----¬ ------+ ФОИВ +----¬
Ў L------- Ў Ў L------- Ў
--------+-------¬ -------+--------¬ --------+-------¬ --------+-------¬
¦Прим. положения¦ ¦Прим. положения¦ ¦Прим. положения¦ ¦Прим. положения¦
¦по оплате труда¦ ¦по оплате труда¦ ¦по оплате труда¦ ¦по оплате труда¦
¦ по ВЭД ¦ ¦ по ВЭД ¦ ¦ по ВЭД ¦ ¦ по ВЭД ¦
LT--------------- LT--------------- LT--------------- LT---------------
¦ ¦ ¦ ¦
¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦ -----------¬
+►-+учреждение¦ +►-+учреждение¦ +►-+учреждение¦ +►-+учреждение¦
¦ L----------- ¦ L----------- ¦ L----------- ¦ L-----------
¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦ -----------¬ ¦ -----------¬
+►-+учреждение¦ +►-+учреждение¦ L►-+учреждение¦ L►-+учреждение¦
¦ L----------- ¦ L----------- L----------- L-----------
¦ -----------¬ ¦ -----------¬
L►-+учреждение¦ +►-+учреждение¦
L----------- ¦ L-----------
¦ -----------¬
L►-+учреждение¦
L-----------

Рис. 1. Заработная плата руководителей учреждений и их заместителей

Заработная плата руководителей учреждений и их заместителей подразделяется на:

- должностные оклады,

-выплаты компенсационного характера,

- выплаты стимулирующего характера.

Оклад руководителя учреждения устанавливается
в кратности к размеру средней зарплаты работников основного персонала учреждения (до 5 размеров). Оклады заместителей руководителя учреждения составляют 70%-90% от оклада руководителя учреждения. Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся учреждения по согласованию с Минздравсоцразвития России.

При расчете средней заработной платы руководителей учреждений и их заместителей учитываются оклады и выплаты стимулирующего характера работников. Причем выплаты компенсационного характера не учитываются. Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя определен Минздравсоцразвития России. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителю и его заместителям с учетом условий труда и в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений устанавливаются федеральным органом, в ведении которого находится учреждение, причем размеры выплат стимулирующего характера определяются с учетом результатов деятельности учреждения. В этих целях централизуются до 5% процентов ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждений.

Структура положения об оплате труда работников учреждений

Целесообразна модульная структура положения об оплате труда работников учреждений. При этом порядок и условия оплаты труда работников одной отрасли сводятся в отдельный раздел (модуль). Положение представляет собой набор этих модулей. Например, структура положения об оплате и стимулировании труда работников научного учреждения с клиникой.

Общие положения
Порядок и условия оплаты труда работников сферы научных исследований и разработок:

- оклады по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ),

- повышающие коэффициенты к окладам,

- надбавки за ученую степень.

Порядок и условия оплаты труда медицинских работников:

- оклады по профессиональным квалификационным группам,

- повышающие коэффициенты к окладам. Порядок и условия оплаты труда работников,

занимающих должности
служащих (АХП):

- оклады по профессиональным квалификационным группам,

- повышающие коэффициенты к окладам. Порядок и условия оплаты труда рабочих:

- оклады рабочих по ЕТКС,

- повышающие коэффициенты к окладам.

Условия оплаты труда руководителя учреждения и его заместителей, главного бухгалтера.

Порядок и условия установления выплат компенсационного характера.

Порядок и условия премирования работников учреждения.

Другие вопросы оплаты труда (заключительные положения).

Должностные оклады работников целесообразно устанавливать на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к соответствующим профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России. При этом целесообразно должностные оклады по ПКГ, в которые включены должности, требующие наличия у работника начального, среднего или высшего профессионального образования устанавливать выше минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2009 г. в сумме 4 330 руб. в мес. Что касается ПКГ, в которые вошли должности неквалифицированных работников, то по ним должностные оклады могут быть установлены ниже, с последующим доведением заработной платы до МРОТ с помощью надтарифных выплат.

В качестве примера можно привести следующую схему окладов по должностям медицинских и фармацевтических работников (рис 2).

------------------------------------------------------------T----T------¬
¦должности, отнесенные к ПКГ “Медицинский и ¦3200¦рублей¦
¦фармацевтический персонал первого уровня“ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+----+------+
¦должности, отнесенные к ПКГ “Средний медицинский и ¦4350¦рублей¦
¦фармацевтический персонал“ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+----+------+
¦должности, отнесенные к ПКГ “Врачи и провизоры“ ¦5100¦рублей¦
+-----------------------------------------------------------+----+------+
¦должности, отнесенные к ПКГ “Руководители структурных¦6000¦рублей¦
¦подразделений учреждений с высшим медицинским и¦ ¦ ¦
¦фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)“ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------------------+----+-------

Рис. 2

Порядок и условия оплаты труда рабочих

Схему окладов работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, целесообразно построить не на ПКГ, а в зависимости от разрядов работ в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (рис. 3). При этом квалифицированным рабочим (примерно 4-й разряд работ) целесообразно установить оклад выше МРОТ.

----------------------------------------------------------T----T--------¬
¦1 разряд работ в соответствии с Единым¦3150¦рублей; ¦
¦тарифно-квалификационным справочником работ и профессий¦ ¦ ¦
¦рабочих ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+----+--------+
¦2 разряд работ
в соответствии с Единым¦3300¦рублей; ¦
¦тарифно-квалификационным справочником работ и профессий¦ ¦ ¦
¦рабочих ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+----+--------+
¦3 разряд работ в соответствии с Единым¦3450¦рублей; ¦
¦тарифно-квалификационным справочником работ и профессий¦ ¦ ¦
¦рабочих ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+----+--------+
¦4 разряд работ в соответствии с Единым¦4350¦рублей; ¦
¦тарифно-квалификационным справочником работ и профессий¦ ¦ ¦
¦рабочих ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+----+--------+
¦5 разряд работ в соответствии с Единьм¦4400¦рублей; ¦
¦тарифно-квалификационным справочником работ и профессий¦ ¦ ¦
¦рабочих ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+----+--------+
¦6 разряд работ в соответствии с Единым¦4600¦рублей; ¦
¦тарифно-квалификационным справочником работ и профессий¦ ¦ ¦
¦рабочих ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+----+--------+
¦7 разряд работ в соответствии с Единым¦4700¦рублей; ¦
¦тарифно-квалификационным справочником работ и профессий¦ ¦ ¦
¦рабочих ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+----+--------+
¦8 разряд работ в соответствии с Единым¦5000¦рублей; ¦
¦тарифно-квалификационным справочником работ и профессий¦ ¦ ¦
¦рабочих ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------------------+----+---------

Рис. 3

Выплаты компенсационного характера


В соответствии с действующим законодательством работники могут претендовать на следующие выплаты компенсационного характера:

- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- надбавка за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда;

процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

доплата за совмещение профессий (должностей);

доплата за расширение зон обслуживания;

доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

доплата за работу в ночное время;

повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

повышенная оплата сверхурочной работы;

районный коэффициент;

коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;

коэффициент за работу в высокогорных районах;

процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия.

Порядок и условия премирования работников учреждения

В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении учреждения самостоятельно устанавливают свою систему премирования. При этом вводимые премии должны соответствовать Перечню видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России,

В качестве примера можно привести следующие премии:

- премия по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, год);

- премия за образцовое качество выполняемых работ;

- премия за выполнение особо важных и срочных работ;

- премия за интенсивность и высокие результаты работы.

Решение о введении каждой конкретной премии принимает учреждение. При этом наименование премии и условия ее осуществления включаются в положение об оплате и стимулировании труда работников соответствующего учреждения. Период, за который выплачивается премия, конкретизируется в положении об оплате и стимулировании труда работников учреждения. В учреждении одновременно могут быть введены несколько премий за разные периоды работы, например премия по итогам работы за квартал и премия по итогам работы за год.

С.Ю. Горбарец,

начальник Управления заработной платы и доходов населения
ФГУП “Научно-исследовательский институт труда
и социального страхования“


“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 24, декабрь 2008 г.