В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Комментарий к Федеральному закону РФ от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации“

Комментарий к Федеральному закону РФ от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ
“О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации“

Федеральным законом РФ от 20.04.2007 N 54-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 54-ФЗ), который вступит в силу с 01.09.2007, внесены поправки:

- в Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“ (далее - Закон N 82-ФЗ);

- в Трудовой кодекс РФ;

- в Кодекс об административной ответственности РФ, а также в иные федеральные законы, отдельные нормы которых были признаны
утратившими силу.

Рассмотрим подробнее эти изменения.

Минимальный размер оплаты труда

Согласно Закону N 54-ФЗ с 01.09.2007 минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличен с 1 100 до 2 300 руб. в месяц. В соответствии с внесенными изменениями МРОТ вводится организациями, финансируемыми не только за счет средств соответствующих бюджетов, но и внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Действующий с 01.09.2007 МРОТ должен применяться только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Для иных целей его использование не допускается. Прежде прямого ограничения применения МРОТ Закон N 82-ФЗ не содержал.


Трудовой кодекс


Изменения, внесенные Законом N 54-ФЗ в Трудовой кодекс, такие:

- из ст. 129 ТК РФ исключено понятие “минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда)“;

- добавлена новая статья - 133.1 “Установление размера минимальной заработной платы в субъекте РФ“ ТК РФ.

Последней регулируется порядок и условия установления размера минимальной заработной платы в субъекте РФ. Напомним, что ранее положение о праве законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливать иной (более высокий) по сравнению с определенным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ содержалось в ст. 2 Закона N 82-ФЗ.

Нормы данной статьи принципиально отличаются от изложенных в ст. 133.1 ТК РФ. Например, Закон N 82-ФЗ не предусматривал для работодателя возможность отказаться от использования МРОТ, установленного на региональном уровне, а указанная статья оставляет за работодателем данное право.

Кроме того, в ней указано, что в субъекте РФ МРОТ может устанавливаться региональным соглашением с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте. Он используется для сотрудников организаций, находящихся на
территории соответствующего субъекта РФ, за исключением финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается организациями, финансируемыми:

- из бюджетов субъектов РФ (за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);

- из местных бюджетов (за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).

Кроме того, в ст. 133.1 ТК РФ за работодателями сохранено право не присоединяться к региональному соглашению при установлении МРОТ. Для этого работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате должен представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ. Если отказ от работодателя в уполномоченный орган исполнительной власти не поступил, то указанное соглашение считается распространенным на него со дня официального опубликования предложения и подлежит обязательному исполнению.

Хотелось бы обратить внимание и на изменения, внесенные в ст. 144 ТК РФ. Правительство РФ обязали устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Прежде оно могло их не устанавливать.

Кодекс об административной ответственности

В результате принятия Закона N 54-ФЗ увеличился размер административного штрафа должностных лиц за нарушение законодательства о труде и охране труда. Если ранее его размер составлял от 5 до 50 МРОТ, то теперь - от 10 до 50 МРОТ.

Соотношения между тарифными ставками первого и восемнадцатого
разрядов ЕТС


Отменено соотношение между тарифными ставками (окладами) 1-го и 18-го разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере не менее 1 к 4,5,
установленное ст. 4 Федерального закона РФ от 04.02.1999 N 22-ФЗ “Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.

Обратите внимание: согласно ст. 5 Закона N 54-ФЗ не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до вступления в силу названного закона.