В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Статистические методы и планирование казначейского контроля

[b]Статистические методы и планирование казначейского контроля[/b]

Современные методы контроля, базирующиеся на математико-статистических моделях, в последние десятилетия получили исключительно широкое распространение во многих отраслях экономики во всех странах. В их основу положена возможность осуществления контроля отдельных подмножеств элементов и формирования по свойствам такой выборки заключения о характеристиках генеральной совокупности с точки зрения соблюдения в ней заданных критериев качества. В промышленности подобные методики контроля неизбежно приводят к повышению качества изделий и к подъему производительности труда в результате сокращения ресурсов, затрачиваемых на контроль[1].

Однако применительно к финансовому, в том числе и казначейскому, контролю возможность использования выборочных методов в ряде случаев ограничивается требованиями нормативных документов, определяющих необходимость
осуществления контроля и санкционирования всех реализуемых финансовых операций и их фиксации на лицевых счетах, что имеет место, например, при текущем казначейском контроле. В то же время статистические методы могут оказаться полезными при осуществлении последующего контроля, когда возможно их использование при составлении планов контроля, определяющих его этапы. Подобные планы могут быть положены в основу программ проверок и представляют собой временные последовательности некоторых групп или подмножеств документов и других результатов операций, подвергающихся проверке. В такой постановке задачи применение выборочных методов в казначейском контроле может позволить в кратчайшие сроки обнаружить признаки нарушений бюджетной дисциплины.

Целью любой статистической выборки является стремление установить качество процесса по данным ограниченного числа объектов контроля (выборки). При этом контроль объектов может осуществляться как по качественным, так и по количественным признакам. Тогда задача статистических методов контроля состоит в том, чтобы большинство операций, не содержащих нарушений, пропускалось, а большинство операций, содержащих те или иные нарушения, обнаруживалось.

Для организации выборочного контроля следует задать систему правил, именуемых планом контроля, в котором указывается порядок отбора объектов для проверки и их количество, достаточное для принятия решения о необходимости и направленности дальнейшего углубленного контроля. Наибольшее распространение получили три типа планов выборочного контроля[1], которые могут быть использованы и в случае контроля казначейского. Однако при этом следует отметить, что в отличие от контроля в промышленности при казначейском контроле приемочное число весьма мало, а в ряде случаев равно нулю, так как обнаружение даже однократного нарушения должно приводить к дальнейшему углубленному контролю. Кроме того, различные нарушения могут характеризоваться разными весовыми коэффициентами в зависимости от его существенности.

Планы типа однократной выборки характеризуются тем, что
из всего объема операций N отбираются случайным образом n <= N операций, результаты которых подвергаются проверке. Если в данной выборке обнаруживаются нарушения, принимается решение о дальнейшем углубленном контроле.

Планы типа двукратной (многократной) выборки вряд ли могут быть использованы при казначейском контроле, так как приемочное число близко к нулю, поэтому выполнение условия перехода к вторичной выборке в том случае, когда число нарушений лежит в определенном диапазоне, практически невозможно.

В то же время планы типа последовательного анализа вполне могут быть применены, так как в них заранее определяются объемы последовательных выборок, и процесс контроля состоит из нескольких шагов.

Считается[1], что с организационной точки зрения планы типа однократной выборки значительно проще. Здесь к тому же заранее известен объем выборки. В планах последовательного анализа можно при том же среднем объеме выборки получить большую достоверность соответствия принимаемых решений с истинным положением дела. Однако здесь могут встретиться случаи, когда общий объем выборок будет чрезмерно велик.

В процессе проведения любого контроля возникают риски двух типов. Во-первых, возможно обнаружение нарушения в случае его отсутствия или незначительности. Для финансового контроля это происходит при неправильной трактовке или разночтении в нормативной документации, при ее недостаточности или неопределенности или при недостаточной квалификации проверяющих. Применительно к рассматриваемому контролю этот риск является риском контролируемой организации, и такие ошибки называют ошибками первого рода[1]. Величина подобного риска характеризуется некоторой вероятностью РI и может быть вычислена по известным зависимостям теории выборочного контроля. Подобные ошибки весьма нежелательны для контролирующих организаций, так как приводят к длительным судебным процессам или к соответствующим мерам по отношению к контролирующему персоналу.

Риск второго типа связан с пропуском в процессе
контроля реально существующих нарушений. Применительно к рассматриваемому контролю этот риск является риском контролирующей организации, и такие ошибки называют ошибками второго рода. Величина подобного риска характеризуется некоторой вероятностью РII и также может быть вычислена по известным зависимостям теории выборочного контроля. Естественно, что подобные ошибки также весьма нежелательны для контролирующих организаций, так как не устраняют последствий нарушений бюджетной дисциплины и способствуют появлению дальнейших нарушений в связи с возможным снижением ответственности руководства и персонала контролируемой организации.

Одной из наиболее важных вероятностных характеристик плана выборочного контроля является так называемая оперативная характеристика (operating characteristic, OC-curve). Применительно к финансовому контролю оперативная характеристика плана контроля представляет собой функцию n(р), определяющую вероятность пропуска группы операций, содержащих некоторое количество нарушений для данного плана контроля. Вероятность пропуска группы операций, содержащих нарушения, откладывается при этом по оси абсцисс, а доля реально существующих операций, содержащих нарушения, откладывается по оси ординат.

Используя оперативную характеристику, можно задать различные численные показатели планов, связанные с возникновением ошибок первого или второго рода. Идеальная оперативная характеристика будет иметь ступенчатую форму, а реальная характеристика представляет собой монотонно убывающую кривую, начинающуюся в точке (0,1), так как если каждая операция содержит нарушения, то вероятность их пропуска практически равна нулю. Эта функция индивидуальна для каждого плана контроля, и по ней можно оценить риски возникновения ошибок первого и второго родов и, наоборот, определить объемы групп проверяемых операций для заданных уровней этих рисков.

Планы типа однократной выборки характеризуются двумя параметрами - объемом выборки П и приемочным числом С. Число обнаруженных нарушений u(n) является случайной величиной и принимает целочисленные значения 0, 1, ..., П с некоторыми вероятностями, которые
подчиняются гипергеометрическому распределению. Однако, в[1] отмечается, что ввиду наличия трех независимых параметров гипергеометрическое распределение весьма трудно табулировать, и поэтому представляет большой практический интерес получение различных приближений, выражающих искомую вероятность через меньшее число параметров. При этом наиболее часто в качестве приближений используют биноминальное и пуассоновское распределения.

При выборе планов контроля можно ориентироваться как на риск контролирующей, так и на риск контролируемой организации. Для планов, ориентированных на снижение риска контролируемой организации, приемлемый уровень качества контроля устанавливает защиту объектов контроля от отнесения допустимых операций к нарушениям. Такой план должен составляться таким образом, чтобы подавляющее большинство допустимых операций были пропущены. Для планов, ориентированных на снижение риска контролирующей организации (субъекта контроля), необходимо, чтобы максимальное количество нарушений было обнаружено. В обоих случаях для конкретной формы операционной характеристики можно установить некоторый оптимальный объем выборки с учетом возможных затрат ресурсов на контроль и потерь от ошибок первого или второго рода.

Использование подобных планов последующего контроля можно также объединить с предложенными ранее методиками группирования объектов казначейского контроля[2], когда для однотипных групп объектов предлагаются некоторые стандартные программы последующего контроля. Применение предложенных механизмов казначейского финансового контроля открывает перспективы снижения требуемых для контроля ресурсов без снижения его качества.

Библиографический список

1. Строителев В.Н., Яницкий В.Е. Статистические методы в управлении качеством - М.: Европейский центр по качеству. 2002. - 164 с.

2. Натаров В.Н. Группирование объектов казначейского контроля // Финансы и кредит. - 2002. - N 11 (101).- С. 27-32.