В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Достаточно ли для документального подтверждения командировочных расходов (в том числе расходов по найму жилого помещения) в целях исчисления налога на прибыль приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку.

Достаточно ли для документального подтверждения командировочных расходов (в том числе расходов по найму жилого помещения) в целях исчисления налога на прибыль приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку без оформления командировочного удостоверения?

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным
с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, которые включают, в том числе, расходы по найму жилого помещения. В силу ТК РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В разъяснениях, приведенных в Письме Минфина РФ от 24.10.2006 N 03-03-04/2/226, указано, что приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение являются, во-первых, документами, подтверждающими производственный характер командировки, во-вторых, документами, на основании которых определяется ее продолжительность. Таким образом, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение имеют одно и то же назначение, в связи с этим учреждение в локальном нормативном акте должно установить перечень документов, на основании которых работник направляется в служебную командировку. Это может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и (или) выдаче ему командировочного удостоверения, так как параллельное составление двух документов по одному факту хозяйственной деятельности необязательно.

Таким образом, как советует Минфин, в целях исчисления налога на прибыль учреждению необходимо оформить один документ о направлении работника в командировку - или приказ (распоряжение), или командировочное удостоверение. Однако, по нашему мнению, одно другому не мешает. Но если перед учреждением стоит такой выбор, то более значимым и действительно удостоверяющим документом о периоде нахождения работника в командировке является командировочное удостоверение.