В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Вопросы по реализации пилотного проекта

Вопросы по реализации пилотного проекта

С 2007 года в субъектах России реализуются пилотные проекты, направленные на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, целью которых является создание эффективной системы функционирования здравоохранения, повышающей доступность и качество медицинской помощи гражданам. Подробности - в статье.

В целях реализации пилотного проекта было разработано постановление Правительства РФ от 19 мая 2007 г. N 296 “Об утверждении правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации“. Пилотный проект направлен на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Задачами пилотного
проекта являются:

- ориентация на конечный результат с поэтапным переходом учреждений здравоохранения, которые участвуют в реализации пилотного проекта, преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;

- обеспечение финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, и с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи;

- осуществление на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений частичной аккумуляции средств, которые предназначены для оплаты медицинской помощи на основе финансирования по подушевому нормативу, и создание системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов;

- реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата их труда;

- обеспечение учета объема оказанной медицинской помощи и оценки ее качества.

Средства, которые предусмотрены на реализацию пилотного проекта, направляются сверх средств, предусмотренных на финансирование учреждений здравоохранения, которые участвуют в реализации пилотного проекта, за счет бюджетов всех уровней и иных источников, а также средств, выделяемых на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Средства, полученные учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта, расходуются на оплату труда медицинских работников, которые оказывают медицинскую помощь (в размере не ниже 40 процентов указанных средств с учетом объемов и качества оказанной медицинской помощи). Кроме того, данные средства расходуются на обеспечение медикаментами и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения.

Учреждения здравоохранения должны вести отдельный учет полученных из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств, предусмотренных на реализацию пилотного проекта. Они представляют фондам отчетность об использовании средств в соответствии с порядком, установленным Минздравсоцразвития РФ.

У бухгалтеров учреждений здравоохранения возникают вопросы по бюджетному учету. В частности, как перенести остатки средств обязательного медицинского страхования со старых
кодов классификации на новые, как передать нефинансовые активы между лечебными учреждениями бюджетов разных уровней, как отразить дебиторскую и кредиторскую задолженности и другие. Разберемся по порядку.

Следует отметить, что перевод учреждений здравоохранения преимущественно на одноканальное финансирование не влечет изменения порядка ведения бюджетного учета. Учет продолжает осуществляться на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н).

Средства, полученные учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта через систему обязательного страхования, имеют внебюджетный целевой характер. Операции, проводимые с данными средствами, следует отражать в бюджетном учете с кодом вида деятельности 2 “приносящая доход деятельность“ в 18 разряде номеров счетов.

Перевод остатков

В целях приведения номеров счетов бюджетного учета в соответствие с бюджетной классификацией, утвержденной приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. N 74н (далее - Указания N 74н), применяемой с 1 января 2008 года, бюджетные учреждения здравоохранения должны произвести корректировку остатков по состоянию на 1 января 2008 года в части изменившихся кодов бюджетной классификации (доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов). Корректировку остатков нужно провести в том числе и по средствам обязательного медицинского страхования в рамках одноканального финансирования. Для этого исходящие остатки по счетам бюджетного учета, которые содержат коды бюджетной классификации, применяемые до 1 января 2008 года, нужно перенести на входящие остатки по счетам бюджетного учета с кодами бюджетной классификации, применяемые с 1 января 2008 года.

Операции по переводу остатков по счетам необходимо отразить в межотчетный период в Справке ф. 0504833. К ней нужно приложить таблицу соответствия кодов бюджетной классификации, которые формируют номера счетов бюджетного учета в соответствии
с Инструкцией N 25н. Таблица должна быть утверждена главным распорядителем бюджетных средств. Следует отметить, что при составлении приложения по ф. 0502177 “Сведения об изменении остатков валюты баланса“ к Пояснительной записке ф. 0503160 сумма расхождения между остатком по счетам баланса на конец предыдущего финансового года и остатком на начало отчетного финансового года, отражаемая в графе 4, должна быть равна нулю.

Передача нефинансовых активов

Как отразить в учете передачу нефинансовых активов между лечебно-профилактическими учреждениями бюджетов разных уровней?

Такую передачу следует осуществлять с предварительным изъятием нефинансовых активов из оперативного управления лечебно-профилактического учреждения в собственность субъекта РФ, то есть в казну публично-правового образования. В последующем орган исполнительной власти данного субъекта РФ, на который возложены функции управления и распоряжения имуществом, или иной орган, который наделен такими функциями (далее - Передающая сторона), передает указанные объекты в казну другого публично-правового образования (далее - Принимающая сторона), откуда и происходит передача нефинансовых активов в оперативное управление лечебно-профилактического учреждения другого уровня. В бюджетном учете операции по передаче нефинансовых активов оформляются следующими записями.

Изъятие из оперативного управления лечебно-профилактического учреждения нефинансовых активов и их передача в казну субъекта РФ:

Дебет 1 401 01 241 “Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“
Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 - 1 101 09 410), 1 102 00 000 (1 102 01 420), 1 103 00 000 (1 103 01 430 - 1 103 03 430), 1 105 00 000 (1 105 01 440 - 1 105 06 440) “Основные средства“, “Нематериальные активы“, “Непроизведенные активы“, “Материальные запасы“
- передача по первоначальной стоимости объектов нефинанасовых активов;

Дебет 1
104 00 000 (1 104 01 410 - 1 104 07 410, 1 104 08 420) “Амортизация“
Кредит 1 401 01 241 “Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“
- передача начисленной амортизации.

Принятие от лечебно-профилактического учреждения Передающей стороной полученных нефинанасовых активов:

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320, 1 106 03 330) “Вложения в нефинансовые активы (“Увеличение капитальных вложений в основные средства“, “Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
Кредит 1 401 01 180 “Прочие доходы“
- получены объекты нефинансовых активов по первоначальной стоимости;

Дебет 1 401 01 180
“Прочие доходы“ Кредит 1 104 00 000 (1 104 01 410 - 1 104 07 410, 1 104 08 420) “Амортизация“
- принята к учету начисленная амортизация;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310 - 1 101 09 310), 1 102 00 000 (1 102 01 320), 1 103 00 000 (1 103 01 330 - 1 103 03 330) “Основные средства“, “Нематериальные активы“, “Непроизведенные активы“
Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430) “Вложения в нефинансовые активы“ (“Уменьшение капитальных вложений в основные средства“, “Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
- приняты к учету полученные нематериальные активы;

Дебет 1 105 00 000 (1 105 01 340 - 1 105 06 340) “Материальные запасы“
Кредит 1 401 01 180 “Прочие доходы“
- принятие материальных запасов.

Передача нефинансовых активов из казны Передающей стороны в казну Принимающей стороны:

Дебет 1 401 01 251 “Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной
системы Российской Федерации“
Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 - 1 101 09 410), 1 102 00 000 (1 102 01 420), 1 103 00 000 (1 103 01 430 - 1 103 03 430), 1 105 00 000 (1 105 01 440 - 1 105 06 440) “Основные средства“, “Нематериальные активы“, “Непроизведенные активы“, “Материальные запасы“
- отражена передача нефинансовых активов;

Дебет 1 104 00 000 (1 104 01 410 - 1 104 07 410, 1 104 08 420) “Амортизация“
Кредит 1 401 01 251 “Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации“
- отражена передача начисленной амортизации.

Получение нефинансовых активов казной Принимающей стороны:

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320, 1 106 03 330) “Вложения в нефинансовые активы (“Увеличение капитальных вложений в основные средства“, “Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
Кредит 1 401 01 151 “Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“
- получены нефинансовые активы (кроме материальных запасов);

Дебет 1 401 01 151 “Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“
Кредит 1 104 00 000 (1 104 01 410 - 1 104 07 410, 1 104 08 420) “Амортизация“
- отражена ранее начисленная амортизация;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310 - 1 101 09 310), 1 102 00 000 (1 102 01 320), 1 103 00 000 (1 103 01 330 - 1 103 03 330) “Основные средства“, “Нематериальные активы“, “Непроизведенные активы“
Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106
03 430) “Вложения в нефинансовые активы“ (“Уменьшение капитальных вложений в основные средства“, “Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
- приняты к учету полученные нематериальные активы;

Дебет 1 105 00 000 (1 105 01 340 - 1 105 06 340) “Материальные запасы“
Кредит 1 401 01 151 “Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации“
- принятие материальных запасов.

Передача из казны Принимающей стороны нефинансовых активов в оперативное управление лечебно-профилактическому учреждению:

Дебет 1 401 01 241 “Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“
Кредит 1 101 00 000 (1 101 01 410 - 1 101 09 410), 1 102 00 000 (1 102 01 420), 1 103 00 000 (1 103 01 430 - 1 103 03 430), 1 105 00 000 (1 105 01 440 - 1 105 06 440) “Основные средства“, “Нематериальные активы“, “Непроизведенные активы“, “Материальные запасы“
- передача по первоначальной стоимости объектов нефинанасовых активов;

Дебет 1 104 00 000 (1 104 01 410 - 1 104 07 410, 1 104 08 420) “Амортизация“
Кредит 1 401 01 241 “Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“
- передача начисленной амортизации.

Принятие нефинанасовых активов лечебно- профилактическим учреждением в оперативное управление из казны:

Дебет 1 106 00 000 (1 106 01 310, 1 106 02 320, 1 106 03 330) “Вложения в нефинансовые активы“ (“Увеличение капитальных вложений в основные средства“, “Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
Кредит 1 401 01 180 “Прочие доходы“
- получены объекты нефинансовых активов по первоначальной стоимости;

Дебет 1 401 01 180 “Прочие
доходы“ Кредит 1 104 00 000 (1 104 01 410 - 1 104 07 410, 1 104 08 420) “Амортизация“
- принята к учету начисленная амортизация;

Дебет 1 101 00 000 (1 101 01 310 - 1 101 09 310), 1 102 00 000 (1 102 01 320), 1 103 00 000 (1 103 01 330 - 1 103 03 330) “Основные средства“, “Нематериальные активы“, “Непроизведенные активы“
Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430) “Вложения в нефинансовые активы“ (“Уменьшение капитальных вложений в основные средства“, “Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы“, “Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы“)
- приняты к учету полученные нематериальные активы;

Дебет 1 105 00 000 (1 105 01 340 - 1 105 06 340) “Материальные запасы“ Кредит 1 401 01 180 “Прочие доходы“
- принятие материальных запасов.

Дебиторская и кредиторская
задолженность


Как отражаются в учете текущего года дебиторская и кредиторская задолженности, сложившиеся у учреждений по состоянию на 1 января 2008 года?

Сумму дебиторской и кредиторской задолженности, которая сложилась в учреждениях здравоохранения по состоянию на 1 января 2008 года в рамках осуществления ими бюджетной деятельности, следует отражать в бюджетном учете с кодом 1 “бюджетная деятельность“ без перевода остатков по соответствующим счетам на код вида деятельности 2 “приносящая доход деятельность“. Порядок признания кредиторской задолженности 2007 года обязательствами текущего 2008 года с выделением ассигнований из соответствующих источников на ее погашение должен определить финансовый орган субъекта РФ с учетом положений Соглашения между Минздрасоцразвития РФ, высшим органом исполнительной власти субъекта РФ и Фондом обязательного медицинского страхования о реализации пилотного проекта.

Учет кассовых и
фактических
расходов


Еще один вопрос, интересующий бухгалтеров, касается учета кассовых и фактических расходов: следует ли отдельно учитывать эти расходы в разрезе средств обязательного медицинского страхования и одноканального финансирования? Что касается раздельного учета кассовых и фактических расходов, производимых бюджетными учреждениями здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования, получаемых ими вне реализации пилотного проекта, а также в рамках одноканального финансирования, можно сказать следующее. Структура номера счета, применяемого в бюджетном учете, а также структура синтетических и аналитических показателей, формируемых в учете, позволяет организовать и обеспечить раздельный учет по целевому направлению средств, предоставленных учреждению.

А.А. Комлева,

редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“


“Бюджетный учет“, N 11, ноябрь 2008 г.