В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Относится ли к расходным обязательствам по смыслу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) обязанность органов государственной власти предоставлять

Относится ли к расходным обязательствам по смыслу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) обязанность органов государственной власти предоставлять отдельным категориям граждан (инвалидам войны) бесплатные медицинские услуги, гарантированные Конституцией РФ и Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“?

В соответствии со ст. 6 БК РФ, расходные обязательства есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения представить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно п. 1 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации
возникают, в частности, в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу законы и иные нормативные акты принимаются в соответствии с общими положениями, установленными Конституцией РФ, вместе с тем гарантии Конституции РФ являются основанием для возникновения расходных обязательств, устанавливаемых законами и нормативными правовыми актами.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В статье 41 Конституции РФ указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с ч. 1 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ (далее - Закон N 178-ФЗ) гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Закона N 178-ФЗ, предоставляется
дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Согласно п. 1 ст. 6.1 Закона N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды войны.

Таким образом, учитывая, что обязанность государственных органов по бесплатному предоставлению медицинской помощи обусловлена нормативным правовым актом, определенным ст. 84 БК РФ (федеральным законом), указанное расходное обязательство включается в реестр расходных обязательств в соответствии с порядком, установленным ст. 87 БК РФ.

Ю.М. Лермонтов,

консультант Минфина России

15 марта 2008 г.

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 6, март 2008 г.