В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Учреждение здравоохранения оказывает платные услуги, доходы от которых направляет в бюджет. Денежные средства на осуществление расходов по приносящей

Учреждение здравоохранения оказывает платные услуги, доходы от которых направляет в бюджет. Денежные средства на осуществление расходов по приносящей доход деятельности поступают в учреждение как суммы дополнительного финансирования. Следует ли при расчете налоговой базы по налогу на прибыль включать в состав расходов средства дополнительного финансирования, которые были израсходованы на оказание платных услуг?

На основании п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся согласно требованиям БК РФ. Бюджетным средствам присущ принцип адресности и целевой характер. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с
указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Таким образом, направление использования бюджетных средств, в том числе сумм дополнительного финансирования, выделенных на покрытие расходов по оказанию платных услуг, должно быть отражено в бюджетной смете учреждения.

Для ответа на поставленный вопрос следует определиться, распространяются ли нормы Налогового кодекса РФ на операции, совершаемые в рамках бюджетной деятельности? Если распространяются, то что по этому поводу сказано в данном нормативном акте?

Что касается применения норм Налогового кодекса РФ, то здесь необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что бюджетные учреждения - это особый вид юридических лиц, результаты финансово-хозяйственной деятельности которых отражаются в бухгалтерском и налоговом учете в особом порядке, на них распространяются нормы НК РФ, причем вне зависимости от вида осуществляемой деятельности - уставной или приносящей доход. В подтверждение нашей позиции можно привести Определение Конституционного суда РФ от 01.11.2007 N 719-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных учреждений Республики Марий Эл “Волжский лесхоз“ и “Руткинский лесхоз“ на нарушение конституционных прав положениями статей 143, 246 и пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ“. Из него следует, что бюджетные учреждения при осуществлении своей деятельности (уставной или приносящей доход) обязаны руководствоваться Налоговым кодексом РФ. Поскольку законодатель вправе самостоятельно определить элемент юридического состава налога, то в случае если он имеет намерение освободить от налогообложения те или иные субъекты либо объекты, он прямо на это указывает в НК РФ. Так на что прямо указывает НК РФ?

В соответствии со ст. 246 НК РФ бюджетные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом обложения данным налогом
является полученная прибыль, под которой понимается сумма дохода, уменьшенная на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

В состав доходов не включаются бюджетные ассигнования, к которым относятся и суммы дополнительного финансирования при условии, если по ним ведется отдельный учет (п. 14 ст. 251 НК РФ). В статье 252 НК РФ сказано, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Поскольку суммы дополнительного финансирования не учитываются в составе доходов при исчислении налога на прибыль, производимые за счет них расходы также не могут включаться в состав расходов налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Т. Сильвестрова,

зам. главного редактора журнала “Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение“

1 июня 2008 г.

“Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 6, июнь 2008 г.