В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Доходы от сдачи имущества в аренду (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2006 N Ф04-1147/2006)

Доходы от сдачи имущества в аренду
(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.04.2006 N
Ф04-1147/2006)

Доходы бюджетной организации, полученные от передачи в аренду федерального имущества, подлежат налогообложению как внереализационные доходы.

Суть дела

Налоговый орган проверил налогоплательщика (институт, находящийся на бюджетном финансировании), в том числе по налогу на прибыль. По итогам проверки составлен акт и принято решение в том числе о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ. Ему предложено уплатить налог на прибыль и пени за несвоевременную уплату этого налога.

Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению налогового органа, занижение налога на прибыль в результате того, что бюджетное учреждение не включило в
состав внереализационных доходов доходы, полученные от сдачи федерального имущества в аренду.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в суде. По мнению учреждения, спорные доходы являются средствами целевого финансирования и не подлежат налогообложению налогом на прибыль.

Позиция суда

В соответствии с пп. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признается сумма полученных доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с этой главой.

Согласно ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ устанавливает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В соответствии с п. 4 ст. 254 БК РФ средства от предпринимательской деятельности учреждений зачисляются на единый счет бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.

Доходы от такой деятельности относятся к неналоговым доходам бюджета и подлежат отражению в смете доходов и расходов учреждения (п. 4 ст. 41, п. 2 ст. 42, п.
3 ст. 161 БК РФ). При фактическом получении таких доходов сверх суммы, отраженной в смете доходов и расходов, сумма превышения направляется на финансирование расходов учреждения (п. 1 ст. 232 БК РФ).

Эти нормы не позволяют квалифицировать доходы, полученные институтом в 2002 - 2003 годах от сдачи в аренду федерального имущества, средствами целевого финансирования, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе в случае расходования этих средств на финансирование уставной деятельности института.

Комментарий к постановлению

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы.

В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы, полученные от сдачи имущества в аренду (субаренду), являются внереализационными, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Доходы, полученные от сдачи в аренду федерального имущества, подлежат включению в состав внереализационных доходов, так как являются доходами от предпринимательской деятельности бюджетной организации.

В соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджета относятся средства, полученные от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лишь после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ“ (далее - Письмо N 98) разъяснена такая ситуация. Получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован
как средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Также в пункте 5 Письма N 98 отмечается, что при предоставлении государственным или муниципальным унитарным предприятием в аренду имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в составе внереализационных доходов учитывается вся сумма арендной платы.

Минфин России высказывался по вопросу налогообложения доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, в Письме от 04.04.2005 N 03-03-01-04/4/33 и подтвердил, что доходы от сдачи имущества в аренду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются ими в составе доходов от реализации. И согласно ст. 42 БК РФ к доходам бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, относится плата от сдачи его в аренду после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов этих учреждений (ст. 28 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ и ст. 29 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ). В связи с этим доходы от сдачи в аренду имущества, получаемые организацией, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

В свою очередь арендные платежи, которые выплачивает арендатор бюджетному учреждению, уменьшают налогооблагаемую прибыль арендатора. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 31.10.2005 N 03-03-04/1/323. В целях налогообложения прибыли арендные платежи в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с
производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором.

Ю.М. Лермонтов,

консультант Минфина России

“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, N 12, декабрь 2006 г.