В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Несоответствие расходов и счетов?

Несоответствие расходов и счетов?

Из Саратова в нашу редакцию пришло сообщение о “странных“ хозяйственных операциях. По мнению бухгалтеров, экономическая классификация расходов, производимых при этих операциях, не соответствует счетам бюджетного учета.

Письмо, в котором поднимались неразрешимые, на взгляд саратовских бухгалтеров, проблемы, заканчивалось так:

“...Просим вас, по возможности, в следующем номере осветить данную проблему, так как она остро стоит и требует разрешения. Ведь с этого года мы, бухгалтеры и руководители учреждений, несем полную ответственность за целевое использование бюджетных средств.

С уважением, бухгалтеры г. Саратова“
Часть проблем, изложенных в письме, возникла вовсе не из-за нестыковки различных нормативных актов. С 2005 года понятие “основные средства бюджетного учреждения“ претерпело существенные изменения,
не всегда понятные даже бухгалтеру со стажем. Мы неоднократно рассказывали о новом порядке учета нефинансовых активов. Те, кто оформил подписку на журнал не с начала года, могут ознакомиться с электронными версиями статей, в которых говорится о нефинансовых активах, на нашем сайте www.bujet.ru, нажав закладку “Бюджетный учет“.

Печати, штампы

Авторов коллективного письма смутило, что печати и штампы по сроку полезного использования относятся к основным средствам, в то время как письмо Минфина России от 1 апреля 2005 г. N 02-14-10/607 (далее по тексту - письмо N 02-14-10/607) предписывает относить оплату договоров на их приобретение и изготовление к статье 226 “Прочие услуги“.

“...Как можно использовать счет 0 302 07 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг“, если согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н (далее по тексту - Инструкция N 70н - прим. редакции), расходы по приобретению основных средств учитываются на счете 0 302 17 000 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению основных средств“?

Напомним, что в Инструкции N 70н появились принципиально новые промежуточные счета, предназначенные для накопления информации о затратах на приобретение (изготовление) нефинансовых активов. В частности счет 0 106 01 000 “Капитальные вложения в основные средства“.

Рассмотрим отвлеченную ситуацию, когда указанный счет будет корреспондировать отнюдь не со счетом 0 302 17 000 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению основных средств“. Предположим, что учреждение оплатило доставку оборудования. Бухгалтерская запись будет такой:

Дебет 0 106 01 310
“Увеличение капитальных вложений в основные средства“
Кредит 0 302 03 730
“Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с
поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг“.

Точно так же и в случае оплаты изготовления печатей, штампов капвложения нужно увеличивать не на “приобретение основных средств“. Формирование первоначальной стоимости печатей и штампов будет отражаться следующим образом:

Дебет 0 106 01 310
“Увеличение капитальных вложений в основные средства“
Кредит 0 302 07 730
“Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг“.

Оплата изготовления печатей (штампов) при казначейском исполнении бюджета отражается именно с применением КОСГУ 226:

Дебет 0 302 07 830
“Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг“
Кредит 0 304 05 226
“Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг“.

Памятные подарки

В составе памятных подарков авторов письма озадачили “основные средства“ в виде “чайных пар, хрустальных ваз“ и прочей утвари.

“...Согласно постановлению Правительства России от 21 марта 1994 г. N 222 в состав представительских расходов входит приобретение сувениров (памятных подарков). Оплата расходов на “прием и обслуживание делегаций (представительские расходы)“ по приказу Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н отнесена к статье 290 “Прочие расходы“. К этой статье апрельское письмо относит и приобретение медалей, ценных подарков, хотя это тоже основные средства...“
К сожалению, Стандарты бюджетного учета - аналог положений по бухгалтерскому учету для коммерческих фирм - до сегодняшнего дня не утверждены. Тем не менее, пункт 10 Инструкции N 70н дает вполне четкое определение понятия “основные средства“. Процитируем его. Итак, к основным средствам относятся: “...материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или услуг либо для управленческих нужд учреждения...“.

Представим себе прием делегации из Далласа - города-побратима Саратова.
Возможно, дорогих гостей будут поить чаем из чашек, купленных специально для такого случая в фирменном магазине “Императорский фарфор“. В этом случае чайные пары будут основным средством.

Другое дело, если чайные пары приобретены в качестве презента или для того, чтобы по сценарию встречи, скажем, разбить их на счастье. В этом случае не нужно проводить затраты на приобретение и доставку через капвложения и приходовать посуду как основное средство. Подобные затраты следует относить на счет 1 105 05 000 “Прочие материальные затраты“.

Целевые программы

Проблемы с учетом операций по целевым программам характерны не только для Саратова. В частности, Е.В. Гангало, главный бухгалтер Минпромэнерго, рассказала нам о сложностях с “окрашиванием“ зависших целевых программ (подробности в “Бюджетном учете“ N 11/2005 на стр. 14). Саратовских же бухгалтеров больше волнует отчетность.

“...Министерство финансов доводит до муниципалитетов бланк отчета, где целевые программы стоят по статьям 226 “Прочие услуги“, 290 “Прочие расходы“ или 241 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“. Однако за счет этих средств мы производим расходы и на приобретение основных средств и материальных запасов. Например, изготовление справочников, которые должны приходоваться на склад“.

К сожалению, наши подписчики, упомянув про изготовление справочников, не уточнили, по какому коду экономической классификации расходов с них требуют отчетность. Скорее всего, речь идет об ЭКР 226. В этом случае ситуация абсолютно идентична проблеме изготовления печатей и штампов.

В отношении целевых программ, идентифицированных с ЭКР 241 и 290, в ходе которых учреждение приобретает основные средства и материальные запасы, решение проблемы имеет следующий вид.

В разделе “Памятные подарки“ настоящей статьи было показано, что если объект, подпадающий под классическое определение основного средства,
не используется ни в процессе деятельности учреждения (при выполнении работ или оказании услуг), ни для управленческих нужд - учитывать его на счете 0 101 00 000 “Основные средства“ не нужно.

Аналогичное можно сказать и о материальных запасах. В пункте 48 Инструкции N 70н сказано, что счет 0 105 00 000 “Материальные запасы“ “предназначен для учета материальных запасов в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для перепродажи“. В иных случаях сырье и материалы на этом счете учитывать не нужно.

Отметим, что подход к разработке, утверждению и реализации целевых программ меняется к лучшему. Так, Правительством РФ 19 апреля 2005 г. утверждено Положение N 239, посвященное ведомственным программам. В частности, подпунктом “д“ пункта 5 этого положения определено, что целевая ведомственная программа должна содержать “перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий целевой программы ведомства из федерального бюджета, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом“.

Для бухгалтера интересен в пункте 5 также и подпункт “к“. В нем сказано про обоснование потребностей в необходимых ресурсах. Так как направления расходования средств должны быть указаны детально, можно надеяться, что со временем проблемы “нецелевого“ расходования средств целевых программ исчезнут.

Н.И. Лейман,

редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“

Наша справка. Из опубликованного: нефинансовые активы

“Переход к новой Инструкции по бюджетному учету“, N 2/2005, стр. 18;

“Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений“, N 2/2005, стр. 37;

“Операции с нефинансовыми активами“, N 3/2005, стр. 20;

“Основные изменения в учете нефинансовых активов“,
N 4/2005, стр. 28.

На сайте журнала “Бюджетный учет“ в Интернете www.bujet.ru вы можете ознакомиться с содержанием номеров журнала (полный адрес: http://bujet.ru/projects/budget_account/archive/).

“Бюджетный учет“, N 12, декабрь 2005 г.