В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Учет расходов по выпуску продукции, выполненным работам и оказанным услугам

Учет расходов по выпуску продукции, выполненным работам и оказанным услугам

Во многих бюджетных организациях имеются подсобные хозяйства, признанные прежде всего обслуживать учреждение, при котором они состоят. Это в основном производственные и учебные мастерские, подсобные сельские и учебно-опытные хозяйства по производству зерна, мяса, молока и т.д. Здесь же могут быть организации по переработке продукции в виде мини-пекарни, мини-молокозавода и др.

Затраты, включаемые в производство данной продукции, называются фактической себестоимостью.

В фактическую себестоимость включаются следующие виды затрат:

1. Затраты на оплату труда.

2. ЕСН.

3. Материальные затраты.

4. Амортизация основных средств.

5. Прочие расходы. В прочие расходы включаются:

- содержание работников аппарата управления;

- эксплуатация зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

- командировки, связанные с
производственной деятельностью;

- коммунальные расходы;

- расходы на продажу;

- налоги и другие расходы, которые невозможно напрямую отнести на себестоимость данной продукции;

- амортизация нематериальных активов. Прочие расходы - это в основном расходы, которые относятся к косвенным. Сюда же относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

К общепроизводственным относятся: расходы по содержанию и эксплуатацию машин и оборудования;

- затраты на ремонт основных средств;

- расходы по страхованию имущества;

- расходы на отопление, освещение и содержание помещений;

- арендная плата;

- оплата труда работников, занятых обслуживанием производства.

К общехозяйственным расходам относятся:

- административно-управленческие расходы;

- содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

- амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

- арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;

- расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных услуг;

- другие управленческие расходы.

Если бюджетная организация занимается производством только одного вида продукции, то учет затрат можно вести на счете 210604340 без выделения субсчетов, т.е. все расходы, и прямые, и прочие, будут учитываться на одном счете. Кроме того, по этому счету необходимо вести аналитический учет по кодам экономической классификации. Например:

расходы по заработной плате - 211;

расходы по прочим выплатам - 212;

расходы по начислениям по оплате труда - 213;

расходы по услугам связи - 221;

расходы по транспортным услугам - 222;

расходы по коммунальным платежам - 223
и т.д.

При выпуске готовой продукции и передаче ее на склад фактическая себестоимость готовой продукции списывается с Кредита счета 210604440 в Дебет счета 210507340 “Увеличение стоимости готовой продукции“.

Для определения фактической себестоимости выпущенной продукции на основании данных учета о расходах составляется отчетная калькуляция. Для этого к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют расходы отчетного месяца и из совокупной суммы вычитают
стоимость незавершенного производства на конец месяца. Себестоимость единицы каждого вида выпущенной продукции определяют делением себестоимости всей продукции на количество выпущенной продукции. Существуют такие виды продукции, себестоимость которых можно определить только в конце года. Это, например, себестоимость зерна, мяса и т.д. В таких случаях в течение года продукция приходуется по плановой или учетной себестоимости. При этом мы делаем запись:

Д 210507340
по плановой себестоимости, например 100 тыс. руб.

К 210604440.

В конце года, когда определяем фактическую себестоимость по Дебету счета 210604340, она у нас получается, предположим 120 тыс. руб., мы делаем запись:

Д 210507340
20 тыс. руб. (120 тыс. руб. - 100 тыс. руб.)
К 210604440.

Если фактическая себестоимость получается меньше плановой себестоимости (например по Дебету счета 210604340 получилось 80 тыс. руб.), делается запись методом красное сторно:

Д 210507340
20 тыс. руб. (80 тыс. руб. - 100 тыс. руб.)
К 210604440.

Если на одном и том же предприятии выпускается несколько видов продукции, то необходимо, по мнению автора, вести субсчета для точного определения себестоимости продукции.

То есть аналитический учет должен вестись отдельно по каждому виду продукции. Например, затраты на производство зерна ведем на счете 210604340 (зерно), на производство сена - на счете 210604340 (сено) и т.д. Такую аналитику можно вести только по прямым затратам. А по косвенным затратам такую аналитику вести практически невозможно. Ведь нельзя определить, какую часть затрат по коммунальным услугам, по услугам ремонта, по услугам управления отнести на тот или иной вид продукции. Для этого необходимо вести еще два счета:

Общепроизводственные расходы 210604341 и Общехозяйственные расходы счет 210604342.

В Инструкции N 25н от 10.02.2005 эти моменты не предусмотрены, но, несмотря на это, в ней делается
оговорка, что можно применять дополнительные счета и корреспонденцию по необходимости. Только эти изменения нужно отразить в приказе по учетной политике. В конце года затраты общепроизводственных и общехозяйственных расходов можно распределить пропорционально заработной плате. Допустим, за год на производство зерна израсходовано 100 тыс. руб., на производство сена - 50 тыс. руб., общепроизводственные расходы - Дебет счета 210604341 - составили 20 тыс. руб., общехозяйственные расходы - это Дебет счета 210604342 - составили З0 тыс. руб. На основании этих данных составляем ведомость распределения накладных расходов.

----------------------------T----------------------T---------------------T-------------------------¬
¦Выпуск готовой продукции ¦Начисленная зарплата,¦Дебет счета 210604344¦ Дебет счета 210604342,¦
¦ ¦тыс. руб. ¦ тыс. руб. ¦ тыс.руб. ¦
+---------------------------+----------------------+---------------------+-------------------------+
¦Зерно ¦ 100 ¦ 13,3 ¦ 20 ¦
+---------------------------+----------------------+---------------------+-------------------------+
¦Сено ¦ 50 ¦ 6,7 ¦ 10 ¦
+---------------------------+----------------------+---------------------+-------------------------+
¦Итого ¦ 150 ¦ 20 ¦ 30 ¦
L---------------------------+----------------------+---------------------+--------------------------

Сумму общепроизводственных расходов на производство зерна определяем следующим образом: (20 тыс. руб. : 150 тыс. руб.) 100 тыс. руб. = 13 300 руб.

Сумму общепроизводственных расходов на производство сена определяем таким же образом: (20 тыс. руб. : 150 тыс. руб.) 50 тыс. руб. = 6 700 руб.

Общехозяйственные расходы определяются таким же образом:

(ЗО тыс. руб. : 150 тыс. руб.) 100 тыс. руб. = 20 000 руб. (З0 тыс. руб. : 150 тыс. руб.) 50 тыс. руб. = 10 000 руб.

Закрываем счета общепроизводственных и общехозяйственных расходов:

1. Д 210604340 (аналитика
зерно)
13,3 тыс. руб.

К 210604441.

2. Д 210604340 (аналитика сено)
6,7 тыс. руб.

К 210604441.

3. Д 210604340 (аналитика зерно)
20 тыс. руб.

К 210604442.

4. Д 210604340 (аналитика сено)
10 тыс. руб.

К 210604442.

После закрытия этих счетов закрываем сам счет 210604340, отдельно по зерну и по сену.

При закрытии счета по зерну возникает вопрос по приходу побочной продукции - это солома. В сельском хозяйстве на солому обычно брали 10% фактической себестоимости по производству зерна.

В данной ситуации, по мнению автора, необходимо изучить рынок сбыта. Если солому можно реализовать, то лучше ее ставить на баланс по сумме возможной реализации, а оставшуюся часть фактической себестоимости оставить на зерно. Предположим, затраты по аналитике на зерно составили за год 200 тыс. руб. Из этой суммы мы 20 тыс. руб. определяем как фактическую себестоимость соломы, а 180 тыс. руб. направляем на зерно. Этот момент тоже нужно отразить в приказе по учетной политике.

Делаем следующую корреспонденцию:

Д 210507340
20 тыс. руб. (стоимость соломы)
К 210604440.

Д 210507340
180 тыс. руб. (стоимость зерна)
К 210604440.

Таким же образом приходуем сено:

Д 210507340
фактическая себестоимость
К 210604440.

Для определения себестоимости 1 т соломы 20 тыс. руб. мы делим на количество оприходованной соломы.

Для определения себестоимости 1 т зерна 180 тыс. руб. делим на количество оприходованного зерна.

Кроме того, при оприходовании зерна возникает вопрос о стоимости зерноотходов, которые получаем после сушки и сортировки. В зависимости от качества стоимость зерноотходов не должна превышать 40% стоимости зерна.

X.М. Денисова,

главный бухгалтер Кемеровского института (филиала) РГТЭУ

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 6, март 2007 г.