В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

НДС - порядок применения льгот бюджетными организациями

НДС - порядок применения льгот бюджетными организациями

Главой 21 “Налог на добавленную стоимость“ части второй Налоговой кодекса РФ не предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость для бюджетных организаций.

Налогоплательщиками являются организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). При этом под организациями понимаются юридические лица, которые образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 143 НК
РФ).

Таким образом, все организации, вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности, при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны платить НДС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признают операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Исключением являются операции, не подлежащие налогообложению согласно статье 149 Налогового кодекса РФ, и операции, не признаваемые объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Операции, не подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость, определены в статье 149 Налогового кодекса РФ.

Важным моментом для использования освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного статьей 149 Налогового кодекса РФ, является выполнение требований пунктов 4, 5, 6 и 7 данной статьи.

В случае если организация осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения), она обязана вести раздельный учет таких операций. Об этом сказано в пункте 4 статьи 149 Налогового кодекса.

В пункте 5 статьи 149 указан порядок, согласно которому организация, осуществляющая операции по реализации товаров (pa6oт, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. Для этого нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика. Срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого организация намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых организацией операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ,
услуг). Также организация не может отказаться от освобождения на срок менее одного года.

Согласно пункту 6 статьи 149 перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению при наличии у организации соответствующих лицензий на осуществление лицензируемой деятельности.

Норма пункта 7 статьи 149 указывает, что освобождение от налогообложения не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров.

НДС и образовательные учреждения

С учетом изложенных особенностей, предусмотренных для организаций, в том числе бюджетных, рассмотрим порядок применения налогового освобождения от НДС образовательными учреждениями.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению реализация на территории России услуг в сфере образования. Но при условии, что эти услуги оказывают некоммерческие образовательные учреждения учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. При этом не стоит забывать, что консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не подпадают под это освобождение.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг), как собственного производства (в том числе учебно-производственными мастерскими в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению. Причем независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данное образовательное учреждение на развитие, совершенствование образовательного процесса или нет.

При оказании некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса освобождение от налога предоставляют независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

Услугой для целей налогообложения на основании пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ признают деятельность, результаты которой не имеют материального выражения,
реализуют и потребляют в процессе осуществления этой деятельности.

Согласно Закону от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Такой процесс должен сопровождаться констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В соответствии со статьей 12 Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс. То есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.

Согласно пункту 6 статьи 33 Закона право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные российским законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Таким образом, указанную льготу предоставляют при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1 “Об образовании“.

Негосударственные образовательные учреждения могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 11.1 Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1).

Соответственно некоммерческие образовательные учреждения, под которыми понимают государственные (или муниципальные), а также негосударственные образовательные организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, и осуществляющие образовательную деятельность при наличии лицензии вправе применить налоговое освобождение согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 марта 1999 г. N 643 “Об утверждении типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти“ установлено, что филиал проходит лицензирование образовательной деятельности самостоятельно.

Таким образом, условием для применения вышеуказанного освобождения образовательным учреждением, который имеет филиалы, является наличие лицензий на право ведения образовательной деятельности как у самого
учреждения, так и у его филиалов.

Коммерческим образовательным учреждениям, в том числе созданным в виде обособленных или структурных подразделений коммерческих организаций или индивидуальными предпринимателями, освобождение от НДС не предоставляют.

Не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Об этом сказано в подпункте “а“ пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства от 18 октября 2000 г. N 796. Таким образом, в случае, когда по итогам семинаров аттестацию не проводят и соответствующие документы не выдают, услуги по проведению семинаров не подпадают под лицензирование. Соответственно льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, на такие услуги не распространяется. Таким образом, реализацию таких услуг облагают НДС в общеустановленном порядке.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов. А также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с российским законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров также не облагают НДС.

При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования на основе хозяйственных договоров, основанием для освобождения этих работ от налога является договор на выполнение таких работ. Также нужно представить в налоговый орган подтверждение об отнесении организации, выполняющей данные работы, к учреждениям образования.

Нередко учреждение образования осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения. Если в учетной
политике, принятой организацией, не отражен отказ от освобождения от НДС, право на него у учреждения возникает только при наличии раздельного учета таких операций.

НДС и учреждения культуры

Услуги в сфере культуры и искусства, которые оказывают на территории России учреждения культуры и искусства, также не облагают НДС (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ). К таким услугам относятся:

- услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

- реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса относят:

- театры, кинотеатры;

- концертные организации и коллективы;

- театральные и концертные кассы, цирки;

- библиотеки, музеи, выставки;

- дома и дворцы культуры (в частности, дома кино, литератора, композитора), клубы;

- планетарии, парки культуры и отдыха;

- лектории и народные университеты;

- экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро);

- заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Если образовательное учреждение имеет в качестве обособленного или структурного подразделения библиотеку, клуб, оно может получить освобождение от НДС. Однако эта льгота предоставляется при наличии у данного образовательного учреждения соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001. Напомним, что этот классификатор введен с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.

НДС и аренда

Нередко образовательные учреждения осуществляют несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная. В этом случае освобождение от налога услуг в сфере образования осуществляется не только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, но при выполнении
условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ определен порядок раздельного учета сумм налога, подлежащих налоговому вычету, и сумм налога, относимых на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Как указано выше, услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, облагают НДС в общеустановленном порядке. Но у бухгалтеров возникает вопрос: если образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, можно ли применять пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ?

В этом пункте сказано, что при предоставлении на территории России органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговую базу определяют как сумму арендной платы с учетом налога. При этом налоговый агент определяет налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признают арендаторов указанного имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.

В ситуации, когда государственное образовательное учреждение сдает в аренду помещение, которое является федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления, обязанность по уплате НДС возлагается на арендодателя. В данном случае арендатор не вправе выполнять функции налогового агента (ст. 161 НК РФ).

НДС и целевое финансирование

При реализации федеральных целевых программ, исполнителями которых являются, например, государственные учреждения, выполненные ими работы или оказанные услуги облагают НДС.

При этом когда заказчиком работ (услуг) является государство и бюджетные средства являются источником их оплаты, НДС, подлежащий уплате за выполнение этих
работ (услуг), исчисляют и уплачивают в общеустановленном порядке.

При определении налоговой базы выручку от реализации товаров (работ, услуг) определяют исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). При этом не важно получена выручка в денежной, натуральной формах или в ценных бумагах (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Если бюджетная организация получила деньги в виде целевого финансирования из бюджетов различных уровней на оплату каких-либо работ или услуг, то эти средства не учитывают при определении налоговой базы. Однако такие средства не облагают налогом только в момент их зачисления на счет организации-бюджетополучателя, которая является заказчиком указанных работ (услуг). Выполненные работы (оказанные услуги), которые были оплачены за счет вышеуказанных средств, подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ. При получении исполнителем от бюджетной организации данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (оказание услуг) налогообложение осуществляют согласно статье 162 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям.

Денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, не учитывают при определении налоговой базы.

Таким образом, имея в оперативном управлении имущество, являющееся федеральной собственностью, его текущий ремонт следует осуществлять за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов. Суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) в пределах сметы, в том
числе за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, вычету не подлежат.

Л.В. Чураянц,

советник налоговой службы РФ III ранга

“Бюджетный учет“, N 1, январь 2005 г.