В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“Привычка - вторая натура“ (интервью с Е.В. Рогачевой, заместителем начальника Главного финансово-экономического управления - главный бухгалтер Федера

“Привычка - вторая натура“ (интервью с Е.В. Рогачевой,

заместителем начальника Главного финансово-экономического
управления - главный бухгалтер Федеральной таможенной службы)

С января 2005 года Инструкция N 70н обязала таможенные органы вести учет таможенных и иных платежей, зачисляемых в доход федерального бюджета, на основании объемов кассовых поступлений, а с 2006-го - перейти на метод начисления. Такое новшество стало в этом ведомстве сродни революции, поскольку еще два года назад такие средства отражались лишь в оперативном учете.

Никогда ранее таможенные и иные платежи, зачисляемые в федеральный бюджет, к бухгалтерскому учету не принимались и в бухгалтерской отчетности не отражались, существовали оперативный учет и оперативная отчетность, - рассказывает Е.В. Рогачева, заместитель
начальника Главного финансово-экономического управления - главный бухгалтер Федеральной таможенной службы. - Все изменилось с появлением Приказа N 70н. Перед нами поставили задачу отражения в бюджетном учете таможенных и иных платежей, а инструмент не дали. 2005 год для нас стал годом поиска этого инструмента - мы писали Инструкцию о порядке ведения бюджетного учета начисления таможенных и иных платежей в таможенных органах.

Своими силами?

Да, но при тесном сотрудничестве с Минфином: обсуждали, спорили, отстаивали свои позиции. В структуре ФТС России этой работой занимались две вертикали: Главное финансово-экономическое управление и Главное управление федеральных таможенных доходов, которые прежде не работали так тесно, как теперь. Можно сказать, что семидесятая Инструкция нас объединила. Основная задача, которая перед нами стояла, заключалась в том, чтобы, не разрушая существующей системы оперативного учета таможенных и иных платежей, создать систему, позволяющую отражать их движение в бюджетном учете и отчетности, принимая во внимание все ведомственные особенности и специфические нюансы. Результатом совместного труда стала внутриведомственная инструкция, которая была утверждена Минфином России в конце декабря 2005 года. Но этот документ повторил историю Приказа N 70н, после которого вышел Приказ N 25н: в 2006 году, начав работать по этой Инструкции, мы поняли, что она несовершенна и требует доработки, внесения целого ряда изменений.

Чего же вы не учли в этом документе?

В процессе использования Инструкции на практике выявилось, что учтены не все ведомственные особенности и нюансы. Если схематично описать систему движения таможенных и иных платежей, то она будет следующей: участники внешнеэкономическои деятельности перечисляют авансовые или залоговые платежи на счета 40314 “Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности“, открытые таможенным органам
в УФК по городу Москве. Учет движения денежных средств на этих счетах ведет центральный аппарат ФТС России, а таможенное оформление и, следовательно, начисление таможенных и иных платежей, ведение лицевого счета участника ВЭД происходит непосредственно в таможнях. Авансовые или залоговые платежи участников ВЭД - это средства, находящиеся во временном распоряжении таможенных органов. А начисленные таможенные и иные платежи - это уже средства федерального бюджета. Мы оперируем двумя потоками денежных средств и отражаем их движение по двум кодам вида деятельности: “1“ - бюджетная деятельность; “3“ - деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении. Наша цель - достоверность бюджетного учета, полная идентичность данных оперативного и бюджетного учета. В 2006 году Инструкция была доработана и согласована с Минфином России. Помимо этого идет работа по подготовке инструкции, регламентирующей ведение оперативного учета таможенных и иных платежей.

Вы считаете положительной тенденцией то, что в соответствии с Инструкцией N 70н таможенные платежи теперь подлежат бюджетному учету?

Я считаю, это было сделано правильно, несмотря на то что нам пришлось очень тяжело. Теперь Федеральное казначейство, сведя отчетность, получит наиболее достоверную информацию. Все активы и обязательства, по крайней мере в части таможенных платежей, будут достоверными.

Елена Викторовна, Федеральная таможенная служба имеет разветвленную структуру. Каким образом налажено взаимодействие между центральным аппаратом и территориальными органами в части учета таможенных платежей?

Это самый главный и сложный вопрос, который нам пришлось решать при разработке Инструкции. В структуру ФТС России входит семь региональных таможенных управлений, порядка 165 таможен, которые подчинены им или непосредственно ФТС России. Около 450 таможенных постов находятся в ведении конкретных таможен. Как я уже говорила, учет движения
денежных средств участников ВЭД, зачисляемых на счета, открытые в УФК по городу Москве, ведет центральный аппарат ФТС России, а начисление таможенных платежей, учет дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе участников ВЭД осуществляется в таможнях. Для того чтобы, как говорят бухгалтеры, все проводки “схлопнулись“, суммы поступлений и возвратов платежей участников ВЭД направляются извещениями в таможни, а суммы начисленных таможенных и иных платежей, подлежащих перечислению в доход федерального бюджета, передаются извещениями в центральный аппарат. Эта информация поступала и раньше, сегодня же она переродилась в бухгалтерские извещения с бухгалтерскими проводками.

Скажите, а сбор консолидированной отчетности по ведомству автоматизирован?

Да, но это связано не с таможенными платежами. Процесс приема бухгалтерской отчетности и ее обобщения и раньше был автоматизированным. Конечно, используемый программный продукт по сбору отчетности давно пора было обновлять, но мы по старинке продолжали на нем работать и, наверное, работали бы до сих пор, если бы не Приказы N 70н и 5н. Следует отметить, что в большинстве таможен ФТС России автоматизирован не только прием бухгалтерской отчетности, но и сам учет на базе собственного программного продукта “Интегрированная информационная система обеспечения финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов“. С реформированием бюджетного учета возникла необходимость модернизации программы. ФТС России в 2005 году был объявлен конкурс на выполнение этой услуги - победителем стал один из разработчиков программных продуктов. Сроки на выполнение этой задачи были сжаты. Конечно, мы очень волновались, но работа была закончена в срок, что позволило, в свою очередь, своевременно представить в Федеральное казначейство качественный отчет. Таможенные органы сдают отчетность в ФТС России по следующей схеме: таможни представляют отчетность региональным таможенным управлениям
по подведомственности, а региональные таможенные управления представляют консолидированный отчет в ФТС России. Преимущество нашего программного продукта заключается в том, что как только региональное таможенное управление осуществило выгрузку в единую базу данных отчет таможни, мы его видим и можем с ним работать. Можно сказать, что есть возможность сбора данных в режиме реального времени. Это было особенно удобно во время составления первой бюджетной отчетности по-новому - отчета на первое октября 2005 года. В этот период бухгалтерам наших подведомственных учреждений была необходима постоянная методологическая помощь. Программный продукт дал нам возможность в режиме он-лайн входить в отчетность любой из таможен, видеть, где и что не сходится, объяснять им их ошибки на конкретных цифрах, а не на пальцах. Большие возможности открываются при проведении анализа бюджетной отчетности: провести любую выборку информации, даже в форме диаграмм и графиков, не составляет труда. Удобно это и во время проверок финансово-хозяйственной деятельности, в ходе которых запрашивается всевозможная информация.

Неоспоримое достоинство автоматизации учета и отчетности - это сведение к минимуму так называемых технических ошибок человека. Использование единого программного продукта в таможенных органах можно назвать некой унификацией учетных процессов, а чем больше унификации, тем меньше ошибок.

Я смотрю, вы воодушевлены появлением такого удачного программного продукта. Но наверняка трудности все-таки есть?

Конечно, есть. Сегодня мы хотим объявить конкурс на реализацию следующей задачи: осуществление выгрузки таможенными органами некоего объема данных бюджетного учета в ФТС России. Мы не преследуем цели тотального контроля таможенных органов. Нам необходимо получение оперативной информации о расходовании ими бюджетных средств, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и т.п. Надеюсь, что в скором времени наши
планы удастся реализовать.

Каковы особенности учета кредиторской задолженности в таможенной службе?

В принципе никаких особенностей нет, мы уделяем очень пристальное внимание наличию и дебиторки, и кредиторки. При приеме бюджетной отчетности требуем детального описания задолженности: почему возникла, почему не погашается и т.д. На сегодняшний день на балансах наших таможен есть задолженность с истекшими сроками, но возникла она много лет назад. Разобраться с ней сегодня очень непросто, но мы это делаем. В части оплаты кредиторской задолженности даже 2005 года в 2006 году было очень много споров с казначействами, которые не пропускали платежи таможенных органов на ее погашение. Аргументом было то, что эти расходы не входят в лимиты 2006 года, являясь обязательствами 2005 года. Помогло нам только письмо Федерального казначейства от 21 июня 2006 г. N 42-7.1-15/5.1-257 о том, что получатель бюджетных средств самостоятельно обеспечивает исполнение принятых на себя и не исполненных денежных обязательств. Понятно, что органы казначейства тоже руководствуются существующей нормативной базой, но ведь каждый конкретный случай возникновения кредиторской задолженности сугубо индивидуален. Мы несем ответственность перед контрагентами, наши аргументы - не можем погасить долг - казначейство не пропускает: они для него не убедительны, поэтому в некоторых случаях приходилось погашать кредиторскую задолженность через суд - такие прецеденты были. Наличие кредиторской задолженности на 1 января возможно. Например, заключен договор централизованной поставки в таможенные органы материальных ценностей, авансовый платеж по которому должен быть произведен в текущем году, поставка материальных ценностей и окончательный расчет - в следующем, а поставщик осуществил досрочную поставку.

Как в межотчетный период вы учитываете суммы безнадежной дебиторской задолженности, дебиторской задолженности, в отношении которой не производится
принудительное взыскание?

Как я понимаю, речь идет о задолженности по таможенным и иным платежам. Действительно, по состоянию на 1 января 2006 года таможенными органами проведена инвентаризация активов и обязательств по администрируемым поступлениям (дебиторской и кредиторской задолженности по таможенным платежам) с целью отражения их в бюджетном учете вступительным сальдо на начало года. Этот порядок подробно прописан в нашей Инструкции. Что касается вашего вопроса, в Инструкции используются следующие понятия: “безнадежная дебиторская задолженность по администрируемым поступлениям“ - признанные безнадежными к взысканию недоимки и задолженность по пеням, начисленным по федеральным налогам и сборам, образовавшиеся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Принятие таможенным органом решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2005 г. N 117н. “Дебиторская задолженность по администрируемым поступлениям, в отношении которой не производится принудительное взыскание“ - задолженность участников ВЭД, в отношении которой в соответствии с Таможенным кодексом РФ (статья 348) или Кодексом об административных правонарушениях РФ (статьи 31.7 и 31.9) таможенными органами не производится принудительное взыскание. Наличие этих задолженностей зафиксировано при проведении инвентаризации. Безнадежная к взысканию дебиторская задолженность отражению в межотчетный период не подлежала. А дебиторская задолженность, в отношении которой не производится принудительное взыскание, учитывалась на забалансовом счете и соответственно принята к учету в межотчетный период. Суммы, полученные в погашение этой задолженности, подлежат перечислению в доход федерального бюджета.

Часть средств поступает вам во временное распоряжение в наличной форме. У наших читателей возникает множество вопросов по этому поводу. Как вы их учитываете?

Да, такие средства у нас есть
- это таможенные и иные платежи, которые участник ВЭД имеет право заплатить как наличными через кассу таможенного органа, так и безналичным расчетом на счета 40314 “Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности“, открытые в УФК по городу Москве. Если он выбирает первый вариант, то эти средства принимаются в кассу, из нее инкассируются и зачисляются на счета 40314. Учет этих операций по кассе ведем по коду вида деятельности “3“ - деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении. Проводки, отражающие эти операции, достаточно просты: прием денег в кассу отражается по дебету счета 3 201 04 000 “Касса“ и кредиту счета 3 304 01 000 “Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение“; инкассирование средств из кассы - по дебету счета 3 201 03 000 “Денежные средства учреждения в пути“ и кредиту счета 3 201 04 000 “Касса“; зачисление денежных средств на счет 40314 - по дебету счета 3 201 02 000 “Денежные средства учреждения во временном распоряжении“ и кредиту счета 3 201 03 000 “Денежные средства учреждения в пути“.

С этим вопросом вы разобрались. Какие ведомственные документы вы еще разработали? Остались ли еще открытые вопросы?

К сожалению, таких вопросов еще много. Помимо учета таможенных и иных платежей, являющегося нашей ведомственной особенностью, к учету принимаются товары, транспортные средства и ценности, задержанные, изъятые либо арестованные таможенными органами, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовным делам или делам об административных правонарушениях, а также обращенные в федеральную собственность. В Приказе N 25н по сравнению с Приказом N 70н к описанию забалансового счета 02 “Материальные ценности, принятые на ответственное
хранение“ добавлена фраза: “а также изъятые в принудительном порядке до момента обращения их в собственность государства“. Но этот небольшой абзац решил проблему лишь отчасти. Остро стоял вопрос об утверждении ведомственного нормативного документа, регламентирующего порядок учета, хранения, движения этих категорий товаров, документооборота, взаимодействия структурных подразделений. Для решения этой задачи в 2006 году была создана рабочая группа, в которую вошли должностные лица целого ряда заинтересованных структурных подразделений ФТС России. Результатом ее работы стало утверждение двух инструкций и одного положения: инструкции о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам; инструкции о порядке изъятия, хранения, учета и передачи вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях; положения о порядке учета товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность, и операций по обороту данного имущества. Каждый из этих документов содержит раздел по бюджетному учету. Открытым на сегодняшний день остается вопрос разработки нормативного документа о порядке хранения и учета денежных средств и ценностей, принимаемых таможенными органами от физических лиц при пересечении государственной границы Российской Федерации на ответственное хранение. Надеюсь, что и эту задачу нам удастся решить в ближайшее время.

Помимо реформирования учета что на сегодняшний день больше всего волнует главного бухгалтера ФТС России?

Конечно, реформирование учета - это основная и главная тема для всех бухгалтеров-бюджетников. Очень много сил и времени уходит на методическую работу с бухгалтерами и финансистами таможенной службы. За два последних года Главное финансово-экономическое управление осуществило разработку целого ряда нормативных документов и циркулярных писем. В семи региональных таможенных управлениях проведены трехдневные семинары-совещания сотрудников финансово-бухгалтерских
подразделений таможенных органов, два, можно сказать, всероссийских семинара-совещания с участием представителей Минфина России и Федерального казначейства. Мы на практике убедились в эффективности подобных мероприятий.

Бухгалтерам бюджетных организаций приходится очень нелегко, особенно в последнее время, но они, зачастую забывая о личных делах, продолжают ударно трудиться: только благодаря их энтузиазму и самоотверженности мы осилили Приказы N 70н, 25н, 5н, новую бюджетную классификацию, Федеральный закон N 94-ФЗ. При этом многие главные бухгалтеры бюджетных учреждений имеют статус начальника отдела, что несоизмеримо с тем уровнем ответственности, которая на них возложена. Думаю, очень многие со мной согласятся: нужно поднимать статус главного бухгалтера бюджетного учреждения, и решаться этот вопрос должен на государственном уровне.

Елена Викторовна, а как у вас складываются отношения с другими федеральными ведомствами, к примеру, с ФНС России?

У нашего управления с Федеральной налоговой службой сложились нормальные рабочие отношения. С этим и рядом других ведомств мы заключили соглашения о взаимодействии.

А кто вас проверяет?

Знаете, у нас бывает очень много проверок: Счетная палата, Росфиннадзор, Генеральная прокуратура, КРУ Президента, налоговые инспекции, казначейства, вне бюджетные фонды.

Интересно, в каком ведомстве самые “злостные“ контролеры?

Трудно сказать, ведь и проверяющие, и проверяемые - живые люди. Приятно, когда по обе стороны работают профессионалы “с человеческим лицом“. Знаете, я всегда настраиваю бухгалтеров на то, что каждая проверка - нам во благо. Мы должны уметь извлекать из нее пользу. По большому счету, мы законсервированы в своем ведомстве, а проверяющие видят работу и других финансовых служб. Не исключено, что наши коллеги смогли найти более эффективную и правильную форму работы, чем мы, по каким-то вопросам. Поэтому ФТС России всегда открыта для проверок.

Единственное, очень неудобно, что контролирующие органы совершенно не взаимодействуют друг с другом, во всяком случае складывается такое впечатление. Очень часто проверки идут одна за другой. Это очень тяжело и сильно отвлекает от текущей работы. Нужно еще отметить, что каждая из них - нервное напряжение, некий психологический стресс, как бы ты ни был уверен, что у тебя все нормально.

Вы говорили, что настраиваете подчиненных на проверки, значит, все-таки кадровыми вопросами занимаетесь?

Конечно, мы не отдел кадров, но вопросами комплектации финансово-бухгалтерских кадров наше управление тоже занимается. Назначение главбухов таможен происходит по согласованию с Главным финансово-экономическим управлением по приказу ФТС России.

Елена Викторовна, у вас есть какой-то подход к утверждению кандидатов на должность? Какими личностными качествами они должны обладать?

Сложный вопрос... Мы только сегодня можем сказать, что отдаем предпочтение каким-либо качествам. А вот 2002-2004 годы были очень тяжелыми для финансово-бухгалтерских подразделений таможен. В этот период происходил огромный отток кадров, прежде всего в связи с очень низкой зарплатой. Особенно это было ощутимо в крупных городах, где финансовые запросы населения выше, а рынок труда шире. Вторым аспектом стало реформирование таможенных органов и связанная с ним нестабильность. В эти годы очень многие высококвалифицированные бухгалтеры оформили таможенные пенсии и ушли работать в коммерцию. Там даже специалист самого низкого уровня, который работал на узком участке, получал заработную плату выше, чем главный бухгалтер таможни. Хотя степень ответственности и уровень выполняемых задач несопоставимы. В эти годы финслужбы работали менее чем с пятидесятипроцентной укомплектованностью. Хорошо, что государство наконец-то повернулось лицом к бюджетному сектору, уровень зарплаты стал повышаться. Благодаря этому нам удалось сохранить тех сотрудников-энтузиастов, которые еще остались, и даже укомплектоваться. И только теперь мы можем говорить о каких-то требованиях, предъявляемых к кандидатам, а в те годы брали тех, кто соглашался прийти к нам работать. Лишние руки никогда не помешают: я сама работала сразу на нескольких участках, потому что не было кадров. Главные бухгалтеры были многостаночниками.

А как давно вы работаете в ФТС?

Здесь я служу уже 10 лет. А до этого я служила около 10 лет в армии начальником финансовой части. После увольнения из вооруженных сил пришла в таможню и опять оказалась в погонах. Сейчас я подполковник таможенной службы.

Так приятно видеть женщину-подполковника! Скажите, каким образом отражаются погоны на характере?

Они, безусловно, дисциплинируют. В моей жизни так сложилось, что только в детском саду я не носила форму. А начиная со школы у меня была форменная одежда, ведь раньше в школе форма была обязательна. После окончания школы я училась в Рижском институте инженеров гражданской авиации - здесь уже появились погоны. А после были армия и таможня. Так что форма сопровождает меня всю жизнь.

Но сейчас вы в штатском, значит, здесь все-таки есть возможность почувствовать себя женщиной?

Такую вольность можно себе позволить только в центральном аппарате, а во всех таможнях ношение формы обязательно, поскольку их сотрудники непосредственно контактируют с участниками внешнеэкономической деятельности. Но форменная одежда в исправном состоянии постоянно висит в шкафу в кабинете - по первому сигналу надеваем форму и готовы идти на любую встречу.

Наверное, было приятно наконец-то после армии надеть платье, или груз погон чувствуется и в нем?

Конечно, погоны ощутимы всегда, и, по большому счету, нет желания от них отказаться. Ведь привычка - это вторая натура. Погоны ко многому обязывают: один и тот же человек при одних и тех же обстоятельствах будет вести себя по-разному в зависимости от того, одет он в форму или штатский костюм.

Елена Викторовна, выходит, что ваш общий профессиональный стаж около 20 лет?

С учетом декретных отпусков меньше.

Если женщины кроме того, что занимаются своей карьерой, еще успевают рожать - очень хорошо!

Согласна. Бухгалтерия - преимущественно женский коллектив, и к этому все относятся с огромным пониманием и уважением. Особенно сейчас, когда мы, выполняя наказ президента, повышаем рождаемость! (Смеется.) У нас в финансово-экономическом управлении очень хороший молодой коллектив. В прошлом году в одном из отделов в декрет ушли сразу шесть девчонок! Конечно, под президентский указ они не попали и цель преследовали совершенно иную. Нам, хочешь не хочешь, приходится расправлять пошире плечи, чтобы заслонить эту брешь. В этом году мы даже набираем людей на декретные должности. И знаете, идут.

Долгое время бытовало мнение, что бухгалтер - это жуткий консерватор, даже закостенелый человек. Вы согласны с этим?

Категорически не согласна. Ведь мы живем в динамично развивающемся мире и должны идти в ногу со временем, постоянно учиться чему-то новому, адаптироваться к новым требованиям, новым условиям. Мы же не просто отражаем финансово-хозяйственную операцию в учете, а анализируем результат. Наш баланс, помимо того что должен быть достоверным, должен быть еще и красивым. Главный бухгалтер стоит на страже соблюдения финансовой дисциплины, законности совершаемых операций - может быть, это воспринимается как консерватизм и закостенелость?

Но мир динамичен и за пределами работы. Есть что-то еще кроме профессиональной деятельности?

Конечно, ведь у меня есть семья. Правда, работа оставляет на нее очень мало времени. А хотелось бы уделять его больше и себе, и семье... Не нужно еще забывать, что мы в Москве: иногда это драгоценное время приходится тратить на автомобильные пробки. Иной раз на дорогу уходит больше трех часов. Да и на работе часто приходится задерживаться. Порой домой уезжаешь только переночевать, да и выходные пролетают незаметно...

Но когда все-таки выдаются свободные минутки, чем стараетесь себя потешить?

Очень люблю ездить на дачу, особенно в теплое время года, когда есть возможность заняться цветами и газоном. При виде отдачи от вкладываемого труда - все цветет, все красиво - получаешь колоссальное моральное удовольствие. Конечно же, люблю почитать что-нибудь, отличное от профессиональной литературы. А во время отпуска мы с мужем стараемся обязательно куда-нибудь уехать из Москвы. Благо, что с повышением зарплаты у нас наконец-то появилась возможность посмотреть мир.

И где вам больше всего понравилось?

В экзотические страны меня почему-то не тянет, а вот Европу очень люблю. Особенно мне понравилось в Баварии, в Германии: природа, дома, люди - все это не может оставить равнодушным.

Никогда не возникало соблазна остаться за границей?

Нет. Всякий раз, когда возвращаюсь из путешествия или из командировки, ловлю себя на мысли, что чем больше я бываю за границей, тем больше мне нравится жить в России. Наверное, я слишком русский человек... У них другой менталитет, другая жизнь, другое к ней отношение. К примеру, у меня очень гостеприимная семья: у нас постоянно кто-нибудь гостит - кто-то приезжает в командировку, другие проездом в Москве, третьи - просто так. Мы всех встречаем радушно, даже малознакомых людей (иногда друзья просят кого-нибудь приютить). На Западе этого не понимают. Мы как-то привыкли помогать всем, делиться последним.

Может, это скорее общая черта военнослужащих, а не всех россиян?

Возможно. Ведь нам самим довелось много поездить. Когда приезжаешь с двумя детьми в новую воинскую часть с парой чемоданов, а тебе в тот же день кто-то приносит сахар, кто-то картошку, кто-то крупу на первое время - это очень приятно. Не знаю, как сейчас, а раньше в армии было принято помогать вновь прибывшим семьям - кто чем может.

Елена Викторовна, а в институте вы учились по финансовой специальности?

Нет, хотя моя мама - экономист и очень уговаривала поступать именно на экономическую специальность. Но я, видя, сколько времени она проводит с бумагами, принося огромные папки домой, наотрез отказалась. Окончив физико-математическую школу, поступила на факультет автоматики и вычислительной техники. Но поскольку муж был военным, работать по своей специальности я не смогла. “Только ты умеешь считать в столбик“, - сказал командир части, который, подбирая кандидата на должность бухгалтера-кассира, изучил все личные дела офицеров части. Так я стала бухгалтером. Постепенно это меня затянуло, поэтому позже, уже в Москве, я заочно окончила факультет бухучета и аудита. Получила очередной красный диплом.

Интервью будет опубликовано в февральском номере. У вас есть прекрасная возможность поздравить своих коллег-мужчин с Днем защитника Отечества. Что бы вы хотели им пожелать?

Я очень рада этой возможности. В финансовой сфере их не так много, а среди бухгалтеров - единицы. Хотелось бы, чтобы больше мужчин выбирали для себя нашу специальность. Женская кропотливость, женская скрупулезность в этой профессии очень нужны. Но если мы говорим о руководителе, о главном бухгалтере, то здесь обязательно нужно умение аналитически мыслить, а к этому, нужно признать, больше склонны мужчины. Хочу им пожелать в первую очередь мужественности и стойкости. Чтобы они помнили: даже те женщины, которые утверждают, что они сильные, нуждаются в мужской поддержке и помощи. Хорошо, когда есть мужское плечо, на которое всегда можно опереться. Желаю им душевного равновесия. Удачи. Крепкого тыла: верных жен, хороших детей, верных друзей. И, коль это финансисты, решаемых проблем!

Беседу вела И.В. Заховаева,

корреспондент журнала “Бюджетный учет“

“Бюджетный учет“, N 2, февраль 2007 г.