В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

“Пожарных дел мастера“ (интервью с О.Н. Замотаевым, заместителем начальника Управления ГПН ГУ МЧС России по городу Москве)

“Пожарных дел мастера“
(интервью с О.Н. Замотаевым, заместителем начальника
Управления ГПН ГУ МЧС России по городу Москве)

Икона Пресвятой Богородицы “Неопалимая Купина“ издавна почитается как защитница от пожаров, стихийных бедствий и катастроф, связанных с огнем и молнией. Колокола храма именно этой иконы стали украшением внутреннего дворика Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по городу Москве.

Как гласит одна индийская поговорка, “Когда вспыхнул пожар, поздно копать колодец“. Но государственные инспекторы пожарной безопасности призваны контролировать не только своевременное сооружение противопожарных источников водоснабжения. Спектр их проверок достаточно широк. Видимо поэтому визит “пожарника“ часто становится неприятной новостью для руководящих работников учреждений и верной приметой непредвиденных расходов.

- Мы проводим
проверки в соответствии с Законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“, - заверил нас О.Н. Замотаев, заместитель начальника Управления ГПН ГУ МЧС России по городу Москве.

- В отношении одного юридического лица плановые мероприятия по контролю могут проводиться не чаще одного раза в два года. Что касается вновь образованных юридических лиц, первая проверка должна проводиться только спустя три года после даты их образования.

- Олег Николаевич, по какому принципу составляются планы проверок?

- Планирование мероприятий осуществляется в зависимости от обстановки с пожарами и их последствий на территории города и с учетом географических, демографических и экономических особенностей обслуживаемого региона. Согласитесь, нельзя составлять планы проверок под копирку в Москве и в провинции. В мегаполисе совершенно другая плотность застройки, иная инфра структура и т.д.

При составлении плана также учитывается анализ обстановки с пожарами, который проводится ежеквартально. Ведь на наше управление помимо контроля возложена и такая функция, как государственный статистический учет пожаров и их последствий. Мы ведем базу данных на уровне Москвы, такую же базу ведут наши коллеги из федеральной службы. Исходя из этой информации, мы и составляем планы проверок. Это принцип, общий для всей страны.

В плановом порядке мы проводим и общегородские мероприятия. К примеру, всем известно, что школы к началу учебного года принимаются на готовность комиссионно. В состав каждой комиссии обязательно входит представитель органов государственного пожарного надзора (ГПН). В этом году перед началом нового учебного года 1535 общеобразовательных школ Москвы и 1821 детское дошкольное образовательное учреждение были проверены на предмет готовности.

- Много нарушений
было допущено в этом году?

- Нарушений было выявлено достаточно. Но радует, что степень их устранения составила в этом году порядка 75 процентов. По сравнению с другими регионами России это хороший показатель.

Такие результаты стали следствием большого труда. Ведь на этой проблеме мы акцентируем внимание уже не первый год. По результатам наших проверок в органы исполнительной власти города были направлены соответствующие рекомендации. Правительство Москвы приняло среднесрочную городскую целевую программу, которая так и называется “Пожарная безопасность на 2005-2007 годы“. В соответствии с этой программой на обеспечение пожарной безопасности учреждений образования города запланировано выделение 4,3 млрд. рублей. Это неплохая сумма. В этом году в каникулярное время эти средства расходовались на решение первоочередных задач по обеспечению безопасности вообще и пожарной безопасности в частности.

- Видны ли уже какие-либо результаты такого повышенного внимания власти к этой проблеме?

- Да. По сравнению с серединой 90-х годов, когда учреждения испытывали недостаток средств даже на ведение основной деятельности, ситуация значительно улучшилась во всех учреждениях бюджетной сферы. Ведь разработанная программа предусматривает выделение средств на эти цели не только образовательным учреждениям, но и учреждениям культуры, социальной защиты населения и здравоохранения.

- Существуют ли принципиальные различия между нарушениями пожарной безопасности в бюджетных учреждениях и нарушениями, допускаемыми в коммерческих фирмах?

- Нет. Не забывайте, что Государственный пожарный надзор - это орган технического надзора, а не финансового. Поэтому для нас нет разницы между бюджетными и коммерческими предприятиями. Ведь степень пожарной опасности объекта не зависит от формы собственности. А руководитель руководителю, равно как и собственник собственнику, рознь. Есть собственники, заботящиеся о принадлежащем им имуществе, а есть безразличные. Поэтому сказать,
что бюджетники принципиально отличаются от коммерсантов, я не могу.

Единственное можно отметить, что с бюджетными учреждениями проще работать, потому что в них всегда есть человек, ответственный за пожарную безопасность. Во многих бюджетных учреждениях города Москвы даже есть такая должность - специалист по пожарной безопасности. В то время как в коммерческих фирмах кроме руководителя зачастую нет лиц, ответственных за пожарную безопасность.

- На что в первую очередь инспектор по пожарной безопасности обращает внимание при проведении проверки?

- В первую очередь мы обращаем внимание на то, есть ли условия для быстрой и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара в здании. То есть должно быть достаточное количество эвакуационных выходов, отделка стен и потолков путей эвакуации не должна состоять из горючих материалов, сами пути эвакуации не должны быть захламлены.

Кстати, за многими руководителями учреждений водится такое хобби, как складирование старой ненужной мебели в проходах в преддверии очередной инвентаризации. В таком случае мы строго наказываем виновных в нарушении пожарной безопасности. Ведь мы стоим на страже интересов общества и закона. В этих бюджетных учреждениях учатся наши дети, работают наши близкие и друзья. И наша задача сделать все, чтобы сохранить им жизнь в случае возникновения пожара.

Еще очень важный момент, на который инспектор всегда обращает внимание при проверке: содержание в технической исправности средств пожаротушения, предусмотренных проектом здания. Во-первых, внутренний противопожарный водопровод должен быть исправен, его шкафы должны быть укомплектованы пожарными рукавами и стволами. Если предусмотрена кнопка дистанционного пуска насосов-повысителей, то она должна работать, а не быть предметом интерьера. Непременно должна быть в исправном состоянии автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения о пожаре
и управления эвакуацией. Я уже не говорю о том, что в порядке должны находиться огнетушители. Кроме того, места их расстановки необходимо обозначить соответствующими знаками, должна быть в порядке телефонная связь, чтобы вовремя можно было набрать “01“.

К зданию должны быть обеспечены подъезды для пожарной и иной специальной техники. Кроме того, мы всегда обращаем внимание на состояние электросетей. По статистике, одной из самых распространенных причин возникновения пожара является аварийный режим работы электрооборудования.

- Какие санкции могут быть применены к нарушителю пожарной безопасности?

- Самые разные. К примеру, работник бюджетной сферы, курящий в неположенном месте, отвечает за свои действия как гражданин. В его отношении частью первой статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда. То есть одна сигарета может обойтись от 500 до тысячи рублей. Должностное лицо (руководитель либо назначенный им ответственный за пожарную безопасность сотрудник) в соответствии с той же самой статьей может быть оштрафовано на сумму от десяти до 20 МРОТ. Перечисление санкций можно продолжать и продолжать. Могу только отметить, что за нарушение пожарной безопасности, которое привело к возникновению пожара, юридическое лицо может заплатить до 400 МРОТ. Кроме того, недавно вступила в действие норма закона, предусматривающая административное приостановление деятельности организации. Решение о наложении на юридическое лицо такой санкции принимает суд на основании предоставленной нами информации. Эта санкция может быть применена, если в учреждении допущено нарушение, создающее угрозу безопасности людей. Если такое нарушение было обнаружено инспектором при проведении проверки, то он протоколирует его и направляет материалы в суд.

- Такие случаи уже были зафиксированы в
бюджетной сфере?

- Эта норма административной ответственности вступила в силу только в августе этого года, и такой статистикой мы будем владеть несколько позже.

- Инспекторы предупреждают о проверках?

- Конечно. О предстоящем мероприятии по контролю государственный инспектор должен поставить в известность руководителя организации. По приходу на объект инспектор обязан предъявить распоряжение или приказ о проведении проверки с печатью органа государственного пожарного надзора за подписью руководителя. Только при наличии такого документа проверка будет законна.

- Какие документы инспектор вправе потребовать от руководителя или ответственного лица?

- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) четко регламентируют обязанность руководителя учреждения разработать необходимые документы, которые он должен предъявить при проверке. В первую очередь инспектор обращает внимание на то, разработана ли инструкция по пожарной безопасности, вывешен ли на видном месте план эвакуации из здания, установлен ли приказом по учреждению соответствующий противопожарный режим. Обо всем этом можно узнать, либо найдя соответствующие нормативные документы, либо пройдя специальное обучение.

- То есть существуют специальные курсы, готовящие специалистов по пожарной безопасности?

- Такие курсы создаются в настоящий момент по частной предпринимательской инициативе. Инженеры пожарной безопасности после ухода на пенсию часто становятся частными предпринимателями и готовят хороших специалистов в этой сфере. Разумеется, такая подготовка осуществляется не на безвозмездной основе.

В свою очередь инженеры пожарной безопасности министерств и управлений должны проводить обучение специалистов в рамках своего ведомства. Обучение и повышение квалификации персонала, в том числе и в области обеспечения пожарной безопасности, - задача руководителей. Они должны либо организовывать эти курсы силами своего ведомства, либо выделять средства для привлечения сторонних специалистов.

Наша задача заключается лишь в том, чтобы в процессе проверки
проконтролировать, организован ли должным образом процесс подготовки руководителей, инженерно-технического персонала, работников.

Если есть журнал противопожарного инструктажа, то инспектор его посмотрит и проверит, имеет ли человек, его проводящий, соответствующую квалификацию.

- По завершении проверки какие документы составляются?

- Инспектор составляет акт о проведении проверки. Если были выявлены нарушения - административный протокол, предписание на устранение выявленного нарушения и т.д.

- За пожарными инспекторами закреплены конкретные объекты?

- Да. При закреплении объектов за конкретным инспектором мы руководствуемся ведомственно-отраслевым и территориальным принципами. В пределах одного района, к примеру, все учреждения культуры могут быть закреплены за одним инспектором. Дело в том, что учреждения, однородные по своей пожароопасности, имеют некие общие характеристики.

Так, все культурно-зрелищные учреждения со зрительным залом имеют сложные требования к пожарной безопасности, присущие заведениям с массовым пребыванием людей. Допустим, в зависимости от вместимости зала рассчитывается необходимое число эвакуационных выходов, позволяющих спасти всех зрителей в случае возникновения пожара. В зависимости от общего объема здания должны быть выполнены определенные нормы по водоотдаче внутреннего противопожарного водопровода и т.д. То есть общие признаки учреждений одной сферы деятельности очевидны. Поэтому за ними закрепляется один наиболее подготовленный специалист, который может технически грамотно провести проверку сложного объекта в плане обеспечения пожарной безопасности, дать компетентные рекомендации и обоснованные требования к руководству объекта и оформить все это в виде предписания. Но небольшие частные предприятия, как правило, закрепляются за инспекторами по территориальному признаку.

Беседу вела И.В. Заховаева,

корреспондент журнала “Бюджетный учет“

Наша справка. История пожарной охраны

1472 год - пожар в Москве. Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении и проявивший себя “зело хоробрым“, издает указ о мерах пожарной
безопасности в городе.

1649 год - в “Соборном уложении“ царя Алексея Михайловича восемь статей строго регламентируют соблюдение правил пожарной безопасности.

30 апреля 1649 года - выходит “Наказ о градском благочинии“, устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве, который заложил основы профессиональной пожарной охраны.

Начало XIX века явилось поворотным этапом развития пожарной охраны. Манифестом от 8 сентября 1802 года в рамках Управления полицией Второй экспедиции МВД России организовано единоначалие над проводимыми работами по руководству существующими пожарными командами.

1803 год - царским указом императора Александра I организована первая пожарная команда в Санкт-Петербурге.

1804 год - создана штатная пожарная команда в Москве.

В середине XIX века при Николае I в России начинается планомерная организация пожарных команд и строительство пожарных депо.

17 апреля 1918 года советским правительством издан декрет “Об организации государственных мер борьбы с огнем“.

В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны, создается Главное управление пожарной охраны, где складывается единая система государственного пожарного надзора.

Сегодня Государственная противопожарная служба - мощная оперативная служба в составе МЧС РФ, с квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая научную и учебную базы. Подразделения ГПС ежегодно совершают два миллиона выездов, спасая от гибели и травм более 70 тысяч человек.

Наша справка. Крупнейшие пожары в истории Москвы

Пожар в Москве в 1737 г.

9 июня 1737 года в Москве около 11 часов вечера вспыхнул один из самых крупных за всю историю XVIII столетия городских пожаров, охвативший центр города, включая Кремль. В числе других жертвой бедствия стал 200-тонный Царь-колокол, отлитый двумя годами ранее и еще находившийся в специальной литейной яме под бревенчатым навесом, - от этого
гиганта откололся фрагмент весом 11,5 тонны. По одной из версий, кусок отбили свалившиеся на колокол бревна, по другой - колокол треснул во время охлаждения его водой.

Пожар в Большом театре
11 марта 1853 года загорелся Императорский Большой театр. “Московские Ведомости“ 14 марта 1853 года сообщали: “По прибытии пожарных горели внутренности театра, массы огня и дыма вылетали в окна и на крышу оного, и, несмотря на все усилия действий пожарных команд, собравшихся на место пожара, прекратить огонь и даже ослабить его силу не было никакой возможности“. Пожар длился около двух суток“. После проведенного тщательного расследования пожар был расценен как стихийное бедствие, “в коем виновных не оказалось“.

Пожар в гостинице “Россия“
25 февраля 1977 года в московской гостинице “Россия“ произошел сильнейший пожар. Площадь, пораженная огнем, составила без малого три тысячи метров. Из тысячи номеров пострадали 84. Погибли 42 человека, в том числе 5 работников гостиницы. Ожоги, травмы и отравления токсичными продуктами горения получили 52 человека, среди них 13 пожарных. Все они были госпитализированы. Несмотря на заключение экспертной комиссии, истинная причина возникновения очага возгорания так и осталась невыясненной.

“Бюджетный учет“, N 12, декабрь 2005 г.