В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Надбавки и доплаты к окладам и тарифным ставкам

До сих пор нет единых нормативных правовых актов, четко определяющих виды надбавок и доплат для работников бюджетных организаций и порядок их установления. Это создает определенные трудности в работе бухгалтеров.

Путаница в терминах

В нормативно-правовых актах и литературе часто встречаются словосочетания: “компенсационные доплаты“, “стимулирующие надбавки“. В большинстве случаев их применение свойственно экономистам, которые отождествляют понятие “компенсационные выплаты“ с понятием “обязательные выплаты“.

Компенсационные выплаты (надбавки, доплаты) призваны возмещать потенциальные потери работников по независящим от них причинам. Стимулирующие выплаты должны формировать побудительные мотивы к труду в той или иной сфере, а также к более высокой результативности труда.

Размеры выплат за условия труда и за работу в условиях, отклоняющихся
от нормальных, называются компенсационными. Это понятие было использовано при подготовке разъяснений Минтруда России “О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании“. Документ утвержден постановлением Минтруда России от 4 марта 1993 г. N 48. В нем под доплатами и надбавками, носящими компенсационный характер, также подразумевают выплаты за условия труда и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

В юридической литературе понятие “компенсационные доплаты (надбавки)“ применяют более осторожно. В трудовом праве традиционно считают, что компенсационные выплаты не относятся к вознаграждениям за труд, так как они не соизмеряются с количеством и качеством фактически затраченного работником труда в тот период, за который они выплачены. Их целевое назначение - предотвратить возможные потери в заработке в связи с тем, что работник отвлекается от трудовых обязанностей.

Специалисты в области трудового права предприняли попытку отделить понятие “надбавки“ от понятия “доплаты“. Это стало необходимо, так как даже в законодательных документах они стали заменять друг друга: одни и те же выплаты стали называть то доплатами, то надбавками.

Для надбавок можно использовать следующее определение. Надбавка - денежная выплата, систематически начисляемая работникам сверх их ставок (окладов) в строго предусмотренных трудовым законодательством случаях. Как правило, в этих случаях на работника не возлагают каких-либо дополнительных трудовых функций.

От надбавок следует отличать доплаты к заработной плате. Это денежные выплаты, при помощи которых компенсируют дополнительные затраты труда рабочих и служащих, произведенные ими по указанию администрации (или с ее согласия).

Группы доплат и надбавок

Порядок установления надбавок и доплат в бюджетной сфере определен пунктом 5 постановления Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 “О
дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки“.

Предусмотрено, что организации вправе самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Следует заметить, что доплаты и надбавки к окладам и тарифным ставкам применяют уже в течение многих десятилетий. Их можно разделить на следующие виды:

- доплаты и надбавки, выплата которых обязательна и связана со строго определенными в законодательстве условиями;

- надбавки и доплаты, характерные для бюджетных организаций и обязательные только для них;

- надбавки и доплаты, выплата которых производится по усмотрению самой организации в зависимости от ее финансовых возможностей. Надо иметь в виду, что основания для их выплат должны быть предусмотрены коллективными договорами и соглашениями.

Исходя из порядка установления надбавок и доплат их можно условно разделить на несколько групп.

К первой группе относят выплаты, введение и размеры которых четко определены в законодательстве. Это означает, что организация не может от них отказаться, у нее есть только право увеличить размер выплаты за счет собственных средств. К ним относят надбавки за условия труда, районные коэффициенты, северные надбавки, надбавки за работу в полевых условиях, за разъездной характер работы, выполнение работ различной квалификации, повышенная оплата за работу в сверхурочное время, праздничные дни, доплаты и надбавки за почетные и научные звания, ученые степени, непрерывный стаж работы и некоторые другие.

Во вторую группу можно объединить доплаты и надбавки, которые также обязательны для организации, однако размеры выплат учреждение вправе устанавливать самостоятельно. Например, за совмещение профессий, за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников, за работу в ночное время, в режиме рабочего дня с разделением на
части.

В еще одну самостоятельную группу можно объединить доплаты и надбавки, введение которых является непосредственным правом организации. Организация также самостоятельно устанавливает размеры таких выплат исходя из имеющихся денежных средств. Например, за работу с компьютером, за напряженность, за ненормированный рабочий день, за профессиональное мастерство, за высокое качество труда и др.

Нижний предел доплат за условия труда в российском законодательстве не определен. Не было соответствующей нормы и в союзном законодательстве. За работу с вредными и тяжелыми условиями труда устанавливают доплаты в размере 12%, с особо вредными и особо тяжелыми - 24%. Вместо указанных доплат могут вводиться повышенные тарифные ставки с применением соответствующих коэффициентов.

Отраслевые особенности

В отдельных отраслях, например в бюджетной сфере, имеют место различные принципы регулирования оплаты труда, применяемого в особых условиях.

Размеры окладов (ставок) работников учреждений здравоохранения (структурных подразделений) для лечения больных СПИДом, ВИЧ-инфицированных, лепрозных, психически больных, больных туберкулезом и других учреждений (структурных подразделений) с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышаются на 15-60%.

Также установлена надбавка за работу в психиатрических больницах (отделениях) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, в размере 30%. В учреждениях, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных - 20%.

Для работников учреждений образования действуют традиционные принципы установления доплат за неблагоприятные условия труда (12% и 24%). Кроме этого в сфере образования предусмотрено повышение за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в психическом развитии - 15-20%. За работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для воспитанников с девиантным поведением - 15-30%. За работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 20% и некоторые другие.

Тяжелые климатические
условия


Тяжелые климатические условия влияют на величину тарифной ставки (оклада) с помощью районных коэффициентов и надбавок. К таким районам, в частности, относят районы Дальнего Востока, Восточной Сибири, значительной части Европейского Севера, районы Вологодской области и др. Перечень районов, где введен коэффициент к заработной плате, и размеры коэффициентов для отдельных районов были утверждены Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС и действуют в настоящее время.

Основное назначение районных коэффициентов - компенсировать дополнительные расходы на продукты питания, одежду, обувь и т.п. и повышенные затраты труда, связанные с проживанием и работой в определенных районах.

Размер районного коэффициента колеблется от 1,1 до 2,0 в зависимости от степени неблагоприятности климатических условий. В организациях бюджетной сферы районные коэффициенты начисляют на весь заработок, включая надбавки и доплаты.

Исполнительные органы субъектов Российской Федерации вправе по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате работников в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях наряду с районным коэффициентом выплачивают также надбавки от 30 до 100% заработной платы за непрерывный стаж работы. Эти надбавки служат средством повышения уровня заработной платы в районах с экстремальными условиям. А также средством стимулирования, привлечения и закрепления кадров на предприятиях этих районов.

Также государством установлены надбавки и доплаты за работу в полевых условиях (геологам, геодезистам и др.) до 50% тарифной ставки, в зависимости от местности. За подвижный, разъездной характер работы - от 15 до 40% тарифа.

Сверхурочные

При выполнении работ различной квалификации рабочими-повременщиками, учесть которые по времени их выполнения невозможно, рабочие получают оплату за всю работу из расчета ставки, установленной
для наиболее квалифицированной и высокооплачиваемой работы. При возможности учета работы по времени - по фактически выполняемой работе, но не ниже тарифной ставки присвоенного работнику разряда по основной работе. Служащие получают вознаграждение за всю порученную им работу исходя из размера должностного оклада, установленного по вышеоплачиваемой должности. Труд рабочих-сдельщиков оплачивают по расценкам, установленным на каждую фактически выполняемую ими работу.

Работу в сверхурочное время компенсируют оплатой в повышенном размере за первые два часа не менее чем в полуторном размере. А за последующие часы - не менее чем в двойном размере.

Для работы в праздничные дни предусмотрен порядок оплаты не менее чем в двойном размере. Соблюдение этих нормативных указаний характерно для всех отраслей бюджетной сферы в случаях, когда работа в праздничный день определяется производственной необходимостью и работника привлекают к ее выполнению по инициативе администрации (работодателя).

Почетные звания, ученые степени

Единого нормативного документа, устанавливающего доплаты за почетные звания, нет. Отсюда возникают проблемы с введением доплат за почетные звания в тех отраслях, где они есть, но не предусмотрены надбавки за их наличие (например, за звание “Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации“, “Заслуженный работник культуры“). В тех отраслях бюджетной сферы, где надбавки установлены, нет единого подхода к их установлению. Например, в здравоохранении за почетные звания производят повышение разрядов на 1-2 разряда. А в образовании оплату труда производят на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками.

Как справедливо отмечают некоторые экономисты, повышение разрядов оплаты за почетные звания неправомерно, так как это влечет нарушение соотношений в оплате труда и порождает новые витки социальной напряженности. Для поощрения работников, имеющих
почетные звания, можно использовать премии, доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера.

Также нет единого подхода в установлении надбавок за ученые степени и научные звания. В науке и образовании их устанавливают пропорционально величине минимальной заработной платы. В других отраслях - в процентах к установленным ставкам оплаты.

При установлении указанных надбавок в сфере образования и науки следует обращать внимание на то обстоятельство, что у этих работников наличие ученой степени и научного звания учитывают при установлении разряда оплаты. Из этого следует, что одно и то же основание для надбавки при оплате труда учитывают дважды. Это нарушает принцип равной оплаты за равный труд для работников других отраслей. Установление надбавок к основному окладу должно исключать повышение разряда оплаты.

Аналогичный двойственный учет одного основания сложился при установлении надбавок за непрерывный стаж работы, так как стаж работы по специальности наряду с образованием является критерием для присвоения работнику разряда оплаты труда. Однако, как отмечают специалисты в области оплаты труда, при тарификации работников учитывают стаж работы по специальности, а надбавка за непрерывный стаж работы поощряет рост квалификации в пределах одной и той же профессиональной функции и является стимулом к длительной работе в отрасли.

Практически всеми федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации ставится вопрос о введении в бюджетных отраслях надбавки за непрерывный стаж работы. В настоящее время эта надбавка предусмотрена только в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения и госсанэпиднадзора. Она оказывает положительное влияние на формирование кадров в этих отраслях бюджетной сферы. Остальные организации бюджетной сферы вправе устанавливать надбавку самостоятельно исходя из имеющихся финансовых возможностей.

Определенной спецификой отличаются доплаты и надбавки для такой
категории работников, как государственные служащие. Для них кроме должностных окладов предусмотрены надбавки за квалификационный разряд, классный или дипломатический чин, за особые условия государственной службы, за выслугу лет и т.д.

Совмещение

Доплату за совмещение профессий выплачивают работникам, выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности). Если наряду со своей основной работой работник выполняет дополнительный объем работ по одной и той же профессии или должности, то речь идет о расширении зон обслуживания и увеличении объема выполняемых работ.

Предусмотрена и доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от основной работы в случаях болезни, отпуска, командировки или по другим причинам. Если у отсутствующего работника нет штатного заместителя, его обязанности поручаются одному работнику или распределяют между несколькими.

Нормативных актов о совмещении профессий (должностей) нет. Раньше порядок и условия совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания или увеличения объема выполняемых работ, выполнения обязанностей временно отсутствующего работника были определены постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. N 1145 “О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)“. Однако после внесения изменений и дополнений постановление не содержит размер минимальных доплат.

Работа в ночное время

Сложность применения доплат за работу в ночное время в том, что в большинстве случаев минимальные размеры доплат определяют в соответствии с сохранившими силу нормативными актами бывшего СССР. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 “О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью эффективности отраслей производства“ доплата за каждый час работы была предусмотрена в
размере 40% часовой тарифной ставки. Так как до 1987 года размеры доплат за каждый час ночной работы дифференцировались в зависимости от отрасли народного хозяйства и устанавливались от 20 до 75%, постановление сохранило прежние размеры доплат, если новые размеры оказывались меньше действовавших ранее. Также указанным постановлением предусматривалась доплата за каждый час работы в вечернюю смену в размере 20%.

В то же время надо иметь в виду, что для некоторых работников бюджетной сферы предусмотрены иные размеры доплат за работу в ночное время. Например, работникам здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе водителям санитарного транспорта, привлекаемым для работы в ночное время, - в размере 50% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи станций отделений скорой и неотложной медицинской помощи - 100% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.

С.И. Петрова,

советник Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития РФ

“Бюджетный учет“, N 1, январь 2005 г.