В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Решения суда: учет обязательств

Обязательства, возникшие в результате судебных решений, ответчиками по которым являются Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, делятся на две категории. В первую входят:

обязательства, возникающие при вынесении судебными органами решений о возврате сумм принудительного изъятия, перечисленных в бюджетную систему, в результате обжалования первоначального решения суда;

обязательства по возврату суммы принудительного изъятия, перечисленной в бюджетную систему по истечении срока предъявления законным владельцем реквизитов для передачи суммы принудительного изъятия, взысканной в качестве вещественного доказательства.

“Министерство финансов РФ не возмещает бюджетным учреждениям денежные суммы, которые были неправомерно изъяты правоохранительными органами“
Ко второй категории относятся обязательства, возникающие по результатам рассмотрения судебными органами исков к Российской Федерации (субъекту Российской
Федерации, муниципальному образованию). В настоящей статье будут рассмотрены не только вопросы исполнения решений, но и бухгалтерские записи по учету соответствующих обязательств.

Путаница с исполнителем

Вопрос о том, кто исполняет решения о возврате сумм принудительного изъятия законному владельцу, зачастую является камнем преткновения интересов различных сторон. Дело в том, что в рамках ранее существовавшей системы организации исполнения бюджетов не были четко разграничены полномочия (ответственность) участников бюджетного процесса в части исполнения денежных обязательств, возникающих при возврате сумм принудительного изъятия.

Например, решения (определения) судебных органов о возврате законному владельцу денежных средств, изъятых правоохранительными органами (органами дознания) в ходе производства по уголовному делу, после обжалования в суде адвокатом о неправомерном обращении в собственность государства денежных средств зачастую направлялись на исполнение не взыскателю - правоохранительному органу (органу дознания), а в органы исполняющие бюджет (Минфин России, финансовые органы). И это несмотря на фактическое отсутствие у этих органов информации о перечислениях в бюджет в разрезе уголовных дел.

Затруднения поиска информации обусловлены тем, что, несмотря на указания судебных органов в исполнительных листах (определениях) на финансовый орган в качестве взыскателя, в платежных документах на перечисление изъятых сумм в доход бюджета в полях, содержащих информацию о получателе, указывались реквизиты:

налоговых органов;

органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Указанная “потеря“ информационных потоков о поступлениях в бюджет привела к тому, что, как правило, органы, исполняющие бюджет, не имели необходимую для исполнения денежных обязательств информацию о факте перечисления в бюджет изъятых сумм, подлежащих полностью или частично возврату законному владельцу на основании решения суда в результате обжалования приговора. Как следствие, в ряде случаев исполнительные листы (определения) не исполнялись ввиду отсутствия подтверждения факта
уплаты суммы принудительного изъятия в бюджет.

Определение органа государственной власти (бюджетного учреждения), принимающего решение о возврате сумм принудительного изъятия и оформляющего соответствующие документы на возврат, осложняется тем обстоятельством, что в исполнительных листах (определениях) о полном или частичном возврате суммы принудительного изъятия законному владельцу судебными органами указываются выступающие в качестве должника, обязанного обеспечить возврат:

финансовые органы;

органы Федерального казначейства;

налоговые органы.

Основанием для подобного рода указаний является тот факт, что Минфин России (финансовый орган субъекта Российской Федерации, Казначейство), “владея казной Российской Федерации (казной субъекта Российской Федерации)“, является ответственным органом по исполнению возвратов любого рода из казны. Такая ситуация, вообще говоря, не соответствует настоящим положениям бюджетного законодательства об организации исполнения бюджетов.

Проверка - необходимое условие

Процедура принятия решения о возврате излишне взысканной суммы принудительного изъятия состоит из двух этапов. Первый наступает при выполнении следующих условий:

судебный орган определил суммы, подлежащие возврату;

оформлен соответствующий исполнительный лист (определение) о возврате из казны указанной суммы.

Второй этап заключается в том, что должник формирует платежное поручение на возврат и направляет его в органы Федерального казначейства, санкционирующие соответствующий кассовый расход из бюджета. При этом перед формированием платежного поручения на возврат должник должен проверить факт уплаты в бюджет излишне взысканной суммы. Такая проверка есть необходимое условие принятия решения о возврате. Она выполняется автоматически, если должником является орган исполнительной власти, осуществивший взыскание соответствующей суммы принудительного изъятия и перечисливший ее в доход бюджета.

Указанный выше орган исполнительной власти (должник) является администратором соответствующих поступлений в бюджет. В соответствии со статьей 20 Бюджетного кодекса администратор поступлений в бюджет от суммы принудительного изъятия выполняет функции контроля:

за правильностью исчисления и уплаты суммы принудительного изъятия;

за учетом,
взысканием и принятием решения о возврате излишне взысканной денежной суммы принудительного изъятия в бюджет.

Обратите внимание!
Функции взыскания и функции принятия решения о возврате излишне взысканной суммы принудительного изъятия в бюджет неразрывно связаны.

Именно тот орган исполнительной власти, который взыскивает сумму принудительного изъятия, принимает решение о возврате излишне взысканной суммы.

В рассматриваемой ситуации администратором поступлений в бюджет от суммы принудительного изъятия является орган исполнительной власти, осуществивший взыскание соответствующей суммы принудительного изъятия и перечисливший ее в доход бюджета. Таким образом, на этом основании он же принимает решение о возврате (оформляет платежное поручение на возврат), то есть является непосредственным должником по обязательствам по возврату.

Выше отмечено, что необходимым условием для оформления должником платежного поручения на возврат излишне взысканной суммы принудительного изъятия является подтверждение факта уплаты в бюджет указанной суммы. При этом достаточным условием является получение сведений о сумме, подлежащей возврату законному владельцу.

Наша справка

Несмотря на обжалование решения по акту выездной налоговой проверки, учреждению приходится выплачивать доначисленные суммы. При решении суда в пользу налогоплательщика оно может рассчитывать на проценты за неправомерное взыскание (п. 4 ст. 79 НК РФ). Согласно постановлению президиума Высшего арбитражного суда РФ от 29 марта 2005 г. по делу N 13592/04 принудительное исполнение обязанности по уплате налога начинается с момента выставления требования, начисление пени - с даты оплаты требования. При этом неважно, как оплачено требование: платежным поручением организации или инкассо, которое выставила налоговая инспекция. Президиум ВАС РФ указал, что, если организация перечисляет деньги по требованию налоговой, это - вовсе не добровольное исполнение обязанности, и если в дальнейшем действия налоговиков будут признаны незаконными, налогоплательщик имеет право получить
не только перечисленные суммы, но и проценты по ним (п. 4 ст. 79 НК РФ). Постановление N 13592/04 пресекло практику арбитражных судов, отказывающих в применении обеспечительных мер, если по итогам решения о привлечении к ответственности выставлено только требование. Ранее отказ обосновывался тем, что требование не нарушает имущественные интересы заявителя и не может затруднить исполнение судебного акта (ст. 90 АПК РФ), поскольку при его выставлении не начата процедура принудительного взыскания. Позиция президиума ВАС РФ отразила несостоятельность этих выводов.

Указанные сведения являются подлинными только в случае наличия у должника подлинника исполнительного листа (определения) с решением суда о полном (частичном) возврате излишне взысканной суммы принудительного изъятия.

Однако в результате несогласованных действий судебных органов, заключающихся в направлении исполнительных листов (определений) не должнику, а другим органам исполнительной власти (финансовым, налоговым, органам Федерального казначейства), изначально у должника зачастую отсутствует подлинник. В этом случае иным органам исполнительной власти, получившим указанные документы, следует перенаправить их должнику - администратору соответствующих поступлений в бюджет.

Учет сумм принудительного изъятия

Рассматриваемые в настоящей статье суммы принудительного изъятия формируются за счет трех основных источников:

залоговые суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора в соответствии со статьей 106 Уголовно-процессуального кодекса;

денежные средства, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем и при этом являющиеся вещественными доказательствами;

денежные средства, не являющиеся вещественными доказательствами и конфискованные до принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ “О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“.

Рассмотрим последовательно все действия должника, связанные с ведением бюджетного учета операций
с указанными средствами: от зачисления суммы принудительного изъятия на счета по учету средств, находящихся во временном распоряжении, и до возможного частичного (полного) возврата указанной суммы.

До вынесения приговора

До вынесения приговора (решения, определения) судебных органов, прокурора указанные выше средства находятся во временном распоряжении правоохранительных органов-должников (органов дознания, предварительного следствия). При этом денежные средства могут быть зачислены следующим образом:

на счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, открытые в учреждениях Банка России и кредитных организациях органам Федерального казначейства;

непосредственно соответствующему органу дознания (должнику);

на иные счета, предусмотренные для первоначального зачисления указанных средств (например, на балансовый счет N 40314 “Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности“).

При зачислении денежных сумм принудительного изъятия на счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, должник отражает операцию зачисления указанных сумм в Журнале операций с безналичными денежными средствами (форма по ОКУД 0504071) следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 3 201 02 510 “Поступление денежных средств во временное распоряжение учреждения“
Кредит 3 304 01 730 “Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение“.

Сумма начислена

По получении должником приговора (решения, определения) судебного органа или прокурора, которые:

подтверждают вину обвиняемого;

устанавливают размер суммы принудительного изъятия, подлежащие перечислению в бюджет, должник заносит в Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (форма по ОКУД 0504071) следующие бухгалтерские записи о начислении суммы принудительного изъятия, подлежащей перечислению в доход бюджета:

Дебет 1 205 10 560 “Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит 1 401 01 180 “Прочие доходы“.

Оформляем платежное поручение

Должник перечисляет суммы принудительного изъятия в доход бюджета платежными поручениями, оформленными в соответствии с приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. N
106н “Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ“. В полях поручения “Получатель“ должник указывает реквизиты, показанные на схеме.

Если указанные реквизиты оформлены верно, то в течение трех дней после принятия учреждением банка платежного поручения органы Федерального казначейства представляют должнику выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (приказ Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н, далее - Приказ N 116н), сформированную на основе платежного поручения. По получении выписки администратор делает бухгалтерскую запись о подтверждении факта уплаты суммы принудительного изъятия в бюджет:

Правильно оформляем платежное поручение

---------------------------------------------------T--------------T--------------------------------¬
¦Плательщик ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------+--------------+--------------------------------+
¦ОАО “Банк Москвы“, г. Москва ¦ БИК ¦044525219 ¦
¦ +--------------+ ¦
¦ ¦ Сч. N ¦30101810500000000219 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Банк плательщика ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------+--------------+--------------------------------+
¦Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г.¦ БИК ¦044583001 ¦
¦Москва 705 +--------------+ ¦
¦ ¦ Сч.
N ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Банк получателя ¦ ¦ ¦
+-------------------------T------------------------+--------------+--------------------------------+
¦ -----¬ ¦ ----¬ ¦ ¦-----¬ ¦
¦ИНН 7715045004 ¦ 61 ¦ ¦ КПП 771501001 ¦103¦ ¦ Сч. N ¦¦ 17 ¦ 40101... ¦
¦ L----- ¦ L---- ¦ ¦L----- ¦
+-------------------------+------------------------+ ¦ ¦
¦УФК МФ РФ по г. Москве (ИФНС России N 15 СВАО¦ ¦ ¦
¦г. Москвы) Л/С 40100770015 ¦ ¦ ¦
¦ +--------------+----T-----------T---------------+
¦ ¦ Вид оп. ¦ 01 ¦Срок плат ¦ ¦
¦ +--------------+ +-----------+ ¦
¦ ¦ Наз. пл. ¦ ¦Очер. плат.¦ 4 ¦
¦ +--------------+ +-----------+ ¦
¦Получатель ¦ Код ¦ ¦Рез. поле ¦ ¦
+---------------------------T-------------T--------+--------------+----+-----------+---------------+
¦ ----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦18211705010010000180 ¦104¦ ¦ 45280561000 ¦ ТП ¦ МС.07.2006 ¦ 0 ¦28.07.2006 ¦ НС ¦
¦ L---- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+-------------+--------+--------------+----+-----------+---------------+
¦НДФЛ ¦
L---------------------------------------------------------------------------------------------------

в поле (61) “ИНН получателя“ и поле (103) “КПП получателя“ указывается ИНН, КПП подразделения администратора (должника), с которым Управление Федерального казначейства по субъекту РФ заключило соглашение об информационном обмене о соответствующих поступлениях в бюджет;

в поле (17) “N Сч.“ указывается балансовый счет N 40101 “Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“, открытый в учреждениях Банка России Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;

в поле (104) указывается код бюджетной классификации 000 1 17 05010 01 0000 180 (000 1 17 05020 02 0000 180, если средства подлежат перечислению в доход бюджета субъекта Российской Федерации) с обязательным указанием кода администратора (1-3 знаки КБК, например, если изъятие средств осуществлялось таможенным органом, то ставится код администратора 153).

“Счета по учету средств в иностранной валюте, поступающие во временное распоряжение учреждений, открываются самими должниками в кредитных учреждениях“

Дебет 1 210 02 180 “Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам“
Кредит 1 205 10 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам“.

Отчетность

Кроме того, орган Федерального казначейства направляет должнику справку о перечислении поступлений в бюджеты, отражающую распределение суммы принудительного изъятия по бюджетам РФ. На основе этой справки должник составляет бюджетную отчетность по поступлениям от суммы принудительного изъятия. Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 1 401 01 180 “Доходы от сумм принудительного изъятия“
Кредит 1 210 02 180 “Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия“.

Инвалюта и рубли

Рассмотрим различия в учете поступлений от сумм принудительного изъятия на счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, между операциями со средствами в рублях и операциями со средствами в иностранной валюте. Разница заключается в том, кто открывает счет по учету средств в иностранной валюте, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений.

Если речь идет об инвалюте, счета открываются должникам в кредитных организациях в различных валютных режимах. Счета по учету средств в рублях в основном открываются органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России на основании статьи 107 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ. При этом правоохранительный орган открывает лицевой счет по учету указанных средств в органе Федерального казначейства.

При перечислении суммы принудительного изъятия с вышеуказанных счетов в доход бюджетов на балансовый счет N 40101, открытый управлению Федерального казначейства по субъекту РФ, в платежном поручении на перечисление в доход бюджетов должен указываться рублевый эквивалент суммы принудительного изъятия на дату принятия учреждением банка платежного поручения. Это связано с тем, что балансовый счет N 40101 не поддерживает мультивалютный режим. Бухгалтерские записи будут такими:

Дебет 3 201 03 510 “Поступления денежных средств учреждения в пути“
Кредит 3 201 02 610 “Выбытия денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение“
- списана сумма принудительного изъятия со счета по учету операций со средствами, по ступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений в иностранной валюте;

Дебет 3 201 02 510 “Поступления денежных средств во временное распоряжение учреждения“
Кредит 3 201 03 610 “Выбытия денежных средств учреждения в пути“
- конвертация суммы принудительного изъятия в рубли;

Дебет 3 304 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение“
Кредит 3 201 02 610 “Выбытия денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение“
- списана сумма принудительного изъятия в рублях.

Возврат сумм принудительного изъятия из бюджета осуществляется в следующих случаях:

удовлетворение обжалования приговора судебного органа;

подача заявления о возврате законным владельцем по истечении срока списания со счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, установленного законодательством Российской Федерации (соответствующими нормативными правовыми актами), на счет законного владельца, освобожденного по решению суда от уплаты суммы принудительного изъятия.

Приведем пример второго случая возврата. В соответствии с инструкцией Минфина России от 30 декабря 1997 г. N 95н и Банка России от 2 октября 1997 г. N 67 по истечении 6-месячного срока со дня вручения законному владельцу уведомления о возврате конфискованных денежных средств, не являющихся вещественными доказательствами, указанные средства зачисляются в доход федерального бюджета. При этом по истечении 6-месячного срока плательщик вправе обратиться в правоохранительный орган с заявлением о возврате указанных денежных средств, не являющихся вещественными доказательствами.

Изъятое имущество должно быть компенсировано

Часто можно встретиться со случаями, когда местная администрация (префектура) издает распоряжение, предписывающее собственнику какого-нибудь торгового павильона снести его. Если владелец его не сносит, то вскоре ему вручают акт о сносе с указанием адреса, где можно забрать уже никому не нужные обломки. Такие действия без вступившего в законную силу решения суда незаконны. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 19 марта 2004 г. по делу N КА-А41/1661-03 указал: “Распоряжение Главы администрации о сносе палатки “Ремонт часов“ и фактические действия по исполнению распоряжения, в результате которых палатка снесена, есть не что иное как изъятие имущества. Распоряжение должно быть исполнено только путем предъявления соответствующего иска в суд“. Независимо от того, какое имущество хотят изъять - движимое или недвижимое, его изъятие возможно только после получения вступившего в законную силу решения суда. Кроме того, необходимо выполнение следующих условий:

имущество может быть изъято только для государственных и муниципальных нужд;

собственник имущества должен быть заранее извещен о предстоящем изъятии;

собственнику должна быть предоставлена компенсация стоимости его имущества, всех убытков, включая упущенную выгоду.

Последний пункт особенно важен для бухгалтера. Если компенсация выплачивается не по судебному решению, то необходимо удостовериться, что ее сумма рассчитана без ущерба интересов администрации (префектуры).

Принятие должником решения о возврате сумм принудительного изъятия из бюджета возможно только при наличии у должника следующих документов:

подлинника исполнительного листа (решения, определения) судебных органов с информацией о размере суммы, подлежащей возврату;

информационного документа от органов Федерального казначейства, подтверждающего факт уплаты должником соответствующей суммы принудительного изъятия в бюджет.

Такая тщательная проверка необходима, несмотря на автоматическое выполнение условия подтверждения факта уплаты в бюджет, на то, что сам должник (правоохранительный орган или орган дознания) оформляет платежное поручение на перечисление суммы принудительного изъятия в бюджет. Ведь реквизиты получателя могут быть заполнены некорректно, в связи с чем перечисляемая в бюджет сумма “повиснет“ в органах Федерального казначейства в невыясненных поступлениях.

Обратите внимание!
Дебиторскую задолженность по суммам принудительного взыскания можно погасить только при условии оформления и направления в органы Федерального казначейства уведомления об уточнении и принадлежности платежа, оформленного в соответствии с Приказом N 116н.

Таким образом, отсутствие дебиторской задолженности подтверждается только в случае получения должником от органов Федерального казначейства выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, подтверждающей факт уплаты соответствующей суммы принудительного изъятия в бюджет.

Если вышеуказанные условия возврата выполнены, то должник обязан незамедлительно оформить платежное поручение на возврат и направить его в орган Федерального казначейства (УФК по субъекту Российской Федерации). При этом в платежном поручении указывается код классификации доходов бюджетов Российской Федерации 000 1 17 05010 01 0000 180 (000 1 17 05020 02 0000 180) с обязательным указанием кода администратора (должника). Списание средств бюджетов осуществляется УФК по субъекту Российской Федерации на основании платежного поручения на возврат с балансового счета N 40101 “Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“ на счета законного владельца в рублевом эквиваленте.

“Подтверждение уплаты денежного взыскания (штрафа) в бюджетную систему формируется органом Федерального казначейства, с которым заключен договор (соглашение)“

Наша справка

Принудительное изъятие имущества государством по сей день регулируется сводным законом РСФСР от 28 марта 1927 г. “О реквизиции и конфискации имущества“ (с изменениями от 16 декабря 1964 г.), далее - Закон. Несмотря на упоминание в Законе Экономического совещания РСФСР, губернских (окружных) исполнительных комитетов и прочих архаизмов, его положения, касающиеся реквизиции (временное изъятие в пользу государства или изъятие, по которому положена компенсация), и по сей день не претерпели значительных изменений благодаря “обобщающим“ указаниям. Например, “иной орган государства для приведения в исполнение постановления о реквизиции“. Положения о составе постановления о реквизиции действительно не потеряли своего значения. Так, в постановлении должны быть указаны, в частности: район реквизиции; категория реквизируемых предметов и их часть, не подлежащая реквизиции; способ оплаты компенсации.

Примечательно, что в качестве способов оплаты предложены два варианта: наличные деньги и квитанции. Если следовать букве Закона, то современные владельцы реквизируемого имущества должны получать компенсацию в кассе местной администрации.

Вопрос о правомочности возврата денежных средств в рублевом эквиваленте следует рассматривать так. Выше мы отмечали, что необходимость перечисления сумм принудительного изъятия в бюджет и их возврата из бюджета в рублевом эквиваленте обусловлена режимом балансового счета N 40101. Конечно, следует признать, что подобная необходимость вызвана технологическими трудностями государственных органов, что, вообще говоря, не может считаться оправданием. Однако отметим, что в определениях (решениях), исполнительных листах о возврате, направляемых судебными органами, как правило, присутствует заключение, в соответствии с которым при невозможности возврата денежных средств в иностранной валюте возврат можно произвести в рублях.

Возврат излишне взысканной суммы принудительного взыскания

После получения должником определения, решения (исполнительного листа) о возврате излишне взысканной суммы принудительного взыскания в Журнал операций расчетов с дебиторами заносятся следующие бухгалтерские записи о начислении возвращаемой суммы законному владельцу:

Дебет 1 401 01 180 “Прочие доходы“
Кредит 1 205 10 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам“.

Затем должник оформляет и направляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на возврат. После получения от органа Федерального казначейства выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, подтверждающей факт списания средств бюджетов, должник заносит в Журнал операций расчетов с дебиторами следующие бухгалтерские записи:

Дебет 1 205 10 560 “Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам“
Кредит 1 210 02 180 “Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет прочим доходам“.

Выше мы рассмотрели наиболее трудоемкий вариант возврата сумм принудительного изъятия, которые сначала были перечислены должником со счетов по учету средств, находящихся во временном распоряжении бюджетных учреждений, на балансовый счет по учету доходов бюджетов, а затем при определенных условиях указанные средства перечислялись полностью или частично законному владельцу. В то же время наиболее частым вариантом возврата является вариант, при котором средства списываются непосредственно со счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений. При списании указанных средств должник заносит в Журнал операций с безналичными денежными средствами следующие записи:

Дебет 3 304 01 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение“
Кредит 3 201 02 610 “Выбытие денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения“.

Таблица 1. Постановление N 666 И БК РФ

---------------------------------------------------T-----------------------------------------------¬
¦ Постановление N 666 ¦ Статья 242.2 БК РФ ¦
+--------------------------------------------------+-----------------------------------------------+
¦1. Взыскатель представляет в Минфин России¦1. Порядок представления документов совпадает с¦
¦исполнительный лист о взыскании из госказны¦прежним, установленным Постановлением N 666 ¦
¦возмещения вреда, причиненного незаконными¦ ¦
¦действиями (бездействием) органов государственной¦ ¦
¦власти (должностных лиц), копию судебного акта и¦ ¦
¦заявление с указанием реквизитов взыскателя ¦ ¦
+--------------------------------------------------+-----------------------------------------------+
¦2. В течение пяти рабочих дней Минфин России¦2. В течение 10 рабочих дней главный¦
¦запрашивает соответствующий федеральный орган¦распорядитель средств федерального бюджета -¦
¦государственной власти о наличии обжалования. В¦ответчик направляет в Минфин России информацию¦
¦течение пяти рабочих дней после получения запроса¦о результатах рассмотрения дела в суде, в том¦
¦Минфина России указанный федеральный орган¦числе о наличии оснований для обжалования. При¦
¦государственной власти уведомляет Минфин России о¦наличии оснований для обжалования главный¦
¦наличии (отсутствии) обжалования ¦распорядитель может сообщить о результатах¦
¦ ¦обжалования в течение одного месяца со дня¦
¦ ¦вступления в законную силу судебного акта ¦
+--------------------------------------------------+-----------------------------------------------+
¦3. При отсутствии обжалования исполнение судебного¦3. Исполнение судебных актов производится в¦
¦акта осуществляется Минфином России в течение двух¦течение трех месяцев со дня поступления¦
¦месяцев со дня поступления исполнительных¦исполнительных документов ¦
¦документов ¦ ¦
L--------------------------------------------------+------------------------------------------------

Исполнение денежных обязательств

До 1 января 2006 года порядок исполнения денежных обязательств, возникших по результатам рассмотрения судебными органами исков к Российской Федерации, был утвержден двумя постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 9 сентября 2002 г. N 666 (далее - Постановление N 666);

от 22 февраля 2001 г. N 143 (далее - Постановление N 143).

Отмечу, что Постановление N 666 устанавливает правила исполнения Минфином России судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц. Постановление N 143 - правила исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, связанных, например, с исками о недополучении физическим или юридическим лицом услуг, пенсий, пособий.

С 1 января 2006 года вступила в силу глава 24.1 Бюджетного кодекса, которая устанавливает механизм исполнения Министерством финансов РФ:

судебных актов по искам к казне Российской Федерации (ст. 242.2 БК РФ);

требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (ст. 242.3 БК РФ).

Обратите внимание!
Статьями 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса по аналогии с порядком исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета устанавливается порядок исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств бюджета субъекта РФ и получателей средств местного бюджета.

Одновременно с вступлением в силу главы 24.1 Бюджетного кодекса были отменены вышеуказанные Постановления Правительства России, однако в целом “правопреемником“ Постановления N 666 можно считать статью 242.2 Бюджетного кодекса, а “правопреемником“ Постановления N 143 можно считать статью 242.3 Бюджетного кодекса. Существенные отличия в части осуществления документооборота между участниками процесса исполнения указанных денежных обязательств рассмотрены на примере сравнения Постановления N 666 и статьи 242.2 Бюджетного кодекса (см. таблицу 1 “Постановление N 666 и БК РФ“).

Отмечу, что статья 242.2 Бюджетного кодекса устанавливает аналогичный порядок исполнения судебных актов по искам к казне субъекта Российской Федерации и к казне муниципалитета о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) соответствующих государственных органов или их должностных лиц.

Учет кассовых расходов

При получении от взыскателя исполнительных документов в Журнал по прочим операциям (код ОКУД 0504071) заносятся следующие бухгалтерские записи о начислении суммы иска:

Дебет 1 401 01 290 “Прочие расходы“
Кредит 1 302 18 730 “Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам“.

При перечислении начисленной суммы иска в Журнал по прочим операциям заносятся следующие бухгалтерские записи:

Дебет 1 302 18 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам“
Кредит 1 304 05 290 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“.

При удовлетворении обжалования иска в Журнал по прочим операциям заносятся следующие бухгалтерские записи:

Дебет 1 302 18 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам“
Кредит 1 401 01 290 “Прочие расходы“.

Межбюджетные отношения - внутреннее дело

До сих пор остается без изменения практика прекращения дел по искам российских субъектов и муниципальных образований о взыскании из федерального бюджета невыплаченных денежных средств по лимиту государственных инвестиций, а также средств, необходимых для реализации федеральных законов в части компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот. Дело в том, что вопрос об ответственности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации перед муниципальными образованиями, а также “федералов“ перед субъектами до сих пор остается неясен. Например, после исполнения решения суда о списании средств со счетов муниципального бюджета в пользу гражданина - получателя льгот или пособий привлечь в качестве ответчика вышестоящий бюджет, установивший конкретную льготу или пособие, очень трудно.

Суды отказываются рассматривать дела по межбюджетным отношениям, заявляя, что это - внутреннее дело бюджетных структур.

Попытки обращения в суд по истребованию дотации из вышестоящего бюджета также заканчиваются неудачно. Позиция представителей вышестоящих бюджетов заключается в том, что эти средства уже были учтены в межбюджетных расчетах (через нормативы отчислений от регулирующих налогов, взаимозачеты и пр.).

Таблица 2. Постановление N 143 И БК РФ

---------------------------------------------------T-----------------------------------------------¬
¦ Постановление N 143 ¦ Статья N 242.3 БК РФ ¦
+--------------------------------------------------+-----------------------------------------------+
¦1. Исполнительные документы по денежному¦ ¦
¦обязательству направляются взыскателем в орган¦ ¦
¦Федерального казначейства, где у должника¦ ¦
¦открыты лицевые счета по учету средств¦ ¦
¦федерального бюджета ¦ ¦
+--------------------------------------------------+ ¦
¦2. В течение 5 рабочих дней орган Федерального¦ ¦
¦казначейства направляет должнику соответствующее¦1-4. Пункты полностью совпадают с¦
¦уведомление ¦Постановлением N 143. Однако статья 242.3 БК РФ¦
+--------------------------------------------------+налагает дополнительные требования по контролю¦
¦3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня¦органами Федерального казначейства исполнения¦
¦получения уведомления представляет в орган¦должником обязательств. Например,¦
¦Федерального казначейства письмо с информацией, по¦приостановление операций по расходованию¦
¦каким кодам бюджетной классификации списываются¦средств на лицевом счете должника, если должник¦
¦денежные средства федерального бюджета, а также¦не представил в 10-дневный срок письмо с¦
¦платежное поручение на списание средств¦информацией об образовавшейся задолженности и¦
¦федерального бюджета ¦платежное поручение на списание средств¦
+--------------------------------------------------+федерального бюджета) ¦
¦4. При недостаточности соответствующих лимитов¦ ¦
¦бюджетных обязательств должник направляет главному¦ ¦
¦распорядителю (распорядителю) средств федерального¦ ¦
¦бюджета, в ведении которого он находится,¦ ¦
¦запрос-требование о доведении дополнительных¦ ¦
¦лимитов бюджетных обязательств ¦ ¦
+--------------------------------------------------+-----------------------------------------------+
¦5. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных¦5. Недостающие лимиты бюджетных обязательств¦
¦средств в установленные сроки обязан довести до¦доводятся в течение 3 месяцев ¦
¦должника недостающие лимиты бюджетных обязательств¦ ¦
L--------------------------------------------------+------------------------------------------------

Бюджетный учет кассовых расходов, возникающих за счет принятия рассматриваемых обязательств, осуществляется администратором в том же порядке, что и бюджетный учет кассовых расходов по искам к казне Российской Федерации (казне субъекта РФ, казне муниципалитета) на возмещение вреда, причиненного в результате действий (бездействия) органов государственной власти, с той лишь разницей, что коды экономической классификации расходов и соответственно коды аналитического счета устанавливаются в зависимости от природы обязательства.

Например, по искам к должнику, связанным с недополучением пенсионерами и членами их семей по системам национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства пенсий, компенсаций и пособий, по получении администратором (должником) соответствующего уведомления от органа Федерального казначейства администратор заносит следующие бухгалтерские записи в Журнал по прочим операциям:

Дебет 1 401 01 263 “Расходы на пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления“
Кредит 1 302 17 730 “Увеличение прочей кредиторской задолженности по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления“.

При перечислении суммы выплаты по вышеуказанному обязательству администратор заносит следующие бухгалтерские записи в Журнал по прочим операциям:

Дебет 1 302 17 830 “Уменьшение прочей кредиторской задолженности по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления“
Кредит 1 304 05 263 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“.

Сравним конструкцию документооборота по указанным операциям на примере Постановления N 143 и статьи 242.3 БК РФ (см. таблицу 2 “Постановление N 143 и БК РФ“).

Исполнение обязательств за счет внебюджетных средств

Вышеуказанный порядок исполнения обязательств должником распространяется и на средства, полученные должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Очевидно, что в этом случае должник не обращается к главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета о необходимости доведения дополнительных лимитов бюджетных обязательств.

Списание денежных средств по обязательствам, возникшим в связи с осуществлением должником предпринимательской деятельности, осуществляется в пределах остатка средств, учтенных на лицевом счете должника по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - внебюджетные средства). Здесь, как и в случае с бюджетными средствами, между старым и новым порядком есть различия. Так, по Постановлению N 143 должник по своему усмотрению мог направить внебюджетные средства на погашение задолженности по обязательствам в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств. Статья 242.3 Бюджетного кодекса РФ обязывает должника сделать это при недостаточности лимитов бюджетных обязательств.

Учет лимитов бюджетных обязательств

Начисленная в соответствии с уведомлением органа Федерального казначейства (исполнительными документами) сумма иска отражается должником следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 501 03 000 “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств“
Кредит 1 502 01 000 “Принятые бюджетные обязательства текущего года“.

По получении от главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета расходного расписания с измененными лимитами бюджетных обязательств сумма изменения со знаком “+“ соответствующих лимитов бюджетных обязательств отражается должником следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 501 05 000 “Полученные лимиты бюджетных обязательств“
Кредит 1 501 03 000 “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств“.

С.С. Бычков,

заместитель начальника отдела формирования
расходных обязательств исполнения бюджетов
Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ

“Бюджетный учет“, N 7, июль 2006 г.