Заключение трудового договора с работниками федерального бюджетного учреждения
Заключение трудового договора с работникамифедерального бюджетного учреждения
С 1 декабря 2008 года вводятся новые системы оплаты труда во всех федеральных органах, ведомствах и учреждениях. Оплата труда в них в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Новая система оплаты труда регламентируется Постановлением N 583*(1) и предполагает большую дифференциацию зарплат по разным направлениям бюджетной сферы, а для работников одного учреждения предлагается устанавливать заработную плату с учетом их профессионализма и квалификации. В связи с нововведениями потребовалось разработать рекомендации по заключению трудового договора с работниками федерального бюджетного учреждения, который бы учитывал все нюансы новой системы оплаты труда. Такие рекомендации были утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ N 424н*(2) (далее - Приказ N 424н). В статье рассмотрим этот приказ более подробно.
Оплата труда и трудовые отношения с сотрудниками федерального бюджетного учреждения определяются ТК РФ, согласно которому при возникновении трудовых отношений заключается трудовой договор. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).
В связи с введением новых систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях все работники должны быть ознакомлены под роспись с изменениями обязательных условий трудового договора не позднее чем за 2 месяца до их введения (ст. 74 ТК РФ). Постановлением N 583 предусмотрено введение новых систем оплаты труда с 1 декабря 2008 года, соответственно, на эту дату должны быть оформлены и подписаны трудовые договоры или дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками федеральных бюджетных учреждений.
Это же рассматривает Роспотребнадзор в своем Письме от 20.08.2008 N 01/9103-8-32 (далее - Письмо Роспотребнадзора), которое обращено к подведомственным учреждениям, но в качестве примера его можно применить и ко всем федеральным государственным учреждениям: оно касается общих положений Постановления N 583 о введении новых систем оплаты труда.
Роспотребнадзор обращает внимание на такую норму трудового законодательства: основаниями для одностороннего изменения условий трудового договора по инициативе работодателя являются изменения организационных или технологических условий труда (изменение в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства). Введение новой системы оплаты труда не предусмотрено трудовым законодательством в качестве основания для одностороннего внесения изменений в условия трудового договора по инициативе работодателя, и отказ от внесения изменений в трудовой договор в части оплаты труда не является основанием для увольнения работника. В связи с этим изменение условий оплаты труда в трудовом договоре возможно только по соглашению сторон.
Также в письме Роспотребнадзора говорится, что если работник не согласен на внесение изменений, оплата труда осуществляется в рамках длящихся правоотношений в соответствии с ранее заключенным трудовым договором, и новые условия оплаты труда, включая размеры повышенных окладов и стимулирующих выплат, на отношения между работником и работодателем не распространяются.
В письме Роспотребнадзора отмечено, что в связи с новой системой оплаты труда необходимо формирование нового штатного расписания, в которое должны быть включены все должности служащих. Если выделенных на 2009 год бюджетных ассигнований недостаточно для обеспечения выплат, то количество должностей в штатном расписании требуется привести в соответствие с выделенными бюджетными лимитами.
После утверждения нового штатного расписания, измененного с целью оптимизации производственных процессов, в отношении работников, чьи должности были упразднены, необходимо провести обязательные процедуры, установленные ТК РФ, а именно работодатель обязан:
- уведомить работника в письменном виде не позднее чем за 2 месяца обо всех изменениях, связанных с трудовым договором;
- если работник не согласен работать в новых условиях - предложить в письменном виде другую имеющуюся работу (вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья;
- предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся в данной местности;
При отсутствии работы или отказе работника от предложенной должности трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Согласно п. 8 Постановления N 583 до 1 сентября 2008 года федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главное управление специальных программ Президента РФ должны были утвердить размеры окладов (тарифных ставок) гражданского персонала с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, а также порядок определения должностных окладов руководителей воинских частей, учреждений и подразделений, их заместителей и главных бухгалтеров. Это было сделано Приказом ГУСП от 20.08.2008 N 31 “О системе оплаты труда гражданского персонала службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации и подведомственных ей федеральных бюджетных учреждений“. Также в соответствии с п. 9 Постановления N 583 федеральным государственным учреждениям необходимо утвердить до 15 сентября 2008 года условия оплаты труда (размеры окладов (тарифных ставок), компенсаций и выплат стимулирующего характера) работникам данных учреждений и их территориальных органов. В качестве примера можно привести Приказ Роспотребнадзора N 311*(3).
Действующим законодательством не устанавливается общая типовая форма письменного трудового договора, поэтому каждая организация может разработать свою форму договора, но с учетом ст. 57 ТК РФ. Указанная статья содержит перечень положений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре. Об этом напоминает Минздравсоцразвития в своем новом Приказе N 424н. В трудовом договоре обязательно указывается:
- трудовая функция работника, которая определяется в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, либо конкретного вида поручаемой работы;
- дата начала работы;
- условия оплаты труда, которая включает размер оклада, ставки заработной платы работника, доплаты, надбавки, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года - 4330 руб. согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда“. Вместе с тем заработная плата работников и гражданского персонала, устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше той, которую получал работник на основе ЕТС (п. 3 Постановления N 583).
- режим рабочего времени. Режим работы при этом определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые установлены для всех сотрудниках. В отдельных случаях рекомендуется конкретизировать режим рабочего времени, например, соглашением о неполном рабочем времени или о гибком графике работы. Это может быть указано в дополнительном соглашении к трудовому договору;
- время отдыха. Указывается продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работника. Также обязательно указание о предоставлении работнику в связи с особыми условиями труда или профессиональной спецификой дополнительного отпуска с указанием его продолжительности;
- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда - устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ;
- условия, определяющие характер работы (подвижной, разъездной, в пути или иной);
- условия об обязательном социальном страховании работника.
Также законодатели в п. 9 Приказа N 424н напоминают, что в трудовом договоре могут быть предусмотрены дополнительные условия, конкретизирующие права и обязанности сторон, но не ухудшающие положение работника по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ и другими нормативными правовыми актами. К этим условиям относятся: испытательный срок, уточнение места работы, неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной или коммерческой), дополнительное страхование работника и т.д.
Невключение в трудовой договор каких-либо прав или обязанностей работника или работодателя не может рассматриваться как основание признания трудового договора незаключенным, а также как отказ от реализации этих прав или обязанностей (ст. 57 ТК РФ).
При необходимости выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых работ, руководитель учреждения также может привлекать работников со стороны, не предусмотренных штатным расписанием. Об этом говорилось в п. 10 Постановлении N 583. С данными работниками заключаются срочные трудовые договора. Однако заметим, что в ст. 59 ТК РФ перечислены основания для заключения срочного трудового договора. Обстоятельства (причины), послужившие основанием для этого, должны быть указаны в самом трудовом договоре (п. 7-8 Приказа N 424н).
В настоящее время отдельные учреждения, подведомственные Роспотребнадзору, содержат в своих штатных расписаниях ставки, финансируемые из внебюджетных источников. Однако, в п. 11 Положения указано, что средства, поступающие от приносящей доход деятельности, могут направляться только на выплаты стимулирующего характера, а значит, существование в штатном расписании ставок, финансирование которых из федерального бюджета не предусмотрено, недопустимо.
В Письме Роспотребнадзора сказано, что срочные трудовые договора могут быть заключены с работниками, ставки которых подлежат сокращению в связи с недопустимостью их финансирования за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
В случае сокращения штатов трудовой договор может быть расторгнут работодателем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя). В этом случае требуется соблюдение процедур, предшествующих увольнению.
Также в Приказе N 424н отмечено, что в трудовой договор или дополнительное соглашение к нему в обязательном порядке включаются следующие положения:
- доплаты за совмещение профессий или должностей;
- доплаты за сложность выполняемой работы, объема, занятости работника по основной и совмещаемой работе;
- поощрения работников, предусмотренные в учреждении;
- меры социальной поддержки работников, такие как премии, вознаграждения по итогам года, выплата за выслугу лет, услуги по социальному обслуживанию;
- иные выплаты.
Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и составлен в двух экземплярах, каждый из которых подписывается обеими сторонами. Письменная форма трудового договора предусматривает, что любые изменения договоренности работника и работодателя принимаются только в том случае, если они оформлены соответствующим документом, таким как дополнительное соглашение об изменений условий трудового договора.
Трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или самим трудовым договором или дополнительным соглашением к нему, либо со дня фактического допущения сотрудника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителей (ст. 61 ТК РФ).
В заключение приведем образец трудового договора и дополнительного соглашения к нему, указанный в приложении к Приказу N 424н.
Приложение N 1
к Рекомендациям по заключению
трудового договора и его примерной форме с
работником федерального бюджетного учреждения,
утвержденным приказом Минздравсоцразвития России
от 14 августа 2008 г. N 424н
Примерная форма трудового договора
с работником федерального бюджетного учреждения
Е.А. Соболева,
редактор журнала “Оплата труда в бюджетном
учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“
редактор журнала “Оплата труда в бюджетном
учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“
“Отдел кадров бюджетного учреждения“, N 4, октябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений“.
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н “Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора с работниками федерального бюджетного учреждения и его примерной форме“.
*(3) Приказ Роспотребнадзора от 03.09.2008 N 311 “О введении условий оплаты труда работников Роспотребнадзора и его территориальных органов“. На момент опубликования журнала данный документ не вступил в силу.