В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Бухгалтерская учетная политика в бюджетных учреждениях

В настоящее время сформировано четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

К первому уровню правового регулирования относятся: Бюджетный кодекс РФ, закон “О бухгалтерском учете“, Гражданский кодекс РФ, указы Президента и постановления Правительства РФ.

Второй уровень правового регулирования составляют: Инструкция по бюджетному учету N 70н и действующая до 1 октября 2005 г. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н.

К третьему уровню относятся: методические указания, инструкции, письма Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств.

Четвертым уровнем является учетная политика бюджетного учреждения.

Пункт 2 Инструкции по бюджетному учету N 70н гласит: “Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией“. Однако в данной Инструкции, как и в
Инструкции N 107н, регламентирован методический раздел учетной политики. В Инструкции N 70н определены:

- критерии, при соблюдении которых актив признается основным средством, нематериальным активом, непроизведенным активом, материальным запасом;

- правила оценки нефинансовых активов;

- порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

- порядок определения стоимости используемых материалов.

Учреждения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны в методическом разделе учетной политики отразить порядок определения себестоимости выпускаемой готовой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ. В настоящее время нет нормативных документов, регламентирующих организацию калькуляционной работы в бюджетных учреждениях. Учреждения составляют смету доходов и расходов по предпринимательской деятельности, но в ней отсутствует информация о себестоимости выпускаемой готовой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ.

При выпуске нескольких видов продукции или оказании различных услуг (работ) бюджетному учреждению в учетной политике следует определить порядок распределения накладных расходов. Накладные расходы могут распределяться учреждением по отдельным видам продукции, работ, услуг пропорционально заработной плате работников, непосредственно занимающихся выпуском продукции или оказанием услуг, или израсходованным материалам, или совокупности прямых расходов.

Правила формирования учетной политики

Документом, которым необходимо руководствоваться при формировании учетной политики для бюджетных учреждений, является Закон “О бухгалтерском учете“, т.к. ПБУ 1/98 “Учетная политика организаций“ не распространяется на кредитные и бюджетные учреждения.

Из Закона “О бухгалтерском учете“ следуют следующие правила формирования учетной политики:

- принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6);

- принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6);

- изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки учреждением новых способов
ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий деятельности учреждения (п. 4 ст. 6);

- в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 3 ст. 6);

- в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13).

Кроме перечисленных условий при формировании учетной политики следует руководствоваться еще несколькими правилами:

- в учетной политике рассматриваются только те вопросы, решение которых многовариантно в соответствии с нормативными документами;

- дополнения в учетную политику могут быть внесены в течение года. Необходимость внесения дополнений может быть связана с изменениями, произошедшими в организации. Например, появление нового структурного подразделения, которое предоставляет информацию в бухгалтерию, приводит к необходимости внесения дополнений в график документооборота;

- при наличии филиалов у бюджетного учреждения учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом, т.е. филиалы не могут иметь отличную учетную политику от той, которая принята в головном учреждении.


Пример бухгалтерской учетной политики бюджетного учреждения


------------------------------------------------------------------------
наименование учреждения

Приказ
об учетной политики организации

г. Москва N ___ от 20 декабря 2004 г.

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ приказываю:

Утвердить Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета
на 2005 г.

Должность руководителя организации, подпись

Положение
об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2005 г.

Организационный раздел

1. Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением под руководством главного бухгалтера.

2. Инвентаризация нефинансовых активов и расчетов производится один раз в год. Инвентаризация кассы производится ежеквартально.

3. Рабочий план счетов представлен в Приложении 1.

4. График документооборота учреждения представлен в Приложении 2.

5. Предприятие ведет бухгалтерский учет с использованием программного продукта.

6. Хозяйственные операции оформляются документами установленной формы. Учреждение не применяет неунифицированные формы первичных учетных документов.

7. Инвентарный номер в учреждении состоит из 12 знаков. Первый знак - код источника финансирования (бюджетная деятельность - 1, предпринимательская - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3). Со второго по десятый знак - код Общероссийский классификатора основных фондов (ОКОФ). С одиннадцатого по двенадцатый знак - порядковый номер предмета.

8. Срок выдачи денежных средств подотчетным лицам на приобретение нефинансовых активов и оплату услуг сторонним организациям - 2 дня.

9. Формы учетных регистров представлены в Приложении 3.

10. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, представлен в Приложении 4.

Организационный раздел

Основную часть бухгалтерской учетной политики бюджетного учреждения составляет организационный раздел. В данном разделе необходимо отразить следующую информацию.

1. Организация бухгалтерской службы в учреждении. В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ существует несколько вариантов организации бухгалтерской службы в бюджетном учреждении:

- бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввод в штат должности бухгалтера;

- передача ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.

2. Порядок и сроки проведения инвентаризации. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно (п. 1
ст. 12 Закона “О бухгалтерском учете“).

3. Рабочий план счетов. В рабочем плане счетов должен быть представлен перечень используемых в бюджетном учреждении синтетических и аналитических счетов. Данную информацию следует представить в виде приложения к учетной политике. Наличие рабочего плана счетов позволяет внешним пользователям получить информацию о структуре нефинансовых активов и о составе дебиторов и кредиторов.

4. График документооборота. Данный график регламентирует перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение. Наличие графика документооборота повышает оперативность обработки и движения документов, что, в конечном счете, сказывается на качестве работы бухгалтерской службы.

5. Технология обработки учетной информации. В современных условиях бюджетные учреждения имеют широкую возможность выбора программных продуктов для ведения бухгалтерского учета. Используемый программный продукт для ведения бухгалтерского учета следует указать в учетной политике.

6. Формы первичных учетных документов, применяемых для формирования хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. При использовании неунифицированных первичных учетных документов необходимо руководствоваться п. 2 ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете“, в котором представлены обязательные реквизиты для данных документов.

7. Структура инвентарного номера. В соответствии с п. 19 Инструкции по бюджетному учету N 70н основному средству присваивается уникальный инвентарный порядковый номер. В отличие от Инструкции N 107н, где определены правила составления инвентарных номеров, новая инструкция предоставляет право бюджетному учреждению самостоятельно формировать эти правила.

8. Срок, на который выдаются денежные средства под отчет. В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации лица, получившие наличность под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который
были выданы деньги, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Этот порядок утвержден решением совета директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40. Из п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации следует, что срок, на который можно выдать наличные деньги под отчет на хозяйственные нужды, законодательно не ограничен. Такой срок может установить руководитель организации. Если руководитель это сделал, работник должен отчитаться за потраченные деньги не позднее чем через три рабочих дня после истечения этого срока.

9. Формы учетных регистров. Инструкцией 70н в приложении 3 определен перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета, а также состав обязательных реквизитов и показателей к ним, сами формы учетных регистров отсутствуют. Кроме этого, формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 3 Инструкции 70н). Из вышеизложенного следует, что формы учетных регистров не унифицированы и бюджетные учреждения могут использовать разные по форме и содержанию учетные регистры.

10. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Данный перечень, в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете“, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

11. Применение или неприменение контрольно-кассовой техники при наличных расчетах. Данный пункт учетной политики применим только к общеобразовательным школам и приравненным к ним учебным заведениям. В Федеральном законе “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ определены виды деятельности, при которых организации в силу специфики своей деятельности либо
особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). В частности, при обеспечении питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий контрольно-кассовую технику применять необязательно.

12. Постановка бухгалтерского учета в филиалах. При наличии филиалов бюджетное учреждение должно определиться, каким образом будет организована учетная работа. Первый вариант - это организация бухгалтерских служб в филиалах, второй вариант - отсутствие бухгалтерских служб в филиалах и ведение учета в бухгалтерии учреждения.

С.Г. Хабаев,

доцент кафедры “Бухгалтерский учет“ Академии бюджета и казначейства
Министерства финансов РФ

“Бюджетный учет“, N 2, февраль 2005 г.