В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Ведомственное жилье в бюджетных учреждениях

На балансе бюджетных учреждений - образовательных, лесных, учреждений культуры и здравоохранения - есть ведомственное жилье. Чаще всего это общежития, в которых могут проживать как студенты и учащиеся, так и сотрудники. Такое жилье не только приносит доходы, но и требует значительных расходов на его содержание.

На практике часто возникают вопросы о правомерности удержания из заработной платы сотрудников платы за жилье. В данной статье мы рассмотрим эти и многие другие моменты, касающиеся содержания и учета ведомственного жилья.

Нормативно-правовая база

Прежде всего необходимо отметить, что ведомственное жилье бюджетных учреждений должно быть оформлено в качестве специализированного жилого фонда, так как в противном случае оно может стать неведомственным.

В соответствии
со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. При этом в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

- частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

- государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ) и ее субъектам (жилищный фонд субъектов РФ);

- муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Таким образом, с учетом того, что в соответствии с действующим законодательством имущество не может принадлежать на праве собственности государственным и муниципальным учреждениям, ведомственное жилье таких учреждений не может быть отнесено к частному жилищному фонду. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности РФ и ее субъектам и при этом находящиеся в оперативном управлении государственных бюджетных учреждений (федеральных или субъектов РФ), входят в состав государственного жилищного фонда. К муниципальному жилищному фонду относятся жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям либо другим муниципальным образованиям, в том числе жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении муниципальных учреждений.

Граждане, проживающие в ведомственном жилищном фонде, имеют право на приватизацию жилого помещения в соответствии с Законом N 1541-1*(1). Это было разъяснено, в частности, Постановлением Пленума ВС РФ от 24.08.1993 N 8*(2).

Статья 2 Закона N 1541-1 предоставляет гражданам, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма право приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами РФ и ее субъектов, с согласия всех
совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Обратите внимание: Постановлением КС РФ от 24.10.2000 N 13-П признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 13 ст. 39 Закона РФ “Об образовании“, ст. 1 Федерального закона “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию“, п. 7 ст. 27 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ в части, запрещающей приватизацию расположенных в сельской местности жилых помещений, которые закреплены за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также высшими учебными заведениями.

Частью 1 ст. 4 Закона N 1541-1 установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. В то же время ч. 2 данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Кроме того, исходя из положений ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Поэтому основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут также устанавливаться субъектом РФ.

Согласно ст. 4 Закона N 1541-1 жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Следует также подчеркнуть, что приватизировать можно только изолированное жилое помещение (квартиру или комнату), поскольку согласно ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не является самостоятельным предметом договора социального найма.

Таким образом, на балансе учреждений может быть
ведомственное жилье, оформленное в качестве специализированного жилищного фонда, к которому согласно п. 1 ст. 92 ЖК РФ относятся общежития (в том числе для сотрудников) и служебные жилые помещения.

Правила предоставления и пользования специализированными жилыми помещениями установлены разд. 4 ЖК РФ. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовые договоры найма специализированных жилых помещений (включая типовой договор найма жилого помещения в общежитии).

Общежитием могут быть специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо их части. Комнаты в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания предметами. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст. 94 ЖК РФ).

К служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. В качестве служебных жилых помещений в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и их часть. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Служебные жилые помещения предназначены государственным или муниципальным учреждением для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений (ст. 93 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются только по соответствующим договорам найма на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц. В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Право нанимателя специализированного
жилого помещения пользоваться общим имуществом в многоквартирном доме в целом соответствует аналогичному праву нанимателя по договору социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 105 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях должны предоставляться из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключают на период работы или прохождения обучения, в связи с чем прекращение работы в бюджетном учреждении является основанием для расторжения этого договора. В договоре найма указывают также членов семьи нанимателя, однако наниматель не вправе обменивать занимаемое жилое помещение, а также передавать его в поднаем. Граждане, проживающие в общежитии, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Обращаем ваше внимание на то, что работники, проживающие в общежитиях, не имеют право требовать предоставления им освободившихся комнат.

В договоре найма жилого помещения в общежитии конкретизируются основные права и обязанности сторон. Исходя из требований, предъявляемых законодательством к общежитиям, проживающие в общежитии работники бюджетных учреждений имеют право:

- пользоваться предоставленным жилым помещением, помещениями культурно-бытового и иного назначения;

- требовать своевременной замены пришедших в негодность мебели, постельных принадлежностей и другого инвентаря общежития, а также устранения недостатков в жилищно-бытовом обслуживании.

Проживающие в общежитии работники бюджетных учреждений обязаны:

- использовать предоставленную им жилую площадь в соответствии с ее назначением;

- соблюдать правила внутреннего распорядка, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические правила;

- обеспечивать сохранность жилых помещений, бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, инвентарю;

- своевременно вносить плату за пользование жилой площадью;

- соблюдать правила содержания придомовой территории.

Администрация общежития обязана обеспечить:

- создание необходимых жилищно-бытовых условий для проживающих в общежитии;

- своевременную выдачу проживающим
мебели, постельных принадлежностей;

- ознакомление вселяемых с правилами внутреннего распорядка, а также с правами и обязанностями проживающих в общежитии;

- надлежащее содержание жилых помещений, подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, а также придомовой территории;

- сохранность имущества граждан, проживающих в общежитии;

- вселение рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в общежитие в строгом соответствии с выданными им ордерами.

Администрация бюджетного учреждения обязана:

- передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение в общежитии, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам;

- содержать жилые помещения в общежитии в соответствии с установленными санитарными и техническими правилами;

- своевременно проводить текущий и капитальный ремонт общежития;

- содержать в надлежащем состоянии придомовую территорию;

- утвердить правила внутреннего распорядка в общежитии;

- оказывать необходимые коммунальные и другие услуги для нанимателя;

- обеспечивать финансирование расходов на содержание общежития;

- обеспечивать надлежащую эксплуатацию и своевременный ремонт общежития, бесперебойную работу инженерного оборудования.

Договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении такого помещения. Наймодателем является государственное или муниципальное бюджетное учреждение, за которым на праве оперативного управления закреплено служебное жилое помещение. Данный договор заключается на период трудовых отношений. В нем определяются предмет договора, права и обязанности сторон относительно пользования служебным жилым помещением. Размер, порядок и срок внесения платы за пользование служебным жилым помещением и оказание коммунальных услуг устанавливаются в договоре в соответствии с требованиями, предусмотренными для него. Вместе с нанимателем в служебное жилое помещение вселяются члены его семьи. Совместно проживающие с нанимателем служебного жилого помещения члены его семьи пользуются равными с нанимателем правами и несут все обязанности, следующие
из договора найма служебного жилого помещения.

Плата за жилье

Плата за пользование служебным жилым помещением или жилым помещением в общежитии и предоставление коммунальных услуг не должна превышать размера оплаты жилья и коммунальных услуг, предусмотренного для нанимателей, проживающих по договору социального найма.

Удержание платы за проживание в общежитии или служебных жилых помещениях из заработной платы работника бюджетного учреждения возможно только по заявлению самого работника. Это связано с тем, что в зависимости от оснований выделяют три вида удержаний:

1) обязательные (например, алименты, удерживаемые в силу исполнительного листа), производимые на основании установленных федеральными законами (в том числе ТК РФ) норм;

2) удержания по инициативе работодателя (за причиненный работодателю материальный ущерб, неотработанный аванс, выданный в счет причитающейся заработной платы, и др.). Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед работодателем могут производиться лишь в случаях, определенных ст. 137 ТК РФ;

3) удержания, производимые по инициативе работника, согласованные с работодателем (кредиты, ссуды, займы; профсоюзные взносы и др.). Именно к этому виду относится удержание платы за проживание в общежитии или служебном жилом помещении.

Поэтому удержание платы по инициативе бюджетного учреждения возможно только в случае наличия у работника задолженности по таким платежам, но лишь после получения соответствующего исполнительного листа на основании решения суда. Во всех остальных случаях удержание осуществляется исключительно на основании заявления самого работника.

Бухгалтерский учет

В бюджетных учреждениях учет расчетов за проживание в ведомственном жилищном фонде (общежитиях, служебных жилых помещениях) в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, ведется на счете 2 205 03 000 “Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж готовой
продукции, работ, услуг“.

Учет доходов

Суммы платы за проживание включаются в состав доходов учреждения. Это оформляется следующей проводкой:

Дебет счета 2 05 03 560 “Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“
Кредит счета 2 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“
Прием платы за проживание может производиться как через кассу бюджетного учреждения, так и через отделения Сберегательного банка.

Поступление платы за проживание в жилищном фонде отражается проводкой:

Дебет счетов 2 201 04 510 “Поступление в кассу“, 2 201 01 510 “Поступление денежных средств учреждения на банковские счета“
Кредит счета 2 205 03 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“
Удержания из заработной платы сотрудников учреждения платы за проживание в жилищном фонде производится с использованием счета 304 03 000 “Расчеты по удержаниям из оплаты труда“. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов. По кредиту счета 304 03 730 отражается увеличение задолженности по удержаниям из оплаты труда, по дебету - уменьшение.

Учет расходов

Расходы на содержание жилищного фонда должны осуществляться в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности и учитываться по дебету счета 2 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“.

При этом по дебету этого счета ведется расшифровка в многографной карточке (ф. 0511807) в аналитическом разрезе расходов в соответствии с кодами бюджетной классификации расходов.

Ежемесячно все произведенные расходы списываются на уменьшение доходов, полученных от предоставления для проживания жилых помещений, следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 2 401 01 130 “Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг“ Кредит счета 2
106 04 440 “Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“

Пример 1.
Бюджетное учреждение имеет на своем балансе общежитие для сотрудников (площадью 600 кв. м), в котором плата за проживание для постоянных работников составляет 2 000 руб. в месяц (в одноместном номере).

В декабре 2006 г. поступила плата за проживание за данный месяц от постоянно проживающих сотрудников учреждения в сумме 40 000 руб. (НДС не облагается).

При этом были произведены следующие расходы на содержание общежития:

- коммунальные платежи - 20 000 руб.;

- амортизация основных средств - 10 000 руб., в том числе жилищного фонда - 8000 руб., хозяйственного инвентаря - 2000 руб.;

- материальные расходы (приобретение мягкого инвентаря) - 1000 руб.;

- заработная плата персонала общежития - 10 000 руб.;

- ЕСН - 2 600 руб.

В учете учреждения были произведены следующие бухгалтерские записи:

-------------------------------------------------------T--------------T--------------T-------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Начислена плата за проживание сотрудников в общежитии ¦ 2 205 03 560 ¦ 2 401 01 130 ¦ 40 000 ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Получена наличными плата за их проживание в общежитии ¦ 2 201 04 510 ¦ 2 205 03 660 ¦ 40 000 ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Начислены коммунальные платежи ¦ 2 106 04 340 ¦ 2 302 06 730 ¦ 20 000 ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Начислена амортизация основных средств (жилищного¦ 2 106 04 340 ¦ 2 104 01 410 ¦ 8 000 ¦
¦фонда) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Начислена амортизация основных средств (хозяйственного¦ 2 106 04 340 ¦ 2 104 06 410 ¦ 2 000 ¦
¦инвентаря) ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Списаны материальные расходы (мягкий инвентарь) на¦ 2 106 04 340 ¦ 2 105 05 440 ¦ 1 000 ¦
¦нужды общежития ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Начислена заработная плата персоналу общежития ¦ 2 106 04 340 ¦ 2 302 01 730 ¦ 10 000 ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Начислен ЕСН с зарплаты персонала общежития ¦ 2 106 04 340 ¦ 2 303 02 730 ¦ 2 600 ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Списаны расходы общежития ¦ 2 401 01 130 ¦ 2 106 04 440 ¦ 43 600 ¦
¦(20 000 + 8 000 + 2 000 + 1 000 + 10 000 + 2 600) ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------------------+--------------+--------------+--------------

Пример 2.
В декабре 2006 г. была начислена плата за проживание сотрудников в общежитии в размере 40 000 руб. Согласно их заявлениям она удерживается из заработной платы:

- начисленной за счет средств от приносящей доход деятельности - 15 000 руб.;

- начисленной за счет средств бюджета - 25 000 руб.

Данная операция в бюджетном учете отразится следующими бухгалтерскими записями:

-------------------------------------------------------T--------------T--------------T-------------¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, руб. ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Начислена плата за проживание сотрудников в общежитии ¦ 2 205 03 560 ¦ 2 401 01 130 ¦ 40 000 ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Произведены удержания из их заработной платы за прожи-¦ 2 302 01 830 ¦ 2 304 03 730 ¦ 25 000 ¦
¦вание в общежитии +--------------+--------------+-------------+
¦ ¦ 1 302 01 830 ¦ 1 304 03 730 ¦ 15 000 ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Перечислены суммы, удержанные с работников за прожива-¦ 1 304 03 830 ¦ 1 304 05 211 ¦ 15 000 ¦
¦ние в общежитии из бюджетных средств ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Зачислена плата за проживание в общежитии с бюджетного¦ 2 201 01 510 ¦ 2 205 03 660 ¦ 15 000 ¦
¦счета на внебюджетный ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------------------------+--------------+--------------+-------------+
¦Отражено закрытие дебиторской задолженности за прожи-¦ 2 304 03 830 ¦ 2 205 03 660 ¦ 25 000 ¦
¦вание сотрудников в общежитии, удержанной из заработ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ной платы по внебюджетной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------------------------------+--------------+--------------+--------------

Налоговый учет

Налог на прибыль


В налоговом учете ведомственного жилья бюджетных учреждений (общежитий и служебных жилых помещений) следует прежде всего учитывать, что плата за проживание в общежитии или служебном жилом помещении не может рассматриваться как средства целевого финансирования и целевые поступления, исключаемые из состава доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень средств, которые признаются целевыми для налогообложения. Плата за общежитие или ведомственное жилье в них не перечислена. Поэтому данные средства от работников бюджетных учреждений признаются доходом от приносящей доход деятельности.

При этом средства, поступающие в качестве платы за проживание в ведомственном жилищном фонде бюджетных учреждений, должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ, так как объекты жилищно-коммунального хозяйства (в том числе жилой фонд, комнаты и общежития для приезжих) относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам, причем услуги по проживанию могут оказываться как своим работникам, так и сторонним лицам. В силу требований ст. 275.1 НК РФ необходимо определять налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны), которые находятся в общежитиях, относятся к объектам социально-культурной сферы.

Деятельность общежитий чаще всего является убыточной. В случае если бюджетное учреждение получило убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ЖКХ, он признается для целей налогообложения при соблюдении условий, установленных ст. 275.1 НК РФ:

1) стоимость услуг общежития бюджетного учреждения соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

2) расходы на содержание общежития и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычные затраты на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

3) условия оказания услуг общежития бюджетным учреждением существенно не отличаются от условий оказания таких же услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок до десяти лет. Однако направить на его погашение можно только прибыль, которая будет получена при осуществлении этой же деятельности.

Обратите внимание: существуют дополнительные ограничения на перенесение убытков. Так, Федеральным законом N 58-ФЗ*(3) установлено, что в 2006 г. общая сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% налоговой базы по налогу на прибыль. С 01.01.2007 учреждение вправе полностью уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет. Новая редакция п. 2 ст. 283 НК РФ не содержит других ограничений (ст. 5 Федерального закона N 58-ФЗ).

В случае если бюджетным учреждением получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ЖКХ, и на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения налогоплательщика (ст. 275.1 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Исходя из рассмотренного, казалось бы, проблем с использованием указанной льготы по отношению к общежитиям бюджетных учреждений быть не должно. Ведь общежития (для студентов или сотрудников) входят в состав специализированного жилого фонда. Поскольку в законодательстве о налогах и сборах отсутствуют определения “предоставление в пользование жилых помещений“ и “жилищный фонд“, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяют в том значении, в каком они используются в гражданском законодательстве. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93*(4) услуга по предоставлению в пользование жилья относится к жилищным услугам, поименованным в разделе 041000 “Жилищные услуги, услуги коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания“. Она классифицируется по коду 041101 “Предоставление жилых помещений по договору найма в домах всех форм собственности“.

Однако в Письме Минфина РФ от 19.12.2005 N 03-04-15/116 высказывается иная точка зрения. Чиновники ссылаются на ст. 671 ГК РФ, в которой предусмотрено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и пользование физическим лицам на основании договора найма и юридическим лицам на основании договора аренды или иного договора. При этом согласно п. 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Кроме того, полагают специалисты Минфина РФ, в соответствии со ст. 27 Федерального закона N 118-ФЗ*(5) освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменено с 01.01.2004, в связи с этим услуги по предоставлению в пользование жилой площади в общежитиях вышеуказанным лицам не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Однако эта позиция весьма спорная, так как действительно в пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ про общежития ничего не говорится. Но при этом сдача жилых помещений в общежитиях в пользование и является оказанием “услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности“, тем самым каких-либо специальных упоминаний об общежитиях и иных видах специализированного жилищного фонда не требуется.

Именно такой позиции стали придерживаться арбитражные суды. Более того, ФАС ДВО в своем Постановлении от 07.09.2005 N Ф03-А51/05-2/2601 указал дополнительно на несостоятельность еще одного довода налоговых органов о том, что учреждение должно уплачивать НДС. Налоговые инспекторы утверждали, что вследствие предоставления студентам не целых комнат, а койко-мест, не являющихся предметом договора найма жилого помещения, льгота по освобождению от уплаты НДС не должна предоставляться. Они полагали, что согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагается НДС услуга по оплате жилья, взимаемая исключительно в рамках договора найма. Суд трактовал названные нормы таким образом: в названном подпункте речь идет о том, что жилые помещения в домах всех форм собственности предоставляются в пользование, а не в наем. Поэтому никакого отношения к названной льготе наличие или отсутствие договора найма не имеет.

Также следует обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@, в котором разъясняется позиция налоговых органов по поводу того, что от обложения НДС освобождена только услуга по предоставлению жилья. Если же по условиям договора в сумму арендной платы входит еще и стоимость коммунальных или иных услуг, то в налоговую базу по НДС включается не только плата за наем. Это означает, что если с сотрудников и прочих лиц, проживающих в общежитии, помимо собственно платы за жилье взимают оплату коммунальных услуг, услуг по техническому обслуживанию и ремонту помещений и т.д., то с этих сумм необходимо уплатить НДС в общеустановленном порядке.

По данному вопросу также сложилась определенная арбитражная практика. Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 31.07.2006 N Ф04-4937/2006(25052-А46-25) указал на то, что жилые помещения в общежитиях предприятия предоставляются обучающимся и работникам колледжа, которые платят за проживание. Основанием для взимания платы с жильцов в общежитии являются договоры взаимной ответственности, заключаемые с обучающимися, и договоры социального найма, заключаемые с работниками. Инспекция не представила доказательств, подтверждающих факт оказания лицам, проживающим в общежитии, каких-либо иных услуг, кроме услуг по предоставлению жилья. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления предприятию НДС. В связи с этим требования налоговых органов об уплате НДС были отклонены судом.

Весьма примечательным является Постановление ФАС ВВО от 20.01.2006 N А28-12252/2005-390/11, в котором сделан вывод о том, что услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда и не подлежат обложению НДС.

Налоговый орган счел, что с 01.01.2004 льгота в виде освобождения от обложения НДС услуг по предоставлению жилья в общежитиях отменена. Учреждение взимает со студентов плату за место в комнате (койко-место), которое не входит в понятие жилого фонда. Налогоплательщик незаконно применил льготу в отношении услуг, непосредственно не связанных с учебным процессом (стирки белья, дератизации, вывоза мусора). При этом налогоплательщик (ГОУ СПО) не вел раздельного учета названных операций.

Однако среди множества отрицательных для налоговых органов решений арбитражных судов имеется и Постановление ФАС СЗО от 14.12.2005 N А26-4283/2005-210, в котором логика рассуждений налоговых органов была поддержана. Арбитражный суд признал правомерным доначисления налоговой инспекцией образовательному учреждению НДС, поскольку из материалов дела следует, что учреждение предоставляло жилую площадь в общежитиях студентам и своим работникам за плату, которая с 01.01.2004 не освобождается от обложения указанным налогом.

В связи с изложенным вопрос об обложении платы за общежития НДС мы полагаем остается открытым до вынесения решений Пленумом ВАС РФ. Несмотря на то, что большинство судов в настоящее время позицию налоговых органов не поддерживает, решение тем не менее может быть принято в их пользу.

Налог на имущество

До 1 января 2006 г. от обложения налогом на имущество освобождались не только бюджетные учреждения, но и все организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, полностью или частично финансируемых из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, а также объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Такая льгота предоставлялась на основании п. 6 и 7 ст. 381 НК РФ. К сожалению, в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона N 139-ФЗ*(6) эти нормы утратили силу с 1 января 2006 г.

Поэтому если законодательство субъектов РФ не установило особых льгот по налогу на имущество для объектов жилого фонда, с 2006 г. необходимо уплачивать данный налог на общих основаниях. Также в законе субъекта РФ для этих объектов может быть установлена пониженная ставка налога на имущество.

Единый налог на вмененный доход

Среди вопросов налогообложения следует рассмотреть случаи применения специальных налоговых режимов, к которым, в частности, относится уплата единого налога на вмененный доход. С 2006 г. на уплату ЕНВД в определенных случаях переводится предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию. Поэтому бюджетные учреждения, имеющие жилые помещения (например, комнаты для проживания), в определенных случаях при введении органами местного самоуправления на территории муниципальных образований системы налогообложения в виде ЕНВД для этого вида деятельности должны будут исчислять и уплачивать единый налог.

Порядок исчисления и уплаты ЕНВД регламентируется гл. 26.3 НК РФ.

С 01.01.2006 согласно пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ специальный налоговый режим в виде ЕНВД может быть введен в отношении оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв. м (указанная норма введена Федеральным законом N 101-ФЗ*(7)).

В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливающими виды деятельности, которые облагаются ЕНВД, и значение коэффициента К2. При этом если решение местных властей будет принято, то уплата ЕНВД становится обязательной для всех организаций, находящихся на территории муниципального образования.

Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ обложение организаций этим налогом предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

- налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

- налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

- единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Кроме того, плательщики ЕНВД не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, которые осуществляются в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Исчисление и уплата иных налогов и сборов производятся в соответствии с иными режимами налогообложения. Также плательщики ЕНВД должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в установленном законодательством порядке.

Обратите внимание: согласно п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности. Таким образом, при ведении деятельности, подпадающей под обложение ЕНВД, бюджетные учреждения должны состоять на учете в налоговых органах тех муниципальных образований, на территории которых расположены объекты осуществления предпринимательской деятельности.

В Письме Минфина РФ N 03-11-02/44*(8) разъясняется, что под местом осуществления деятельности в целях применения п. 2 ст. 346.28 НК РФ следует понимать место нахождения физических показателей (объекты, в которых осуществляется предпринимательская деятельность). На уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию с использованием объектов, используемых для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), общая площадь спальных помещений которых не превышает 500 кв. м.

С учетом того, что действующие нормативные правовые акты не дают понятие “спальное помещение“, следует руководствоваться определением Минфина. Финансисты полагают, что под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания, а под общей площадью спальных помещений - общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других средств временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на средства временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию об указанных объектах налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом при расчете площади спальных помещений в объектах гостиничного типа (гостиницах, кемпингах, пансионатах и т.п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры, санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.).

Исходя из такой трактовки, общежития некоторых бюджетных учреждений (не говоря о комнатах для проживания приезжих) подпадают под обложение ЕНВД.

Интересны разъяснения УФНС по Московской области, содержащиеся в Письме N 22-19-И/0090*(9). В нем указано: поскольку организация для оказания услуг по временному размещению и проживанию оформила правоустанавливающие документы (свидетельства о государственной регистрации права собственности) на каждый объект оказания услуг, следовательно, они рассматриваются как отдельные объекты оказания услуг по временному размещению и проживанию. Таким образом, предпринимательская деятельность организации в сфере оказания услуг по временному размещению и проживанию, осуществляемая одновременно через объекты с общей площадью спальных помещений не более 500 кв. м и объекты с общей площадью спальных помещений более 500 кв. м, подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД только в отношении объектов с общей площадью спальных помещений не более 500 кв. м.

Отметим также, что если в указанных объектах осуществляются иные виды предпринимательской деятельности, подпадающие под обложение ЕНВД, то по каждому из них налог исчисляется отдельно.

Обратите внимание: если бюджетное учреждение начало деятельность, облагаемую ЕНВД, то ему необходимо встать на учет в срок не позднее пяти дней с начала осуществления деятельности. Порядок постановки на учет плательщиков ЕНВД в налоговых органах по месту ведения деятельности вместе с формами соответствующих документов установлен Приказом МНС РФ N БГ-3-09/722*(10).

Если же бюджетное учреждение до 2006 г., в соответствии со ст. 83 НК РФ, уже встало на учет по любому основанию в соответствующем налоговом органе по месту осуществления деятельности, то постановка на учет повторно не производится. Данный вывод подтверждается, в частности, Письмом МНС РФ N 22-2-14/1787@*(11).

Объектом обложения ЕНВД согласно п. 1 ст. 346.29 НК РФ признается вмененный доход налогоплательщика, под которым понимается возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. При этом обложению ЕНВД, ставка которого установлена в размере 15%, подлежит именно вмененный доход, независимо от реально получаемых доходов. Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности за налоговый период и величины физического показателя.

Базовая доходность - это условная месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ в отношении оказания услуг по временному размещению и проживанию физическим показателем является площадь спального помещения (в кв. м.), а базовая доходность в месяц установлена равной 1000 руб. в месяц.

Обратите внимание: если в бюджетном учреждении несколько корпусов общежитий, но в каждом из них площадь спальных помещений окажется менее 500 кв. м, то придется уплачивать именно ЕНВД. В то же время не совсем ясно, что включается в площадь спальных помещений в случае размещения приезжих в квартирах. Исходя из приведенных выше разъяснений Минфина получается, что площадь полного санузла, кухни и гостиной или холла (то есть всех помещений, где отсутствуют кровати или иные спальные места) должна исключаться из расчета площади спальных помещений.

Иное мнение высказано в Письме УФНС по Московской обл. N 22-19-и/0182*(12). Налоговики соглашаются понимать под спальным помещением помещение, используемое для временного размещения и проживания, а под общей площадью спальных помещений - общую площадь указанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. При расчете площади спальных помещений в объектах гостиничного типа (гостиницы, кемпинги и т.п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры, санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и др.). Однако при этом, если коридор и санузел находятся непосредственно в гостиничном номере, то их площадь учитывается в общей площади спальных помещений. Обоснование такой позиции нормативными актами в названном письме не содержится.

Согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2. Коэффициент К1 представляет собой устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. На 2007 год он был установлен в размере 1,096*(13). На основании п. 7 ст. 346.29 НК РФ значения коэффициента К2 определяются на календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно органами местного самоуправления.

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал, при этом месячную сумму единого налога, подлежащего уплате, бюджетному учреждению необходимо исчислять по формуле:

1000 руб. х K1 х К2 х Площадь спальных помещений (кв. м) х 15%

В соответствии с п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени при выплате вознаграждений работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.

Пример 3.
Бюджетное учреждение имеет на своем балансе комнаты для проживания сотрудников (служебный жилищный фонд) общей площадью помещений, признаваемых спальными, 200 кв. м. Значение коэффициента К2 для территории, на которой расположено общежитие, установлено в размере 0,5.

Размер единого налога, который ежемесячно должно уплачивать учреждение, составит в 2007 году 16 440 руб. (1000 руб. х 1,096 х 0,5 х 200 х 15%).

Согласно п. 9 ст. 346.29 НК РФ, если в течение налогового периода у налогоплательщика изменилась величина физического показателя (площади спальных помещений), такое изменение необходимо учесть с начала месяца, в котором оно произошло.

Если налогоплательщик осуществлял облагаемую ЕНВД деятельность в течение неполного месяца, то согласно п. 6 ст. 346.29 НК РФ он должен самостоятельно скорректировать коэффициент К2 на отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в этом месяце. В Письме Минфина РФ от 10.08.2005 N 03-11-04/3/40 разъясняется, что такая корректировка должна быть отражена в налоговой декларации.

Также следует иметь в виду, что Письмом Минфина РФ от 12.09.2005 N 03-11-04/3/86 указывается на необходимость в случае временного приостановления деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, представления в налоговые органы документов, подтверждающих данный факт.

Налогоплательщик обязан уплатить ЕНВД по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 1 ст. 346.32 НК РФ), а представить налоговую декларацию до 20-го числа того же месяца (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Форма налоговой декларации и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минфина РФ N 8н*(14).

Обратите внимание: налоговые и финансовые органы требуют представлять декларации, даже если предпринимательская деятельность в налоговом периоде не осуществлялась. Об этом, например, говорится в Письме Минфина РФ N 03-11-04/3/86. Поэтому весьма полезным для бюджетных учреждений будет информация о выводах арбитражных судов по поводу представления налоговых деклараций. Так, в Постановлении ФАС ВВО от 10.10.2005 N А38-2622-4/335-2005 указывается на то, что если налоговый орган не доказал факт осуществления предпринимателем в спорном периоде деятельности, облагаемой ЕНВД, то обязанность представлять в налоговый орган декларацию по данному налогу у налогоплательщика отсутствует. Аналогичные решения принимались и ФАС СЗО в постановлениях от 12.12.2005 N А66-6699/2005, от 16.09.2005 N А66-1938/2005. Несмотря на то, что решения касались индивидуальных предпринимателей, можно ожидать аналогичных выводов судов по отношению к бюджетным учреждениям.

Такая позиция изложена и в Письме УФНС по Московской обл. N 22-19-и/0182, в котором говорится о том, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора, согласно положениям ст. 44 НК РФ, возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается при возникновении обстоятельств, предусмотренных данной статьей кодекса. Обстоятельством, с которым кодекс связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате ЕНВД, является осуществление таким налогоплательщиком видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.

Таким образом, у налогоплательщиков, временно приостановивших в течение налогового периода по ЕНВД осуществление предпринимательской деятельности, подпадающей под действие гл. 26.3 НК РФ, отсутствует (утрачивается) обязанность по его уплате за те налоговые периоды (календарные месяцы налогового периода), в течение которых такая деятельность осуществлялась.

Обратите внимание: в случае временного приостановления деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, по тем или иным спальным помещениям налоговики требуют представить в налоговые органы документы, подтверждающие данный факт. При этом в письме УФНС по Московской области приводится такой пример: В случае если спальное помещение находится на ремонте, налогоплательщик представляет в налоговые органы договоры подряда на ремонт данного помещения, приказ (распоряжение) руководителя организации.

А. Вифлеемский,

к.э.н., директор Нижегородского центра экономики образования

“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 2, февраль 2007 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“.

*(2) Постановление Пленума ВС РФ от 24.08.1993 N 8 “О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“.

*(3) Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“.

*(4) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.2006 N 163.

*(5) Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

*(6) Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ “О внесении дополнения в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов“.

*(7) Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ “О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ“.

*(8) Письмо Минфина РФ от 26.09.2005 N 03-11-02/44 “О применении специальных режимов налогообложения“.

*(9) Письмо УФНС по Московской области от 27.12.2006 N 22-19-И/0090 “О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности“.

*(10) Приказ МНС РФ от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 “Об утверждении форм документов и Порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности“.

*(11) Письмо МНС РФ от 12.11.2004 N 22-2-14/1787@ “О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности“.

*(12) Письмо УФНС по Московской обл. от 26.04.2006 N 22-19-и/0182 “О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности“.

*(13) Приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 N 359 “Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2007 год“.

*(14) Приказ Минфина РФ от 17.01.2006 N 8н “Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядка ее заполнения“.