В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Бюджетное учреждение является территориальным органом федерального органа исполнительной власти...

Бюджетное учреждение является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и финансируется за счет средств федерального бюджета по смете расходов на содержание учреждения. Коммерческой деятельности учреждение не осуществляет. Для ведения уставной деятельности учреждению по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, заключенному с территориальным органом Росимущества, выделены помещения. Указанные помещения признаются имуществом казны Российской Федерации. Являются ли в соответствии со статьей 250 НК РФ безвозмездно полученные имущественные права внереализационным доходом бюджетного учреждения - территориального органа исполнительной власти?

Разъяснения Минфина*(1) по вопросу налогообложения доходов в виде безвозмездного пользования имуществом сводятся к тому, что они учитываются при определении прибыли. В соответствии с
п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды. Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права. Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки. Установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права пользования вещью. Таким образом, доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом определяется исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Свой вывод Минфин подтверждает ссылкой на п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ“.

Однако в п. 3 указанного информационного письма рассмотрена ситуация, когда безвозмездное пользование имуществом признается сбережением средств. Так, муниципальное унитарное предприятие (далее - предприятие) обратилось в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительным требования об уплате налога на прибыль и пеней. Основанием для выставления данного требования послужило доначисление налоговым органом налога на прибыль ввиду учета в составе внереализационных доходов платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, от которой предприятие было освобождено на основании решения органа местного самоуправления.

Решением суда первой инстанции, оставленным в силе судами апелляционной и кассационной инстанций, требование предприятия удовлетворено.

Суд, признав наличие экономической выгоды в результате безвозмездного пользования муниципальным имуществом, счел ее не подлежащей учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ. В силу указанной нормы при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственников имущества этих предприятий или уполномоченных ими органов.

При толковании приведенного положения Налогового кодекса суд указал, что освобождение предприятия собственником его имущества от платы за пользование помещением влечет сбережение предприятием средств. В рассматриваемом случае это может быть приравнено к их получению.

По мнению автора, получение органом исполнительной власти в рамках ведения уставной деятельности в безвозмездное пользование имущества государственной казны следует рассматривать как сбережение бюджетных средств. В обратном случае территориальный орган исполнительной власти - бюджетное учреждение должен получать бюджетные ассигнования на уплату налога на прибыль с доходов в форме безвозмездного пользования имуществом, поскольку внебюджетной деятельности не ведет, а это дополнительные расходы федерального бюджета.

Л. Максимова,

главный редактор журнала “Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение“

1 мая 2008 г.

“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 5, май 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письма от 30.03.2007 N 03-03-06/4/33, от 06.06.2006 N
03-03-04/4/100.