В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Каким образом в рамках существования театра оформить деятельность зрительского буфета и столовой без аренды помещения

Каким образом в рамках существования театра оформить деятельность зрительского буфета и столовой без аренды помещения в случае ведения такой деятельности сторонним юридическим лицом, либо внештатным обособленным подразделением или каким-то другим образом?

Поскольку в соответствии с требованиями ст. 298 ГК РФ учреждение не в праве каким-либо образом самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом, передача им помещений сторонним организациям и лицам в аренду, временное пользование и т.п. неправомерно.

Вместе с тем, привлечение сторонних организаций и лиц к организации питания зрителей и персонала театра возможно в следующих вариантах:

- создание в структуре театра внештатного (или штатного) обособленного подразделения общепита. При этом, учитывая, что численность персонала бюджетных учреждений
контролируется вышестоящим органом, штатное расписание такого подразделения с уточнением источников его финансирования должно быть согласовано с указанным органом. В случае создания указанного выше подразделения для обеспечения его деятельности театр имеет право принимать работников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера (например, на организацию питания зрителей в период реализации конкретного театрального проекта). Однако создание в структуре театра обособленного подразделения общепита существенно ограничивает его возможности привлечения для этих целей сторонних организаций. Ведь пользование услугами сторонних организаций при наличии собственного подразделения для этих целей может быть классифицировано контролирующими органами как экономически не обоснованное расходование средств учреждения;

- привлечение сторонних организаций для оказания услуг общепита в помещениях театра без сдачи последних им в аренду. При этом помещения, в которых сторонняя организация осуществляет торговлю продуктами питания во время спектаклей, остаются в оперативном управлении театра. А сторонняя организация только оказывает театру услуги общепита на его территории. Данная возможность имеет место в отношении услуг общепита, оказываемых с использованием временных лотков, буфетов и т.п., установка и ликвидация которых не требует дополнительных капитальных затрат (подключения оборудования, устройство или укрепления полов и фундаментов и т.п.);

- привлечение сторонних организаций для оказания услуг общепита на базе оборудования бюджетного учреждения. В этом случае театр обосновывает перед вышестоящим органом необходимость организации питания зрителей. Учитывая возможную нецелесообразность создания для этих целей специализированного подразделения с привлечением дополнительных работников, театр по согласованию с вышестоящим органом приобретает и устанавливает необходимое кухонное и иное оборудование. Затем по мере необходимости заключает договоры на его обслуживание и организацию питания со сторонней организацией без передачи ей в аренду данного оборудования
и помещений, в которых оно установлено (разрешение на пользование данным оборудованием сторонними организациями в интересах театра оформляется в рамках согласования с вышестоящим органом возможности закупки и установки этого оборудования).

Суммируя вышеперечисленные схемы организации питания в театре силами сторонних организаций и лиц, следует обратить внимание на необходимость согласования возможности применения любой из этих схем с вышестоящим органом.

И.Ю. Гарнов,

руководитель отдела аудита и консалтинга
бюджетных учреждений ООО “А.И. Аудит-Сервис“

1 июля 2007 г.

“Ваш бюджетный учет“, N 7, июль 2007 г.