В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Сущность и принципы учета в условиях единого казначейского счета. Этапы его внедрения

Сущность и принципы учета в условиях единого
казначейского счета. Этапы его внедрения

Единый казначейский счет (ЕКС) - это счет Федерального казначейства РФ, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета. Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Цели перехода на ЕКС:

сокращение сроков финансирования распорядителей и получателей прохождения платежей;

централизация учета исполнения федерального бюджета по доходам и расходам в Управлении федерального казначейства (УКФ);

исключение возможностей использования коммерческими банками бюджетных средств в своих интересах в результате открытия счетов казначейства по учету расходов в Банке России или иных уполномоченных кредитных учреждениях;

повышение эффективности управления средствами федерального бюджета и возможность
получения оперативной и достоверной информации о суммах поступивших доходов и произведенных расходов и наличии средств в любой момент времени; группировки данной информации в различных отчетах по исполнению бюджетов;

защищенность бюджетных средств ЕКС открывается в Центральном Банке РФ, поэтому в случае возникновения экономических кризисов бюджетные средства, находящиеся на ЕКС, защищены от негативного влияния (примером является дефолт 1998 г., когда коммерческие банки не смогли обеспечить сохранность средств, а средства, находившиеся в казначейской системе, практически не пострадали).

В условиях функционирования Единого казначейского счета контроль за направлениями расходования государственных финансовых ресурсов и их сохранностью упрощается (рис. 1).

-----------------------------¬
-------+ Центральный Банк +----------¬
¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦
¦ L-----------------------TTTTT- ¦
------+-----¬ ¦¦¦¦¦
¦
¦ контроль ¦ ¦¦¦¦¦ ¦
L-----T------ ¦¦¦¦¦ ¦
---------+--------------¬ ¦¦¦¦¦ --------+-------¬
----+ Единый казначейский ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ Средства ¦
¦ ¦ счет ¦ ¦¦¦¦¦ ¦ хозяйствующих ¦
¦ L------------------------ ¦¦¦¦¦ ¦ субъектов ¦
¦ ------------------------¬ -----------¬¦¦¦¦¦ L----------------
+---+ Средства федерального +---+ контроль +-¦¦¦¦
¦ ¦ бюджета ¦ L----------- ¦¦¦¦
¦ L------------------------ ¦¦¦¦
¦ ------------------------¬ -----------¬ ¦¦¦¦
+---+ Средства бюджетов +---+ контроль +--¦¦¦
¦ ¦ субъектов Федерации ¦ L----------- ¦¦¦
¦ L------------------------ ¦¦¦
¦ ------------------------¬ -----------¬ ¦¦¦
+---+ Средства местных +---+ контроль +---¦¦
¦ ¦ бюджетов ¦ L----------- ¦¦
¦ L------------------------ ¦¦
¦ ------------------------¬ ¦¦
+---+ Средства ¦ -----------¬ ¦¦
¦ ¦ государственных +---+ контроль +----¦
¦ ¦ внебюджетных фондов ¦ L----------- ¦
¦ L------------------------ ¦
¦ ¦
¦ ------------------------¬ -----------¬ ¦
L---+ Внебюджетные средства +---+ контроль +-----
¦ бюджетных организаций ¦ L-----------
L------------------------

Рис. 1. Осуществление контроля органами казначействами их
использования; в условиях функционирования ЕКС


Если до перехода на ЕКС контролю подвергались все счета бюджетов различных уровней, вне бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, открытые в Банке России и иных уполномоченных кредитных организациях, то теперь контролируется только ЕКС, так как на нем концентрируются все указанные средства. Кроме того, подключение к системе обмена электронными платежными документами Банка России позволяет организовать оперативный централизованный контроль за временем прохождения и зачисления получателям средств, расходованием распорядителями средств бюджета со своих лицевых счетов, что, в свою очередь, автоматизирует исполнение части контрольных функций казначейства.

Основными принципами учета в условиях функционирования ЕКС являются:

принцип “горизонтальной“ централизации учета - доходы федерального бюджета концентрируются на одном счете ЕКС, открытом
Главным управлением федерального казначейства (ГУФК); с этого же счета осуществляются рас ходы федерального бюджета. Централизации подлежит также учет доходов и расходов бюджетов субъектов федерации (например, областного бюджета) в условиях функционирования единого казначейского счета; принцип “вертикальной“ централизации учета доходы бюджетов различных уровней концентрируются на счете УФК, затем они перераспределяются между соответствующими бюджетами; принцип непрерывности учета операции по доходам и расходам, производимые УФК, отражаются в Главной книге казначейства ежедневно;

принцип оперативности учета исполнения бюджета - сокращается промежуток времени, в течение которого информация о финансировании бюджетополучателей становится доступной органам казначейства;

принцип подконтрольности исполнения бюджета - имея информацию о суммах доходов и расходов, государственные органы могут принимать своевременные меры, позволяющие их сбалансировать, а в случае необходимости привлекать дополнительные средства (см. образец заполнения).

Главная книга казначейства является основным синтетическим регистром, в котором осуществляется систематический учет операций, осуществляемых органами казначейства. В ней ведутся все синтетические счета.

Функционирование ЕКС отражено на рис. 2.

---------------------------------------------------------¬
¦ Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). +◄-¬
---►+ Единый казначейский счет (ЕКС), открытый в Банке ¦ ¦
¦ ¦ России (40105) ¦ ¦
¦ L------------------------T-------------------------------- ¦
¦ Ў ¦
¦ -------------------+------------------------¬ ¦
¦ ¦ Управление Федерального казначейства ¦ ¦
¦ +-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-+ ¦
¦ +-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+ ¦
¦ ¦ Счета федерального бюджета, открытые к ЕКС¦ ¦
¦ ¦ для УФК в учреждениях Банка России или ¦ ¦
¦ ¦ уполномоченных кредитных организациях ¦ ¦
¦ L-----T---------------T-----------------T---- ¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----+---¬ ----+---¬ ----+---¬ ¦
L-----------+ 40101 +------►+ 40201 ¦ -- -►+ 40105 +---¬ ¦
LT--T-T-- LT--T--T- L-------- ¦ ¦
--------- ^ ^ ^ ^ L-----+----------------+------
¦ ¦ ¦ --- ¦ ¦
Ў ¦ ¦ ¦ Ў Ў Ў
-------+-------¬ ¦ ¦ ---+--------+-¬ -----------+---------¬
¦ Счета 40201 и¦ ¦ L- --- --+ + Отделения ¦ ¦ Поставщики товаров ¦
¦ 40204 +◄-+ -- -- -- +-+ Федерального¦ ¦ и услуг ¦
¦ финансовых ¦ ¦ ¦ ¦ казначейства¦ L---------------------
¦ органов ¦ ¦ ¦ +-T-T-T-T-T-T-+
L--------------- ¦ ¦ L-+-+-+-+-+-+--
¦ ¦ ^
-- -- -- --+- --- -- -+- -- ---
Ў ¦ ¦
------+-----¬ ---+----------+------¬
¦ Налоговые ¦ ¦Плательщики налогов ¦
¦ инспекции ¦ ¦ и сборов ¦
L------------ L---------------------

--¬ - лицевые счета получателей бюджетных средств
L--
-- --► ◄--► - информационные потоки
-------► - движение денежных средств

Рис. 2. Функционирование органов федерального казначейства в
условиях ЕКС


Учет процесса казначейского исполнения бюджета в условиях функционирования ЕКС осуществляется следующим образом: для учета доходов органами федерального казначейства открываются два счета: счет 40101 “Налоги и сборы, распределяемые органами казначейства“ и счет 40102 “Доходы федерального бюджета“. Счет 40101 предназначен для учета регулирующих доходов. Ими являются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее, чем на три года) по разным видам таких доходов.

На балансовом счете 40102 учитываются федеральные доходы, поступающие как непосредственно от налогоплательщиков, так и с балансового счета 40101, т.е. федеральные доли регулирующих налогов. УФК ежедневно распределяет регулирующие доходы для зачисления их в бюджеты соответствующих уровней. Перечисление указанных доходов осуществляется по каналам электронной связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, а средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, перечисляются на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России. В функции УФК входит также возврат излишне уплаченных налогоплательщиками или излишне взысканных с них налогов и сборов. Возврат осуществляется в пределах остатка средств на лицевом счете УФК.

Главная книга

Волоколамское финансовое управление Министерства финансов
--------------------------------------------------------------------
(наименование органа, исполняющего бюджет)

Московской области
-------------------------------------------
на 2004 год месяц январь

Единица измерения: руб.

-----------T-----T----------T-----------------------------------------------------------¬
¦Число ме-¦Номер¦Сумма по¦ Оборот по счетам третьего порядка ¦
¦сяца ¦мемо-¦ордеру +-------------------T--------------------T------------------+
¦ ¦риа- ¦ ¦ 1211 ¦ 2201 ¦ 4201 ¦
¦ ¦льно-¦ +---------T---------+----------T---------+--------T---------+
¦ ¦го ¦ ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
¦ ¦орде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+-----+----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦Остаток на начало месяца ¦3 356,05 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------T-----T----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦05.01.2004¦ 5 ¦404 875,85¦12 000,00¦35 200,00¦190792,49 ¦ 4 424,80¦ ¦162458,56¦
+----------+-----+----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦06.01.2004¦ 6 ¦324 919,71¦25 630,05¦26 584,00¦147842,66 ¦ 45875,00¦ ¦78 988,00¦
+----------+-----+----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦ ... ¦
+----------+-----+----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦31.01.2004¦ 31 ¦323 493,57¦21 548,36¦31 254,89¦161458,63 ¦ 8 000,00¦36000,00¦65 231,69¦
+----------+-----+----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦Итого оборот за¦3465894,76¦180256,23¦360251,87¦1800564,78¦120459,63¦36000,00¦968362,25¦
¦месяц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦Ост. на конец¦ ¦ 4 400,66¦ ¦1680105,15¦ ¦ ¦932362,25¦
¦месяца ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦Ост. на начало¦ ¦ 3 356,05¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+----------+---------+---------+----------+---------+--------+---------+
¦Итого обор. с¦3465894,76¦180256,23¦360251,87¦1800564,78¦120459,63¦36000,00¦968362,25¦
¦нач. года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------+----------+---------+---------+----------+---------+--------+----------

Пример. Согласно выписке банка на счет Управления Федерального казначейства N 40101 за текущий день поступили: 1) налог на прибыль предприятий и организаций 50 000 руб.; 2) налог на добавленную стоимость 15 000 руб.; 3) плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов 6 000 руб.

Из налоговых органов поступило заключение на возврат налога на прибыль предприятий и организаций на сумму 61 000 руб.

Произвести: 1) распределение сумм поступивших на счет 40101 доходов по установленным законодательством нормативам отчислений; 2) распределение суммы, подлежащей возврату, по каждому уровню бюджета; 3) сравнение данных о распределенных суммах доходов и суммах возвратов и анализ их разницы по уровням бюджетов.

Распределим суммы поступивших доходов (табл. 1).

Распределим суммы возврата налога на прибыль (табл. 2).

Распределим суммы поступивших доходов за текущий день (табл. 3).

Таблица 1

Распределение сумм доходов (руб.) по уровням бюджетов


--------------T------------T--------------------------------------------¬
¦ Вид платежа ¦Сумма плате-¦ Суммы, причитающиеся к уплате ¦
¦ ¦жа ¦ ¦
¦ ¦ +--------------T---------------T-------------+
¦ ¦ ¦в федеральный¦в бюджет субъе-¦местный бюд-¦
¦ ¦ ¦бюджет ¦кта ¦жет ¦
¦ ¦ +-------T------+--------T------+-------T-----+
¦ ¦ ¦ставка,¦сумма ¦ставка, ¦сумма ¦ставка,¦сумма¦
¦ ¦ ¦ % ¦ ¦ % ¦ ¦ % ¦ ¦
+-------------+------------+-------+------+--------+------+-------+-----+
¦Налог на при-¦ 50 000 ¦ 6 ¦12 500¦ 16 ¦33 333¦ 2 ¦4 167¦
¦быль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+-------+------+--------+------+-------+-----+
¦НДС ¦ 15 000 ¦ 100 ¦15 000¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+-------+------+--------+------+-------+-----+
¦Плата за нор-¦ 6 000 ¦ 19 ¦ 1 140¦ 26,73 ¦ 1 604¦ 54,27 ¦3 256¦
¦мативные и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сверхнормати-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вные выбросы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------+------------+-------+------+--------+------+-------+-----+
¦Итого ¦ 71 000 ¦ ¦28 640¦ ¦34 937¦ ¦7 423¦
L-------------+------------+-------+------+--------+------+-------+------

Таблица 2

Распределение суммы возврата налога на прибыль (руб.)
по уровням бюджетов


------------T-------T---------------------------------------------------¬
¦Вид платежа¦ Сумма ¦ Суммы, причитающиеся к возврату ¦
¦ ¦платежа+-----------------T-----------------T---------------+
¦ ¦ ¦ из федерального ¦из бюджета субъе-¦ из местного ¦
¦ ¦ ¦ бюджета ¦кта Федерации ¦ бюджета ¦
¦ ¦ +---------T-------+---------T-------+---------T-----+
¦ ¦ ¦ставка, %¦ сумма ¦ставка, %¦ сумма ¦ставка, %¦сумма¦
+-----------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+-----+
¦ налог на ¦ 61 000¦ 6 ¦ 15 250¦ 16 ¦ 40 667¦ 2 ¦5 083¦
¦ прибыль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------+-------+---------+-------+---------+-------+---------+------

Таблица 3

Распределение поступивших доходов (руб.) за текущий день


----T--------------------------T--------T-------------------------------¬
¦ N ¦ ¦ Сумма ¦ В том числе ¦
¦п/п¦ +--------+-----------T----------T--------+
¦ ¦ ¦ всего ¦федеральный¦бюджет су-¦местный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ бюджет ¦бъекта Фе-¦бюджет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дерации ¦ ¦
+---+--------------------------+--------+-----------+----------+--------+
¦ 1. Налог на прибыль ¦
+---T--------------------------T--------T-----------T----------T--------+
¦1.1¦Распределено поступлений ¦ 50 000 ¦ 12 500 ¦ 33 333 ¦ 4 167 ¦
+---+--------------------------+--------+-----------+----------+--------+
¦1.2¦Сумма возврата ¦ 61 000 ¦ 15 250 ¦ 34 936 ¦ 5 083 ¦
+---+--------------------------+--------+-----------+----------+--------+
¦1.3¦К перечислению ¦-11 000 ¦ -2 750 ¦ -1 603 ¦ -916 ¦
+---+--------------------------+--------+-----------+----------+--------+
¦ 2. НДС ¦
+---T--------------------------T--------T-----------T----------T--------+
¦2.1¦Распределено поступлений ¦ 15 000 ¦ 15 000 ¦ 0 ¦ 0 ¦
+---+--------------------------+--------+-----------+----------+--------+
¦2.2¦К перечислению ¦ 15 000 ¦ 15 000 ¦ 0 ¦ 0 ¦
+---+--------------------------+--------+-----------+----------+--------+
¦ 3. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы ¦
+---T--------------------------T--------T-----------T----------T--------+
¦3.1¦Распределено поступлений ¦ 6 000 ¦ 1 140 ¦ 1 604 ¦ 3 256 ¦
+---+--------------------------+--------+-----------+----------+--------+
¦3.2¦К перечислению ¦ 6 000 ¦ 1 140 ¦ 1 604 ¦ 3 256 ¦
+---+--------------------------+--------+-----------+----------+--------+
¦ ¦итого по бюджетам ¦ 15 731 ¦ 13 390 ¦ 1 ¦ 2 340 ¦
L---+--------------------------+--------+-----------+----------+---------

Так как по бюджету субъекта РФ получается отрицательный остаток, возврат налога на прибыль будет осуществлен частично. При этом по всем уровням бюджетов обязательно формируются платежные документы на перечисление средств. По бюджету субъекта РФ формируется платежное поручение на минимальную сумму (1 руб.). Суммы возвращаемого налога указываются с отрицательным знаком. Таким образом, будут сформированы платежные поручения (табл. 4).

УФК ежедневно передает информацию отделениям федерального казначейства (ОФК) о суммах поступивших налогов и сборов по каналам электронной связи для последующей передачи налоговым и финансовым органам. Такая централизация учета доходов позволяет обеспечивать органы государственной власти, местного самоуправления и налоговые органы необходимой информацией для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета по доходам.

Учет исполнения федерального бюджета по расходам и само исполнение возлагается на УФК. Для осуществления расходов денежные средства перечисляются ГУФК с ЕКС в пределах остатка на счет УФК. Основанием для перечисления средств являются заявки УФК, в которых указываются цели расходов и необходимые суммы. Средства федерального бюджета переводятся на счет УФК в течение операционного дня учреждения Банка России и зачисляются не позднее начала следующего операционного дня. Такой порядок повышает оперативность осуществления расходов федерального бюджета.

Финансирование бюджетополучателей осуществляется распорядителями бюджетных средств через органы казначейства. Суммы финансирования отражаются на лицевых счетах бюджетных организаций, открытых в органах казначейства. Отсутствие лицевых счетов для учета средств федерального бюджета в других учреждениях (Банке России, иных кредитных организациях) не ущемляет интересов распорядителей и получателей бюджетных средств. Они имеют право самостоятельно определять направления расходования выделенных им денежных средств в соответствии с бюджетной росписью, обеспечивая их эффективное и целевое использование.

Таблица 4

Содержание платежных поручений (руб.), сформированных
в результате распределения доходов по уровням бюджетов


-------------------------------------T------------T------------T--------¬
¦ Вид платежа ¦Федеральный ¦Бюджет су-¦Местный ¦
¦ ¦бюджет ¦бъекта РФ ¦бюджет ¦
+------------------------------------+------------+------------+--------+
¦Налог на прибыль ¦ (-2 750) ¦ (-1 603) ¦ (-916) ¦
+------------------------------------+------------+------------+--------+
¦НДС ¦ 15 000 ¦ - ¦ - ¦
+------------------------------------+------------+------------+--------+
¦Плата за нормативные и сверхнорма-¦ 1 140 ¦ 1 604 ¦ 3 254 ¦
¦тивные выбросы ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+------------+------------+--------+
¦Всего ¦ 13 390 ¦ 1 ¦ 2 340 ¦
L------------------------------------+------------+------------+---------

Расходы федерального бюджета оплачиваются УФК в пределах остатка денежных средств, имеющегося на лицевом счете, в течение операционного дня учреждения Банка России. По истечении операционного дня остаток неиспользованных средств в обязательном порядке возвращается в ГУФК на ЕКС. Таким образом, все денежные средства федерального бюджета концентрируются ежедневно на Едином казначейском счете, что дает возможность получать оперативную информацию об их остатке и осуществлять оперативный учет их движения.

Если лицевые счета бюджетных организаций открыты в ОФК, то выдача наличных денежных средств для выплаты заработной платы, на хозяйственные нужды или иные цели организациям-бюджетополучателям осуществляется со счета ОФК, открытого в Банке России или ином уполномоченном кредитном учреждении. На конец операционного дня этот счет “обнуляется“: неиспользованный остаток средств федерального бюджета перечисляется на счет УФК.

Очевидно, что доходный поток средств федерального бюджета ЕКС составляют доходы федерального бюджета, зачисляемые на счет 40102, и остатки неиспользованных средств, перечисляемые с лицевого счета УФК в конце операционного дня. Расходный поток формируют бюджетные средства, ежедневно перечисляемые ГУФК Управлению федерального казначейства. Аналитический учет ежедневных поступлений доходов в федеральный бюджет осуществляет ГУФК по видам налогов, сборов и других обязательных платежей в разрезе статей доходов бюджетной классификации РФ нарастающим итогом с начала года и отражает в соответствующих формах учета, установленных Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов N 15н, а также Инструкцией о порядке ведения учета доходов Федерального бюджета и распределения в порядке регулировании доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ N 91н.

В настоящее время казначейская система исполнения федерального бюджета функционирует в условиях ЕКС. Теперь настала очередь внедрения ЕКС на уровне субъектов РФ. Так, казначейское исполнение бюджета Московской области уже осуществляется с ЕКС (рис. 3).

------------------------------------------¬
¦ Управление областного казначейства ¦
¦ Министерства финансов Московской области¦
+-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-+
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--

-----------------------¬ ¦
----+---¬ ¦ -------------¬
¦ Счет ¦ Ў ¦ ¦ Поставщики ¦
¦ 40101 ¦ --------+-----+---------------¬ ¦ товаров и ¦
L-------- ¦ Единый казначейский счет, +---►+ услуг ¦
¦ открытый в учреждении ¦ L-------------
¦ Сбербанка России (40201) +-------¬
--------------¬ L------T----T-----T------------ ¦
¦ Плательщики ¦ ^ ^ ¦
¦ налогов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сборов +------------- Ў ¦
L-------------- ---------------+-----+--------------¬ ¦
¦ Территориальные органы областного ¦ ¦
¦ казначейства Министерства финансов¦ ¦
¦ Московской области ¦ ¦
+-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-+◄----
+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+
¦Субсчета областного бюджета (40201)¦
L------------------------------------

--¬ - лицевые счета получателей бюджетных средств
L--
-- --► - информационные потоки
-------► - движение денежных средств

Рис. 3. Исполнение бюджета Московской области в условиях
функционирования


Учет процесса казначейского исполнения бюджета Московской области в условиях функционирования ЕКС осуществляется Управлением областного казначейства (УОК), созданным при Министерстве финансов Московской области, так как именно на него возложены функции по исполнению областного бюджета. Кроме того, созданы территориальные органы областного казначейства, одним из которых является отдел казначейского исполнения областного и местного бюджетов Волоколамского финансового управления Министерства финансов Московской области. В их функции входит обслуживание лицевых счетов бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется из областного бюджета, находящихся на данной территории.

Исполнение бюджета Московской области в условиях функционирования ЕКС имеет следующую схему. Единый казначейский счет 40201 “Средства субъектов РФ“ открыт в учреждении банка России. На него зачисляются налоги и сборы, подлежащие уплате налогоплательщиками в областной бюджет, а также поступает доля регулирующих доходов с балансового счета 40101 “Налоги и сборы“, распределяемые органами казначейства, подлежащие зачислению в областной бюджет в соответствии с установленными нормативами. С ЕКС (40201) осуществляется возврат излишне уплаченных налогоплательщиками или излишне взысканных с них сумм налогов и сборов в пределах остатка денежных средств на лицевом счете УОК. Все расходы областного бюджета осуществляются с ЕКС.

Управление областного казначейства связано с территориальными органами областного казначейства системой обмена электронными документами. Для осуществления расхода областного бюджета территориальные органы не позднее 16 ч дня, предыдущего платежу, направляют в УОК платежные документы, представленные бюджетополучателями, в электронном виде. В территориальных органах остаются документы с подписями и печатями бюджетных организаций, которые подшиваются к выпискам по лицевым счетам. Наличие системы обмена электронными документами требует от специалистов территориальных органов не только их тщательного предварительного контроля (на наличие лимитов, полноту представленного пакета документов и др.), но и безошибочного занесения всех их реквизитов для отправления по каналам электронной связи.

Принятые электронные документы также проверяются УОК. Результаты проверки отражаются в протоколе, направляемом территориальному органу. Документы, прошедшие контроль, исполняются за счет средств областного бюджета в пределах их остатка на ЕКС. Суммы прошедших платежей отражаются в выписке по ЕКС, направляемой в электронном виде УОК территориальному органу.

В процессе исполнения областного бюджета территориальными органами казначейства возникает необходимость выдачи наличных денежных средств бюджетным организациям как для выдачи заработной платы (не все бюджетополучатели получают за работную плату через сеть банкоматов), так и для осуществления хозяйственных расходов. Так как субсчет областного бюджета, открытый в Сбербанке России, всегда имеет нулевой остаток, территориальные органы казначейства отправляют в УОК заявку на подкрепление субсчета с указанием суммы, целей, видов расходов и наименований бюджетополучателей, от имени и по поручению которых необходимо осуществить расход. Заявка также отправляется по каналам электронной почты. Управление областного казначейства, проверив заявку с точки зрения правильности ее составления и наличия лимитов на лицевых счетах указанных бюджетополучателей, направляют средства на подкрепление субсчета областного бюджета при условии их наличия на ЕКС. После отражения их в выписке по субсчету территориальные органы казначейства выписывают чеки на получение наличных денежных средств. Так как средства областного бюджета поступают в соответствии с указанными в заявке суммами, после получения бюджетными организациями их по чекам остаток средств на субсчете снова становится равным нулю. Данная информация содержится в отчете “Справка о движении средств на лицевых счетах получателей средств из бюджета“, который территориальные органы казначейства ежедневно отправляют в Управление областного казначейства.

Пример. Лицевой счет Волоколамского Государственного профессионального училища N 53 (ГПУ-53), финансирование которого осуществляется из бюджета Московской области, открыт в Волоколамском финансовом управлении Министерства финансов Московской области. Срок выплаты заработной платы Волоколамскому ГПУ-53 установлен 6 числа. Для получения заработной платы за февраль 2005 г. училище 3 марта 2005 г. представляет в Волоколамское финансовое управление пакет документов: заявку на получение наличных денежных средств (262000*(1)), доверенность на получение чека, приказы на выплаты стимулирующего характера (в случае таких выплат), платежные поручения на перечисление единого социального налога (72000) и сумм на страхование от несчастных случаев (460). Специалисты отдела казначейского исполнения областного и местного бюджетов проверяют правильность заполнения представленных документов, наличие лимитов, обоснованность выплат. В этот же день специалисты казначейского отдела отправляют по электронной почте в УОК за явку на подкрепление субсчета областного бюджета с указанием бюджетополучателя (Волоколамское ГПУ-53), видов расходов (заработная плата), сумм, необходимых для оплаты указанных расходов. При достаточности средств на ЕКС Управление областного казначейства направляет денежные средства на подкрепление субсчета областного бюджета согласно заявке (262000). 5 числа до 16 ч специалисты казначейского отдела отправляют в электронном виде в УОК платежные поручения, представленные ГПУ-53 (72460), и выписывают чек. После тщательного контроля принятых платежных поручений УОК отправляет отделу казначейства Волоколамского финансового управления протокол, в котором отражаются результаты проверки, и направляет платежные поручения по каналам электронной связи для оплаты в Сбербанк РФ, где открыт ЕКС. В день выплаты заработной платы (6 марта) ГПУ-53 получает чек в отделе казначейского исполнения областного и местного бюджетов, после чего получает наличные денежные средства в отделении Сбербанка РФ, которые снимаются с субсчета областного бюджета Волоколамского финансового управления. Получение наличных денежных средств Волоколамским ГПУ-53 отражается в выписках по лицевому счету ГПУ-53 и по субсчету областного бюджета Волоколамского финансового управления. После получения денежных средств Волоколамским ГПУ-53 остаток на субсчете областного бюджета снова становится равным нулю (рис. 4).

------------------------------------------¬
¦ Управление областного казначейства ¦
¦ Министерства финансов Московской области¦
+-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-+
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--

-------------------¬ ¦
----+---¬ ¦ -------------¬
¦ Счет ¦ Ў ¦ ----¬ ¦ Филиал N 47¦
¦ 40101 ¦ --------+-----+---------------T---+460+-►+ МОРО ФСС РФ¦
L-------- ¦ Единый казначейский счет, ¦ L---- L-------------
¦ открытый в учреждении ¦ -------¬ -----------¬
¦ Сбербанка России (40201) +---+72000 +►+ УФК по ¦
--------------¬ L------T---T-------T-----T----- L------- ¦Московской¦
¦ Плательщики ¦ ^ ^ ¦ ¦ области ¦
¦ налогов и ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------
¦ сборов +--------- ¦ ¦
L-------------- ¦ ¦
--------------------+-----¬ ¦-----+-------------------¬
¦Платежные поручения в¦ ¦¦ Протокол, отражающий ¦
¦электронном виде (72460),¦ ¦¦результаты проверки п/п;¦
¦ заявка на подкрепление ¦ ¦¦ выписка по Единому ¦
¦ субсчета областного ¦ ¦¦ казначейскому счету ¦
¦ бюджета (262000) ¦ ¦¦ (334460) ¦
L-------------------T------ ¦L----T--------------------
-- -- --- --- --- -- -¬ ¦
Ў ¦ L-----Ў---------------------¬
---+---------¬ ---------+--+-------------+---------------¬ ¦
¦ Пакет ¦ ¦ Волоколамское финансовое управление ¦ ¦
¦ документов ¦ ¦Министерства финансов Московской области ¦ ¦
L--T---------- +--T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--+ ---+-----¬
---+-----¬ +--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+ ¦ 262000 ¦
¦ ГПУ-53 ¦ ¦ Субсчет областного бюджета (40201) ¦ L--T------
L--T------ L------------------T----------------------+◄-----
^ ---------¬ ¦
L---------+ 262000 +-------------
L---------

--¬ - лицевые счета получателей бюджетных средств
L--
-- --► - информационные потоки
-------► - движение денежных средств

Рис. 4. Выдача заработной платы Волоколамским финансовым управлением
Волоколамскому ГПУ-53 в условиях функционирования ЕКС


Таким образом, все доходы бюджета Московской области концентрируются на ЕКС; с него же осуществляются расходы. Такой порядок влечет за собой централизацию учета исполнения бюджета Московской области Управлением областного казначейства.

Этапы внедрения системы ЕКС

Концепция функционирования ЕКС может быть реализована при условии создания автоматизированной интегрированной казначейской системы и повсеместного перевода учреждений Банка России, органов казначейства и налоговых органов на электронные платежи. Поэтому внедрение ЕКС в систему казначейского исполнения бюджетов осуществляется не сразу, а происходит поэтапно и сопровождается проблемами, решение которых требует проведения определенных мероприятий, а часто и привлечения дополнительных ресурсов. Этапы внедрения системы ЕКС приведены в табл. 5.

Результатами реализации в России концепции функционирования ЕКС являются следующие положительные аспекты:

становится доступной информация об исполнении консолидированного бюджета по доходам в результате наличия сведений об общей сумме налогов и сборов, поступающих на территориях субъектов РФ, а также выполнении нормативов зачисления регулирующих доходов в бюджеты различных уровней;

в любой момент времени Правительство РФ владеет информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства и их расходовании в предметном и территориальном разрезах;

имеющаяся информация о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов Федерального казначейства, а также о суммах финансирования и кассовых расходов позволяет Правительству РФ делать анализ, результатом которого являются данные об объемах свободных денежных средств (не направляемых на кассовые расходы текущего периода), что является основой составления прогноза возможного кассового разрыва;

в результате повышения эффективности управления средствами федерального бюджета Правительство РФ получает возможность сокращать объем краткосрочных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Это приводит к сокращению расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга;

Таблица 5

Внедрение системы Единого казначейского счета


--------------T-------------------------T-------------------------------¬
¦Мероприятия ¦ Возникающие проблемы ¦ Способы решения ¦
+-------------+-------------------------+-------------------------------+
¦ I этап ¦
+-------------T-------------------------T-------------------------------+
¦Перевод всех¦Отсутствие достаточно¦Принятие документов (Порядков и¦
¦бюджетных уч-¦разработанной нормативно-¦др.), регламентирующих взаимо-¦
¦реждений и¦правовой базы ¦отношения органов казначейства¦
¦организаций ¦ ¦и бюджетных организаций ¦
¦на лицевые¦Отсутствие материально-¦Выделение средств из местных¦
¦счета, откры-¦технической базы функцио-¦бюджетов и бюджетов субъектов¦
¦тые в органах¦нирования органов казна-¦Федерации на приобретение не-¦
¦казначейства ¦чейства ¦обходимого оборудования и прог-¦
¦ ¦ ¦раммных продуктов, обеспечива-¦
¦ ¦ ¦ющих автоматизацию процесса ис-¦
¦ ¦ ¦полнения бюджета ¦
+-------------+-------------------------+-------------------------------+
¦ II этап ¦
+-------------T-------------------------T-------------------------------+
¦Введение сис-¦Отсутствие интегрирован-¦Заключение договоров со специа-¦
¦темы элек-¦ных централизованных про-¦лизированными фирмами на раз-¦
¦тронного до-¦граммных продуктов, удов-¦работку программных продуктов¦
¦кументооборо-¦летворяющих требованиям¦с заданным характеристиками ¦
¦та между уча-¦исполнения бюджетов раз-¦ ¦
¦стниками бюд-¦личных уровней по доходам¦ ¦
¦жетного про-¦и расходам ¦ ¦
¦цесса: +-------------------------+-------------------------------+
¦на горизонта-¦Невозможность передачи по¦Осуществление безналичных рас-¦
¦льном уровне¦каналам электронной связи¦четов физическими лицами а ва-¦
¦(между орга-¦квитанций формы ПД-4, ко-¦люте РФ на территории РФ по¦
¦нами казна-¦торыми оформляется прием¦банковским счетам в соответ-¦
¦чейства, бюд-¦платежей наличными денеж-¦ствии с Положением Банка России¦
¦жетными орга-¦ными средствами через от-¦от 01.04.2003 N 222П “О порядке¦
¦низациями, ¦деления Сбербанка и ком-¦осуществления безналичных рас-¦
¦банками, вне-¦мерческих банков ¦четов физическими лицами в РФ ¦
¦бюджетными ¦Угроза утечки, фальсифи-¦(вступило в силу 01.07.2003) ¦
¦фондами) и на¦кации информации, наруше-+-------------------------------+
¦вертикальном ¦ния ее конфиденциальности¦Разработка и применение средств¦
¦уровне (между¦ ¦криптозащиты и электронно-циф-¦
¦вышестоящими ¦ ¦ровой подписи и повышение эффе-¦
¦и нижестоящи-¦ ¦ктивности применяемых средств¦
¦ми органами¦ ¦защиты информации ¦
¦казначейства)+-------------------------+-------------------------------+
¦ ¦Наличие ошибок, допуска-¦Усиление контроля как со сторо-¦
¦ ¦емых при заполнении пла-¦ны кредитных учреждений за пра-¦
¦ ¦ных документов и при их¦вильностью заполнения платежных¦
¦ ¦переводе в электронную¦документов, так и со стороны¦
¦ ¦форму ¦органов казначейства и налого-¦
¦ ¦ ¦вых органов забезошибочным вне-¦
¦ ¦ ¦нием в программу всех реквизи-¦
¦ ¦ ¦тов документов, передаваемых по¦
¦ ¦ ¦каналам электронной связи;¦
¦ ¦ ¦консультации налогоплательщиков¦
¦ ¦ ¦налоговыми органами и учрежде-¦
¦ ¦ ¦ниями банков по правильному за-¦
¦ ¦ ¦полнению документов на перечис-¦
¦ ¦ ¦ление налогов и сборов ¦
¦ +-------------------------+-------------------------------+
¦ ¦Отсутствие материально-¦Выделение средств из бюджетов¦
¦ ¦технической базы у бюд-¦для материально технического¦
¦ ¦жетных организаций, кото-¦оснащения бюджетных организа-¦
¦ ¦рая позволила бы им учас-¦ций; консультации со стороны¦
¦ ¦твовать в электронном до-¦органов казначейства по выбору¦
¦ ¦кументообороте; недоста-¦и использованию программных¦
¦ ¦точность внебюджетных¦продуктов ¦
¦ ¦средств для приобретения¦ ¦
¦ ¦необходимого оборудования¦ ¦
¦ ¦и программного продукта ¦ ¦
¦ +-------------------------+-------------------------------+
¦ ¦Отсутствие в штате орга-¦Направление бюджетными органи-¦
¦ ¦низаций бюджетополучате-¦зациями работников на курсы по¦
¦ ¦лей специалистов, способ-¦повышению квалификации для при-¦
¦ ¦ных вести учет по автома-¦обретения навыков работы на¦
¦ ¦тизированной форме ¦компьютере ¦
+-------------+-------------------------+-------------------------------+
¦ III этап ¦
+-------------T-------------------------T-------------------------------+
¦Централизация¦Наличие разных счетов для¦Закрытие бюджетных счетов и от-¦
¦учета опера-¦поступления доходов и¦крытие ЕКС для учета доходов и¦
¦ций по посту-¦осуществления расходов¦осуществления расходов бюджета¦
¦плению дохо-¦бюджетов различных уров-¦соответствующего уровня ¦
¦дов и осуще-¦ней ¦ ¦
¦ствлению рас-+-------------------------+-------------------------------+
¦ходов бюджета¦Несвоевременность и недо-¦Установление регламентированных¦
¦соответствую-¦статочность информацион-¦информационных взаимосвязей ор-¦
¦щего уровня ¦ных потоков о суммах по-¦гаов казначейства между собой и¦
¦ ¦ступивших доходов и про-¦другими участниками бюджетного¦
¦ ¦изведенных расходов ¦процесса ¦
¦ +-------------------------+-------------------------------+
¦ ¦Несовпадение форм доку-¦Разработка и согласование соот-¦
¦ ¦кументов, которыми офор-¦ветствующих документов, состав-¦
¦ ¦мляются операции по ис-¦ляющих документооборот в усло-¦
¦ ¦полнению бюджета соответ-¦виях функционирования ЕКС ¦
¦ ¦ствующего уровня различ-¦ ¦
¦ ¦ными участниками бюджет-¦ ¦
¦ ¦ого процесса ¦ ¦
+-------------+-------------------------+-------------------------------+
¦Достижение ¦Несовпадение дня зачисле-¦Установление единого регламента¦
¦согласованно-¦ния средств, перечисляе-¦функционирования межрегиональ-¦
¦сти в работе¦емых ГУФК, с днем списа-¦ных электронных расчетов Банка¦
¦органов каз-¦ния остатков неиспользо-¦России, ГУФК и УФК ¦
¦начейства и¦ванных средств со счетов¦ ¦
¦кредитных уч-¦УФК на единый казначей-¦ ¦
¦реждений ¦ский счет*(1) ¦ ¦
¦(включая Банк¦ ¦ ¦
¦России) ¦ ¦ ¦
+-------------+-------------------------+-------------------------------+
¦ ¦Наличие противоречий в¦Пересмотр действующих и разра-¦
¦ ¦документах, являющихся¦ботка новых совместных указаний¦
¦ ¦правовой основой функци-¦Минфина России и Банка России,¦
¦ ¦онирования органов казна-¦касающихся взаимоотношений ор-¦
¦ ¦чейства, Банка России и¦ганов казначейства, Банка Рос-¦
¦ ¦иных кредитных учреждений¦сии и кредитных организаций по¦
¦ ¦ ¦обслуживанию счетов органов ка-¦
¦ ¦ ¦значейства ¦
+-------------+-------------------------+-------------------------------+
¦*(1) Для органов Федерального казначейства ¦
L------------------------------------------------------------------------

Правительство РФ получает новые рычаги воздействия на экономическую ситуацию в стране путем снижения завышенной краткосрочной ликвидности средств кредитных организаций благодаря тому, что средства федерального бюджета находятся не непосредственно на их расчетных счетах, а на лицевых счетах органов Федерального казначейства, открытых в этих кредитных организациях;

централизация исполнения бюджетов создает предпосылки для совершенствования учета данного процесса для наиболее адекватного и своевременного отражения операций по исполнению бюджетов по доходам и расходам. Таким образом, в результате реализации концепции функционирования ЕКС наряду с перечисленными преимуществами появляются новые принципы учета исполнения бюджетов и расширяются возможности предварительного и текущего контроля, что позволяет повышать эффективность исполнения бюджетов различных уровней и отражения бюджетного процесса в бухгалтерском учете.

Т.Ю. Власова,

консультант отдела казначейского исполнения
областного и местного бюджетов Волоколамского
финансового управления Минфина Московской области

“Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях“, N 16, август 2004 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Цифры условные