В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Из одновременного применения норм Бюджетного кодекса и Федерального закона N 115-ФЗ вытекает, что бюджетные инвестиции юридическим лицам как одна из ф

Из одновременного применения норм Бюджетного кодекса и Федерального закона N 115-ФЗ вытекает, что бюджетные инвестиции юридическим лицам как одна из форм капитальных расходов бюджетов должны отражаться в источниках финансирования дефицитов бюджетов. Это делает неясным принцип экономического определения расходов бюджета в целом. Каковы правила применения бюджетной классификации в этом случае?
Для правильного применения бюджетной классификации РФ в разрезе поставленного вопроса необходимо проводить четкое разграничение операций, связанных с бюджетными инвестициями и с различными формами участия в капитале.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Бюджетного кодекса предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной
собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц.

Это право при осуществлении бюджетных инвестиций, в частности в открытое акционерное общество, подтверждается Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“. Общество передает инвестору свои акции на сумму, эквивалентную произведенным инвестициям. Эти ценные бумаги должны удостоверять права имущественного характера участника (акционера) по отношению к обществу. Это - неотъемлемое условие осуществления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Такое положение закреплено в Порядке выделения средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организаций, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 548 (далее - Порядок).

Таблица 1. Что нашли финорганы

-----------------------------------------------------------T---------------------------------------¬
¦ Бюджетный кодекс ¦ Приложение N 7 к Закону N 115-ФЗ ¦
+----------------------------------------------------------+---------------------------------------+
¦Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь¦По коду 000 05 00 00 00 00 0000 530¦
¦создаваемых юридических лиц являются одной из форм¦определена статья “Приобретение¦
¦расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ) ¦(увеличение стоимости) акций и иных¦
+----------------------------------------------------------+форм участия в капитале, находящихся в¦
¦Бюджетные инвестиции в компании “небюджетной“ сферы¦государственной и муниципальной¦
¦означают возникновение права государственной или¦собственности“ ¦
¦муниципальной собственности на часть уставных (складочных)¦ ¦
¦капиталов и имущества этих фирм. Эти инвестиции¦ ¦
¦оформляются с участием РФ, ее субъектов и муниципальных¦ ¦
¦образований в уставных (складочных) капиталах в виде акций¦ ¦
¦или иных форм участия в капитале (ст. 80 БК РФ) ¦ ¦
L----------------------------------------------------------+----------------------------------------

Таким образом, при осуществлении бюджетных инвестиций в открытое акционерное общество акции не становятся собственностью инвестора. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества открытого акционерного общества, подтвержденное акциями такого общества, в обязательном порядке переданными инвестору в сумме, эквивалентной произведенным инвестициям.

Согласно Порядку выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу в качестве организаций - получателей бюджетных средств, осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Подобные расходы возможны лишь в том случае, если будут включены в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на указанные цели. Напомним, что структура должна быть утверждена федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно Указаниям выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям в 2006 году необходимо отражать в функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов.

Причем сделать это нужно в увязке со статьей экономической классификации расходов 530 “Увеличение стоимости акций и иных форм участия
в капитале“ (введена приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н).

Вместе с тем приобретение ценных бумаг, в том числе акций, в государственную (муниципальную) собственность не является расходами бюджета, поскольку не носит целевого характера и не может быть отражено в функциональной классификации расходов бюджета. Изменение остатков средств бюджетов, в том числе приобретение ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), подлежит отражению в составе источников финансирования дефицитов бюджетов (ст. 95 БК РФ).