В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Расходы произведены за счет подстатьи 226 “Прочие услуги“ КОСГУ.

Бюджетное учреждение за счет бюджетных средств оплатило поставщику изготовление табличек (распорядок дня) стоимостью 660 руб. и информационных стендов стоимостью 2 230 руб. Расходы произведены за счет подстатьи 226 “Прочие услуги“ КОСГУ. Каков порядок оприходования и списания приобретенных материальных ценностей?

В данном случае ответ зависит от условий заключения договора с поставщиком. В случае если условиями договора было предусмотрено оказание услуг по изготовлению табличек и информационных стендов, соответственно, оплата этих услуг будет произведена за счет подстатьи 226 “Прочие работы, услуги“ КОСГУ. Данные затраты будут учтены в расходах бюджетного учреждения.

Если условиями заключения договора предусмотрена поставка изготовленных ранее табличек и информационных стендов, то есть приобретение материальных
ценностей, нужно учитывать следующее. Поскольку материальные ценности полностью удовлетворяют п. 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25н), а именно - указанные объекты будут использоваться более 12 месяцев независимо от их стоимости, то их необходимо учитывать в составе основных средств. Первоначальной стоимостью основных средств, по которой они принимаются к учету, признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение, изготовление объектов с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ) (п. 12 Инструкции N 25н).

К фактическим вложениям относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные, посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины;

- затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Следовательно, приобретение табличек и информационных стендов осуществляется по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“ КОСГУ. Однако на данную статью относятся расходы по оплате табличек и информационных стендов. Иные фактические вложения учитываются на соответствующих подстатьях КОСГУ в зависимости от вида произведенных расходов. Например, затраты на транспортировку табличек и информационных стендов следует оплачивать по подстатье 222 “Транспортные услуги“ КОСГУ. При этом по подстатье 226 “Прочие услуги“
КОСГУ применительно к нашему вопросу можно оплачивать, например, монтаж информационных стендов в случае, если на проведение указанных работ заключен отдельный договор. Если условиями договора предусмотрено оказание услуг по изготовлению табличек и информационных стендов и их монтажу, то данные затраты относятся на статью 310 “Увеличение стоимости основных средств“ КОСГУ.

Согласно п. 72 Инструкции N 25н операции по вложениям в объекты основных средств отражаются по дебету счета 106 01 310 “Увеличение капитальных вложений в основные средства“ в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 302 00 000 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“.

Исходя из нашего вопроса, принятие к бюджетному учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 101 00 000 “Основные средства“ и кредиту счета 1 106 01 410 “Уменьшение капитальных вложений в основные средства“.

Далее рассмотрим списание приобретенных табличек и информационных стендов. В нашем случае их первоначальная стоимость составляет менее 1 000 руб. и от 1 000 до 10 000 руб. Сначала рассмотрим списание объектов основных средств стоимостью до 1 000 руб. Исходя из п. 21 Инструкции N 25н стоимость таких основных средств списывается на расходы учреждения в момент выдачи в эксплуатацию и отражается проводками: дебет соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 401 01 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов“, 1 106 04 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)“ и кредит счета 1 101 хх 410 как уменьшение стоимости основных средств. Однако из этого не следует, что по такому объекту
не нужно вести учет. Ведь любая проверка выявит данные материальные объекты и отнесет их на излишки. По нашему мнению, для недопущения указанной негативной ситуации достаточно вести учет объектов основных средств стоимостью до 1 000 руб. в отдельных аналитических регистрах, разработанных бюджетным учреждением.

Как определено п. 43 Инструкции N 25н, в отношении объекта стоимостью от 1 000 до 10 000 руб. производится начисление амортизации в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию. При этом выдача в эксплуатацию не является основанием для списания. В этом случае основное средство числится в регистрах бюджетного учета.

Пришедшие в негодность к дальнейшей эксплуатации ввиду физического или морального износа объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. списываются с баланса бюджетного учреждения. При списании необходимо выполнение следующих действий:

- определение технического состояния каждой единицы основных средств путем проведения осмотра специально созданной комиссией с привлечением в нее независимого эксперта;

- далее бюджетному учреждению необходимо получить разрешение государственного органа по управлению имуществом на списание объекта основных средств путем представления для получения разрешения необходимой документации;

- после получения разрешения осуществляется утилизация объектов основных средств. При возникновении во время утилизации материалов их ставят на учет как материалы, полученные от ликвидации.

Выбытие основных средств оформляется следующими первичными документами (п. 21 Инструкции N 25н):

- Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

- Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

- Актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). Применяется для списания однородных предметов хозяйственного инвентаря.

В бюджетном учете учреждения списание объектов основных средств стоимостью от 1 000 до 10 000
руб., пришедших в негодность, будет отражаться по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 104 00 000 “Амортизация“, 1 401 01 172 “Доходы от реализации активов“ и кредиту счета 1 101 хх 410 как уменьшение стоимости основных средств.

А. Беляев,

редактор журнала “Бюджетные организации:

акты и комментарии для бухгалтера“

1 февраля 2009 г.

“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 2, февраль 2009 г.