В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Особенности составления штатного расписания в различных бюджетных учреждениях

Особенности составления штатного расписания
в различных бюджетных учреждениях

В предыдущих номерах журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“ подробно освещался вопрос о порядке составления штатного расписания, а также была обоснована обязательность его составления в бюджетном учреждении.

В данной статье рассмотрим законодательное регулирование особенностей составления и утверждения штатных расписаний в бюджетных учреждениях различных сфер деятельности, а также порядок установления численности персонала.

Составление штатного расписания в учреждениях здравоохранения

Приказом Минздрава РФ от 18.01.1996 N 16 “О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения“ (далее - Приказ) был установлен порядок составления штатного расписания, а также приведены примерные формы штатных расписаний различных учреждений здравоохранения.

В соответствии с п. 2 Приказа штатная структура и штатное
расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно. В графе “Утверждаю“ ставится подпись главного врача (директора, заведующего, начальника) и дата утверждения. Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений (п. 3).

Наименование учреждений здравоохранения указывается в соответствии с номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения*(1).

Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения (п. 5 Приказа). В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по не медицинским структурным подразделениям (п. 6 Приказа). Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке (п. 8 Приказа).

Основой составления штатного расписания является смета фонда заработной платы, которой должно соответствовать общее количество должностей (п. 7 Приказа). При этом следует учитывать Положение об оплате труда работников здравоохранения*(2).

Перечислим другие нормативные правовые акты, рекомендуемые для использования при определении численности работников организаций здравоохранения:

- постановления Минтруда РФ от 22.12.2003 N 86 “Об утверждении нормативов численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов“, от 15.02.2002 N 13 “Об утверждении нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов“;

- приказы Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2007 N 39 “Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского, педагогического и прочего персонала домов ребенка“, от 27.01.2006 N
39 “Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала отделений судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений“, от 27.01.2006 N 45 “Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов медицинского и иного персонала наркологических учреждений и наркологических подразделений в составе других лечебно-профилактических учреждений“,

- приказы Минздрава РФ от 16.10.2001 N 371 (в ред. от 28.04.2006) “О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек“, от 09.06.2003 N 230 (в ред. от 19.12.2003) “Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения“, от 21.03.2003 N 112 “О штатных нормативах центра, отделения общей врачебной (семейной) практики“;

- Письмо ФСС РФ от 30.04.1998 N 02-10/08-2019 “О рекомендуемых штатных нормативах санаторно-курортных учреждений, подведомственных Фонду социального страхования Российской Федерации“;

- Приказ Минздравмедпрома РФ от 31.05.1996 N 223 “Об утверждении штатных нормативов специалистов консультативных отделов диагностических центров“;

- Приказ Минздрава СССР от 20.04.1979 N 435 “О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы по штатному нормированию работников учреждений здравоохранения“ (вместе с “Положением о порядке разработки документов и материалов по нормированию труда работников учреждений здравоохранения“, “Положением о работе профильных научно-исследовательских институтов по разработке нормативных документов для штатного нормирования“, “Положением о нормативно-исследовательском центре труда работников учреждений здравоохранения“).

Также следует учитывать правовые акты, признанные Приказом Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504*(3) рекомендательными. Среди них можно выделить его приказы от 01.11.1983 N 1266 “О штатных нормативах медицинского и инженерно-технического персонала санитарно-эпидемиологических станций на водном транспорте“, от 11.10.1982 N 999 “О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских
поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек“, от 26.09.1978 N 900 “О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов“, от 31.03.1978 N 310 “О дополнениях и изменениях штатных нормативов медицинского и инженерно-технического персонала санитарно-эпидемиологических станций“.

Составление штатного расписания в учреждениях образования

Согласно п. 9 ч. 2 ст. 32 Закона РФ “Об образовании“*(4) образовательные учреждения самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание и распределяют должностные обязанности.

Количество штатных единиц управленческого и технического персонала образовательного учреждения зависит от количества обучаемых. В настоящее время еще продолжают действовать типовые штаты для различных видов образовательных учреждений, имеющие рекомендательный характер для использования при расчете минимально необходимого числа сотрудников учреждений, объем работы которых не превышает предусмотренные в них показатели для введения той или иной должности. В качестве примера можно назвать следующие правовые акты:

- Приказ Минкультуры СССР от 19.10.1984 N 552 “Об утверждении типовых штатов и структуры управления средних специальных учебных заведений системы Министерства культуры СССР и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий этих учебных заведений“;

- Приказ Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию от 20.12.1983 N 178 “Об утверждении типовых штатов средних специальных учебных заведений, типовых штатов заочных отделений средних специальных учебных заведений и штатных нормативов обслуживающего персонала общежитий средних специальных учебных заведений государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию“;

- Постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 “Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого
обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)“;

- Приказ Гособразования СССР от 15.05.1991 N 227 “Об утверждении примерного положения об учреждении “школа - детский сад“ и примерных штатных нормативов этого учреждения“;

- Приказ Гособразования СССР N 306, Минздрава СССР N 185, Госкомтруда СССР N 33 от 04.05.1990 “Об утверждении положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и типовых штатов санаторных детских дошкольных учреждений для ослабленных и часто болеющих детей“.

Среди нормативно-правовых актов субъектов РФ в качестве примера можно назвать Постановление Правительства Ленинградской области от 19.10.2007 N 262 (ред. от 28.12.2007) “Об утверждении штатных нормативов руководителей, специалистов, технических исполнителей (учебно-вспомогательного персонала), относимых к категории служащих и рабочих для государственных образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области“.

Для общеобразовательных учреждений типовые штаты законодательством РФ не предусмотрены. Число учителей разных специальностей определяется исходя из объема учебной нагрузки.

Предельный объем учебной нагрузки законодательством РФ также не установлен. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении*(5) объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Вместе с тем ст. 333 ТК РФ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени педагогических работников - 36 часов в неделю. Приложение к Постановлению Правительства РФ N 191*(6) конкретизирует продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и специальности с учетом особенностей их труда. Например, продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю устанавливается учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов) и т.д.; 20
часов в неделю - учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Таким образом, количество штатных единиц в общеобразовательном учреждении может быть рассчитано на основании количества часов согласно учебному плану, количеству обучаемых и в соответствии с максимальной недельной продолжительностью рабочего времени педагога.

Возможна также работа по совместительству, которая в течение одного месяца согласно ст. 284 ТК РФ не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 “Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)“ работникам вузов установлена максимальная учебная нагрузка в размере 900 часов в учебном году (п. 88).

Важным документом при составлении штатного расписания является изданное Минтрудом Постановление от 11.11.1992 N 33 “О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации“.

Штатное расписание в судебных учреждениях

Судебный департамент при Верховном суде (далее - Судебный департамент) как орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей*(7), уполномочен в том числе определять потребность судов в кадрах, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, по вопросам своего ведения разрабатывать проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 23.04.2007 N 54 утверждена Инструкция по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Инструкция), положения которой обязательны для исполнения при разработке, утверждении и внесении изменений в штатные
расписания судов общей юрисдикции, Судебного департамента и управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ (далее - суды).

В соответствии с п. 6.9. Инструкции штатные расписания судов утверждаются приказами должностных лиц (указанных в п. 6.8 Инструкции) ежегодно после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной год и издания Судебным департаментом соответствующих приказов об утверждении численности*(8), а также доведения приказов до председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов и начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ.

Копии приказов об утверждении штатных расписаний, а также копии согласованных и утвержденных штатных расписаний судов представляются в отдел государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента ежегодно в течение 2 месяцев после получения уведомлений о бюджетных обязательствах. Копии приказов об утверждении штатных расписаний и копии согласованных и утвержденных штатных расписаний окружных (флотских) и гарнизонных военных судов представляются также в Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента в установленные сроки.

Экземпляры штатных расписаний хранятся постоянно (п. 6.10 Инструкции).

Согласно п. 6.11 Инструкции изменения в штатные расписания вносятся не чаще одного раза в квартал приказами соответствующих должностных лиц (указаны в п. 6.12 Инструкции) при изменении наименований или перераспределении должностей государственной гражданской службы в структурных подразделениях государственного органа, изменении тарифных ставок (окладов) и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.

Копии приказов по внесению изменений в штатное расписание:

- верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда и управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ - направляются в течение месяца в отдел государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения
Судебного департамента;

- районного суда и гарнизонного военного суда - направляются в течение месяца в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте РФ (п. 6.17, 6.18)
Порядок оформления штатного расписания судов установлен п. 6.7 Инструкции. При заполнении штатного расписания подчистки и исправления не допускаются.

Стоит обратить внимание на следующие положения: штатная численность отделов должна быть не менее 5 единиц. Каждое структурное подразделение суда рекомендуется располагать на отдельной странице.

Наименование должностей указывается по старшинству (начальник отдела, заместитель начальника отдела, ведущий консультант и т.д.); классный чин, предусмотренный по занимаемой должности (в соответствии с квалификационными требованиями и должностными обязанностями, изложенными в должностных регламентах, указывается соответствующий классный чин юстиции и (или) классный чин государственной гражданской службы).

Численность персонала по охране и обслуживанию зданий в состав отделов не включается, а указывается на отдельном листе. Должности администраторов судов располагаются на отдельном листе.

Ведение и хранение документов по организационно-штатным вопросам осуществляется в установленном порядке отделом государственной службы и организационно-штатной работы Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, Главным управлением обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, отделами государственной службы и кадров, государственными гражданскими служащими, в обязанности которых входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ (п. 6.16 Инструкции).

Круг должностных лиц, допущенных к ознакомлению с утвержденными штатными расписаниями верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, районных судов, гарнизонных военных судов и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, определяет заместитель Генерального директора Судебного департамента, курирующий кадровую работу (п. 6.20 Инструкции).

Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации*(9).

Например, согласно
Закону Нижегородской области от 05.11.1999 N 72-З “О мировых судьях Нижегородской области“ численность и штатное расписание аппарата мирового судьи, а также численность работников обслуживающего персонала устанавливаются Правительством Нижегородской области применительно к каждому административно-территориальному образованию с учетом действующих нормативов и фактического расположения судебных участков.

Законом Санкт-Петербурга от 24.10.2000 N 552-64 “О мировых судьях Санкт-Петербурга“ установлено 211 судебных участков, на каждом из которых работает один мировой судья.

Статья 4 Областного закона Ленинградской области от 06.07.2001 N 41-оз “О мировых судьях Ленинградской области“ закрепляет создание 75 судебных участков и, соответственно, 75 должностей мировых судей.

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации, в том числе судей и работников аппарата ВАС, устанавливается федеральным законом (ст. 47 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“).

Численность судей и работников аппаратов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ устанавливается ВАС в пределах общей численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации.

Структура и штатное расписание ВАС утверждаются его Председателем. Структура и штатное расписание федерального арбитражного суда округа, арбитражного суда субъекта РФ утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда.

Структура и штатное расписание аппарата окружного (флотского) военного суда, а также численность его работников утверждается по представлению председателя суда президиумом соответствующего суда (ст. 16 Закона N 1-ФКЗ*(10)). Структура и штатное расписание аппарата военного суда, численность его работников определяются в пределах выделенных средств президиумом соответствующего суда, а при его отсутствии - председателем соответствующего суда. Структура и штатное расписание аппарата Военной коллегии, численность его работников определяются в пределах выделенных средств Председателем Верховного суда (ст. 33).

Штатное расписание
аппарата Конституционного суда утверждает его Председатель*(11).

В иных бюджетных учреждениях и государственных органах порядок составления штатного расписания специальными нормами права не урегулирован, имеются лишь отдельные данные о его формировании.

Штатное расписание в иных бюджетных учреждениях

Штатное расписание в территориальных органах федерального органа исполнительной власти. Структура и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждаются его руководителем в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений*(12).

Структурными подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти являются отделы. В штатное расписание отделов включаются должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могут включаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (п. 1.8).

Штатное расписание в прокуратуре. Согласно ст. 18 Федерального закона N 2202-1*(13) прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Следственный комитет при Прокуратуре РФ является ее органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ в пределах установленных штатной численности и фонда оплаты труда работников (сотрудников) Следственного комитета при Прокуратуре РФ и его структурных подразделений утверждает их структуру и штатное расписание, а также определяет полномочия структурных подразделений (ст. 20.1.)

Штатное расписание в таможенных органах. В таможенных органах РФ штатное расписание формируется работниками кадровой службы*(14). Структура и штатное расписание региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов утверждаются начальниками этих таможенных органов в пределах установленного ФТС России фонда оплаты труда и численности должностных лиц и работников*(15).

Штатное расписание в службе судебных приставов. Структуру и штатное расписание центрального аппарата ФССП и территориальных органов в пределах установленных Президентом РФ численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата ФССП и территориальных органов утверждает директор*(16).

Штатное расписание в органах местного самоуправления. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ*(17).

Н.Н. Булыга,

редактор журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“


“Отдел кадров бюджетного учреждения“, N 3, сентябрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627 “Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения“ (ред. от 19.02.2007).

*(2) Приказ Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 “Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения “(ред. от 09.10.2007).

*(3) Приказ Минздрава СССР от 31.08.1989 N 504 “О признании рекомендательными нормативных актов по труду Минздрава СССР.“
*(4) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (ред. от 07.07.2003).

*(5) Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 “Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении“ (в ред. от 20.07.2007).

*(6) Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы заставку заработной платы) педагогических работников“ (в ред. от 09.06.2007).

*(7) Статья 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ “О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“ (ред. от 02.03.2007).

*(8) Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 18.10.2007 N 121 (с изм. от 24.12.2007 N 160) “Об утверждении численности федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации на 2008 год“.

*(9) Статья 9 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации.“
*(10) Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации “(ред. от 04.12.2006).

*(11) Статья 24 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ (ред. от 05.02.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.05.2008).

*(12) Пункт 1.5 Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 “О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти“ (ред. от 28.03.2008).

*(13) Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 “О Прокуратуре Российской Федерации“ (ред. от 24.07.2007).

*(14) Статья 56 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 02.03.2007) “О службе в таможенных органах Российской Федерации“ (принят ГД ФС РФ 18.06.1997).

*(15) Пункт 1.6 Приказа ФТС РФ от 28.11.2007 N 1479 “О регламенте федеральной таможенной службы“.

*(16) Статья 10 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 “Вопросы федеральной службы судебных приставов“ (ред. от 21.04.2008).

*(17) Статья 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации.“