В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Ошибки в заполнении платежных документов при перечислении налогов

Ошибки в заполнении платежных документов
при перечислении налогов

При уплате налогов в бюджет налогоплательщикам необходимо правильно заполнять платежные документы. Если они оформлены с ошибками, то суммы налогов могут быть зачислены на другой бюджет или на другой вид налогов.

В таком случае у налогового органа возникнут расхождения с учреждением, что, в свою очередь, приведет к штрафным санкциям для налогоплательщика. Рассмотрим, какие ошибки в платежных документах являются причиной образования недоимки и начисления пеней.

Повторное перечисление налога

В пункте 4 ст. 45 НК РФ предусмотрены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, в частности, в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

- номера счета
Федерального казначейства;

- наименования банка-получателя.

Такие ошибки приводят к потере бюджетом налоговых доходов. В данном случае налогоплательщику необходимо перечислить пени, а затем обратиться в налоговую инспекцию за возвратом платежа в соответствии с НК РФ (Письмо Минфина РФ от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122). В этом случае налогоплательщику нужно повторно перечислить налог, поскольку неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления ему налоговым органом требования об уплате налога и применения мер принудительного исполнения указанной обязанности.

Уточнение платежа

Допустив ошибку, которая не привела к бюджетным потерям, налогоплательщик должен уточнить платеж. В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ это можно сделать в случае, если ошибка было допущена в следующих полях платежного поручения:

- основание платежа (поле 106);

- тип платежа (поле 110);

- принадлежность платежа (КБК) (поле 104);

- налоговый период (поле 107);

- статус налогоплательщика (поле 101).

В таком случае в налоговую инспекцию следует подать заявление об уточнении платежа в произвольной форме, приложив к нему копии платежных документов, а также при необходимости провести сверку платежей. На основании перечисленных документов налоговый орган принимает решение об уточнении платежа*(1) на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

После уточнения платежа налоговой инспекцией уплаченная сумма отражается в карточке лицевого счета плательщика, а пени, если они были начислены, пересчитываются. Однако данная норма не действует в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как они не являются налогом или сбором в соответствии с НК РФ. Порядок исчисления и уплаты пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации“. Данным федеральным законом не предусмотрен пересчет пеней, если плательщик допустил ошибку при оформлении поручения на перечисление страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в бюджетную систему РФ. Нельзя руководствоваться порядком, установленным ст. 45 НК РФ, и в случае выявления ошибок, допущенных при оформлении поручений на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Письмо Минфина РФ от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3) (далее - Письмо N 03-02-07/2-3). В Письме от 15.03.2006 N 19-4-06/000036 ФНС отметила, что законодательством не определен орган, который должен осуществлять зачет и возврат переплаты по пенсионным взносам. Поэтому ни налоговые органы, ни Пенсионный фонд не будут возвращать пенсионные взносы, проводить их зачет в счет уплаты других налогов или уточнять платежки, которыми уплачены пенсионные взносы. Несмотря на это, многие решения судов приняты в пользу налогоплательщиков (Письмо Минфина РФ от 04.12.2006 N 03-02-07/1-337, постановления Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 2776/06, N 4240/06, ФАС ВВО от 11.01.2007 N А17-1619/5-2006, ФАС ВСО от 16.11.2006 N А19-12749/06-35-Ф02-5912/06-С1, ФАС ДО от 27.12.2006 N Ф03-А73/06-2/4685).

Ошибочно указанный ИНН

Проблемы у налогоплательщика возникнут и при ошибочном указании ИНН получателя, например, если он укажет ИНН не того налогового органа, в котором состоит на учете. Согласно Рекомендациям по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.03.2007 N ММ-3-10/138, при получении информации в электронном виде из УФК по соответствующему субъекту РФ сотрудники отдела ввода и обработки данных УФНС направляют платежи в соответствующие налоговые инспекции на основании сведений, отраженных в полях 61 “ИНН получателя“, 103 “КПП получателя“, 16 “Получатель“. Таким образом, платеж
по налогу будет направлен в ту налоговую инспекцию, ИНН которой указан в поле 61 “ИНН получателя“, а в соответствующей карточке “РСБ“ (карточка расчетов с бюджетом) по налогу возникнет недоимка, на которую будут начисляться пени за несвоевременное перечисление налога в бюджет, хотя платеж был произведен.

Исправить ошибку возможно двумя способами. Налогоплательщик может направить письмо о зачислении платежа с приложением копии платежки в инспекцию, в которой он состоит на учете. В этом случае инспекция сделает запрос о зачислении платежа по назначению. Или налогоплательщик и сам может направить соответствующее письмо в ту налоговую инспекцию, в которую он ошибочно перечислил налог. Для исправления ошибки в обоих случаях потребуется время, в течение которого пени за несвоевременное перечисление платежа у налогоплательщика будут расти.

В пункте 7 ст. 45 НК РФ в перечне ошибок, допускаемых при заполнении платежки, за которые пени подлежат пересчету, ошибка в указании ИНН не названа. Правомерно ли начисление пеней в данной ситуации? Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления им в банк поручения на перечисление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства. Кроме того, следует обратить внимание на Определение КС РФ от 04.07.2002 N 202-О, в котором сказано, что пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что неправильно указанные ИНН и КПП налогового органа в платежке на перечисление налога - не повод для начисления пеней, так как денежные средства поступили в бюджет в полном объеме (постановления ФАС СЗО от
06.03.2006 N А56-23188/2005, ФАС МО от 21.06.2006 N КА-А40/5240-06, Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007, 19.01.2007 N 09АП-18106/2006-КА).

Ошибка в коде ОКАТО

Ошибка в коде ОКАТО не всегда приводит к потерям бюджета, поэтому в данном случае платеж с такой ошибкой можно уточнить. Если в результате подобной ошибки бюджет недополучил часть средств, то налог следует уплатить повторно. Рассмотрим случаи, когда платеж с неверным кодом ОКАТО можно уточнить, а когда ошибку исправить нельзя.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Следовательно, федеральные налоги можно зачесть в счет федеральных налогов, региональные - в счет региональных налогов, а местные - в счет местных.

Если налогоплательщик, перечисляя региональный платеж, вместо своего кода ОКАТО укажет код другого муниципалитета, но в пределах своего региона, в этой ситуации региональный бюджет также не понесет никаких потерь, если все остальные реквизиты будут указаны правильно.

Ошибка в КБК

Еще одна распространенная ошибка - неправильное указание КБК. Однако подать заявление об уточнении платежа можно и в этом случае.

Уплачивать налог повторно не придется, если бухгалтер ошибся в 14-м знаке КБК. Данная цифра показывает, что именно (налог, пени или штраф) перечисляет налогоплательщик. Следовательно, 14-й знак - это значения 1, 2, 3*(2). Если налогоплательщик указал не то значение или просто указал 0,
то платеж все равно поступит в нужный бюджет (Постановление ФАС СЗО от 19.02.2007 N А56-53554/2005).

Кроме того, можно уточнить платеж в случае, если бухгалтер перепутал коды КБК двух налогов одного уровня. Допустим, уплачивая один федеральный налог (например, НДС), бухгалтер указал код другого федерального налога (например, налога на прибыль в части, перечисляемой в федеральный бюджет). Бюджет в результате такой ошибки ничего не потеряет, следовательно, перечислять налог второй раз не нужно - необходимо уточнить платеж (постановления ФАС ВВО от 27.12.2006 N А11-2180/2006-К2-24/150, от 31.08.2006 N А11-3962006-К2-18/128, ФАС ВСО от 03.07.2007 N А74-397/07-Ф02-3397/07).

Даже при указании несуществующего кода КБК платеж признается осуществленным. Такой вывод подтверждается Постановлением ФАС СЗО от 09.11.2006 N А56-58303/2005. В данном постановлении рассмотрена ситуация, когда ИФНС начислила организации пени на сумму несвоевременно перечисленного налога в связи с тем, что последняя указала в платежном поручении несуществующий код КБК (поступление денежных средств отражалось по коду “невыясненные платежи“).

Суд указал, что налоговое законодательство не содержит такого основания для признания налога неуплаченным (несвоевременно уплаченным), как неправильное указание кода КБК в расчетном документе. Точное указание кода КБК необходимо для правильного распределения средств между бюджетами. В силу п. 2 ст. 45 НК РФ организация считается уплатившей налог в установленные законодательством сроки (в день сдачи платежных поручений в банк). Статьей 75 НК РФ не предусмотрено начисление пеней налогоплательщику (налоговому агенту) за период со дня уплаты налога до дня его зачисления на соответствующий КБК и отражения в карточке лицевого счета. Аналогичный вывод содержится в постановлениях ФАС МО от 05.04.2007 N КА-А40/2450-07, ФАС ДО от 27.02.2008 N Ф03-А73/07-2/6284.

В Письме Минфина РФ от
17.06.2008 N 03-02-07/1-288 были даны разъяснения по поводу правомерности начисления налоговым органом пеней в результате допущенной ошибки в поле КБК (вместо КБК налога на имущество организаций был указан КБК налога на имущество предприятий) в платежном поручении при перечислении налога. Финансовым органом указано, что в этом случае налогоплательщику также надо подать заявление в налоговый орган о допущенной ошибке. К нему следует приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В заявлении следует изложить просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. На основании заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган должен произвести перерасчет пеней, начисленных за период со дня его фактической уплаты до даты принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Статус налогоплательщика

Если налогоплательщик, не являясь налоговым агентом, ошибочно указал в поле 101 расчетного документа значение “02“ (налоговый агент), следует обратиться к Письму ФНС РФ от 14.07.2005 N 10-3-03/3184. В нем ФНС, ссылаясь на ст. 45 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, запрещает налоговым органам при неправильном заполнении налогоплательщиком в платежном документе поля 101 “Статус лица, оформившего документ“ вносить вышеуказанный платеж в карточку “РСБ“ со статусом “01“ и рекомендует относить данный платеж к разряду невыясненных платежей. Иными словами, если налогоплательщик неправильно указал данные в поле 101 расчетного документа, то этот платеж не вносится в карточку
“РСБ“ налогоплательщика и в данной карточке у него возникает недоимка с соответствующим начислением пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. Хотя данное письмо не носит нормативного характера, налоговые инспекции руководствуются им при решении вопроса о корректировке статуса налогоплательщика.

Однако арбитражная практика свидетельствует об обратном: неправильное указание в платежном поручении статуса налогоплательщика при наличии верно оформленного поручения в отношении остальных его реквизитов не влияет на исполнение обязанности по уплате налога в установленный срок и в соответствующий бюджет, следовательно, оснований для применения налоговых санкций нет (постановления ФАС ВВО от 09.10.2006 N А82-286/2006-14, от 17.10.2006 N А29-13240/2005А, ФАС ВСО от 20.02.2007 N А33-13334/06-Ф02-353/07-С1).

О. Фурагина,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение


“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 9, сентябрь 2008 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ ФНС РФ от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@ “Об утверждении формы решения об уточнении платежа и порядка ее заполнения“.

*(2) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.