В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Новый порядок аттестации рабочих мест

Новый порядок аттестации рабочих мест

С 1 сентября 2008 года вступает в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 (далее - Порядок аттестации). На данный момент действует Постановление Минтруда РФ от 14.03.1997 N 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда“. В какие периоды производится аттестация? За счет каких средств она может быть проведена? Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства по охране труда?

Трудовое законодательство обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагает на работодателя. Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Для оценки фактических условий труда,
а также выявления вредных и опасных производственных факторов проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Трудовой кодекс предусматривает ряд компенсаций и льгот для лиц, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда:

- сокращенная продолжительность рабочего времени, как ежедневного, так и еженедельного (ст. 92, 94 ТК РФ);

- ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 116 ТК РФ);

- повышенный размер оплаты труда (ст. 146 ТК РФ);

- дополнительные компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (ст. 219 ТК РФ);

- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ);

- выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Основанием для предоставления данных гарантий служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.). Эти результаты будут основанием и для правомерного учета расходов на льготы и гарантии при налогообложении прибыли, а также обложения или не обложения данных выплат в пользу физических лиц ЕСН и НДФЛ.

Аналогичное мнение представлено и в письмах Минфина РФ от 12.09.2006 N 03-05-02-04/143, от 21.08.2007 N 03-04-07-02/40.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).

Новый порядок проведения аттестации рабочих мест

Данный Порядок аттестации регулирует деятельность работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места с целью проведения оценки условий труда на них для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Непосредственно аттестация включает в себя:

- гигиеническую оценку условий труда (под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ));

- оценку травмобезопасности;

- оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Нормативной базой проведения аттестации являются:

- Трудовой кодекс;

- нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;

- системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Результаты аттестации, проведенной в соответствии с Порядком аттестации, используются в различных целях, в том числе для:

- контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору, а также проведения мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

- предоставления лицам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения
здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- подготовки статистической отчетности об условиях труда;

- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям), а также внеочередным медицинским осмотрам (обследованиям);

- расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

- включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда; и др.

Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, исходя из этого устанавливаются сроки проведения аттестации. Но есть случаи обязательной повторной аттестации рабочих мест (переаттестации):

- после замены производственного оборудования;

- изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;

- при выявлении нарушений установленного Порядка аттестации по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
а также органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту, оформленную ранее.

Новые рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда

Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым формируется аттестационная комиссия, определяется ее состав, при необходимости - состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также устанавливаются сроки и графики проведения работ по аттестации.

Аттестационная комиссия. В состав комиссии входят специалисты, прошедшие подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Также в состав аттестационной комиссии рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, представителей профсоюзов или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива и других специалистов.

Аттестационная комиссия должна:

- осуществлять методическое руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

- формировать необходимые для проведения аттестации нормативные правовые и локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и методические документы и их изучение;

- составлять полный перечень рабочих мест организации;

- готовить предложения по приведению наименования профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если
для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;

- присваивать коды производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации. Каждому рабочему месту рекомендуется присваивать свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования;

- составлять и подписывать карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

- организовывать ознакомление работников с результатами аттестации;

- при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовить предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- по результатам аттестации разрабатывать план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, который подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда профсоюзом или иным уполномоченным работниками представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор;

- вносить предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.

Оценка аналогичных рабочих мест. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на предполагаемых аналогичных и аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, признаки которого не соответствуют признакам определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, основанный на результатах инструментальных измерений и оценок. Для аналогичных рабочих мест заполняется одна карта аттестации. Мероприятия по улучшению условий труда, назначенные хотя бы для одного рабочего места
из числа аналогичных, проводятся на всех таких рабочих местах.

Гигиеническая оценка условий труда

При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность. Уровни вредных и (или) опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты. При этом используются методы контроля, предусмотренные действующими нормативными актами.

При проведении измерений физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса необходимо использовать средства измерений, прошедшие государственную поверку в установленные сроки. Оценка факторов производственной среды и трудового процесса основана на гигиенической классификации условий труда. Результаты измерения и оценки оформляются протоколами, которые содержат данные, предусмотренные п. 18 Порядка аттестации, по каждому фактору на отдельное рабочее место. Протоколы измерений и оценок являются неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение 2 к Порядку аттестации, рекомендации по заполнению карты - приложение 3 к Порядку аттестации).

Оценка травмобезопасности рабочих мест

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится на соответствие их требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работников в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

Относятся к травмобезопасности требования к защите от:

- механических воздействий;

- воздействия электрического тока;

- воздействия повышенных или пониженных температур;

- воздействия активных химических и ядовитых веществ.

Независимо от года выпуска и отраслевой принадлежности применяемых на рабочем месте производственного оборудования, приспособлений и инструментов оценка их травмобезопасности проводится на соответствие требованиям, перечисленным в п. 25 Порядка аттестации.

Оценка условий
труда по фактору травмобезопасности проводится по трем уровням (классам):

1 - оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разд. IV Порядка аттестации; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда).

2 - допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного нарушения требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разд. IV Порядка аттестации; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатация производственного оборудования с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), если она не запрещена специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций).

3 - опасный (на рабочем месте выявлено одно и более нарушение требований охраны труда, отобранных для оценки травмобезопасности в соответствии с разд. IV Порядка аттестации).

Оценка травмобезопасности рабочего места оформляется протоколом (приложение 4 к Порядку аттестации), в котором указываются данные, предусмотренные п. 32 Порядка аттестации. Протокол подписывается специалистами, проводившими оценку, представителем организации, в которой проводилась оценка травмобезопасности рабочих мест. Результаты оценки травмобезопасности рабочего места с указанием уровня (класса) условий труда по травмобезопасности вносятся в карту аттестации рабочего места.

Оценка обеспеченности работников СИЗ

Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств и правилами, утвержденными в установленном порядке, а также путем проверки соблюдения
правил обеспечения СИЗ (хранение личной карточки учета, заполненной в установленном порядке).

При оценке обеспеченности работников СИЗ одновременно производится оценка соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте и проверка наличия сертификата соответствия СИЗ при условии включения СИЗ в Номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утвержденной Постановлением Госстандарта РФ от 30.07.2002 N 64.

Оценку обеспеченности работников СИЗ следует проводить, учитывая результаты гигиенической оценки условий труда и факторы травмобезопасности рабочего места. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом согласно приложению 5 к Порядку аттестации, за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена нормами и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований п. 36, 37 Порядка аттестации. При наличии одного и более несоответствий - не соответствующим.

Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте определяется на основании оценок:

- по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса;

- по классу условий труда по травмобезопасности;

- по обеспеченности работников СИЗ.

Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда производится на основе сопоставления результатов измерений факторов производственной среды и трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений и на основе действующей классификации условий труда определяется класс условий труда и степени вредности и (или) опасности как для каждого вредного и (или) опасного производственного фактора, так и для рабочего места в целом.

Оценка травмобезопасности и обеспеченности СИЗ проводится в соответствии с
разд. IV и V Порядка аттестации.

Оформление результатов аттестации рабочих
мест по условиям труда


Результаты аттестации оформляются в виде пакета документов, содержащего:

- приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе аттестующей организации (при необходимости);

- перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда (приложению 1 к Порядку аттестации);

- копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией (в случае ее привлечения);

- карты аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 2 к Порядку аттестации) с протоколами измерений и оценок условий труда;

- ведомости рабочих мест подразделений и результатов аттестации этих рабочих мест и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации (приложения 6 и 7 к Порядку аттестации);

- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации (приложение 8 к Порядку аттестации);

- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение 9 к Порядку аттестации);

- приказ о завершении аттестации и утверждении ее результатов.

После проведения аттестации работодатель направляет в государственную инспекцию труда в субъекте РФ (территориальный орган Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права):

- перечень рабочих мест (приложение 1 к Порядку аттестации);

- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации (приложение 6 к Порядку аттестации);

- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации (приложение 7 к Порядку аттестации), включая информацию согласно приложению 10 к Порядку аттестации.

Финансирование мероприятий по проведению аттестации
рабочих мест за счет ФСС


Согласно Постановлению Правительства N 787*(1) Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30.01.2008 N 43н.

Данный документ определяет порядок и условия финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Согласно п. 2 Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, расходы на проведение аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем календарном году.

Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. При этом финансирование предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, доведенных на эти цели ФСС до региональных отделений.

Страхователь направляет средства на финансирование предупредительных мер с учетом рекомендаций, данных в акте о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в случае проведенной проверки страхователя).

Страхователь обращается с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению прилагаются:

- план финансирования в текущем календарном году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с указанием суммы финансирования по форме согласно приложению к Правилам финансирования;

- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями ТК РФ;

- копия акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в случае проведения такой проверки).

Дополнительно к указанным документам страхователем представляются документы (копии документов, заверенные в установленном порядке), обосновывающие необходимость финансирования предупредительных мер в случае включения их в план, в том числе:

- заключительный акт медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров, списки застрахованных работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте, а также копия лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение на территории РФ;

- перечень приобретаемых средств индивидуальной защиты с указанием профессий или должностей работников и норм выдачи со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

- копия договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, калькуляция стоимости оказываемых услуг и копия аттестата аккредитации, выданного органу (организации) на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с областью аккредитации;

- копии документов, оформленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, копии документов, подтверждающих приобретение, оснащение организаций соответствующим оборудованием, проведение работ с целью приведения уровней запыленности и загазованности в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. При подтверждении расходов страхователь представляет документы о результатах повторных измерений запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах, проведенных аккредитованным органом (организацией). В случае поэтапного проведения работ с целью приведения уровней запыленности и загазованности в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда результаты повторных измерений представляются на заключительном этапе.

Решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании принимается:

- по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет до 6 000 тыс. руб. включительно, - исполнительным органом Фонда в 10-дневный срок со дня принятия полного комплекта документов;

- по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000 тыс. руб., - исполнительным органом Фонда после согласования с ФСС.

Исполнительный орган Фонда в 3-дневный срок со дня принятия полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил финансирования, направляет их на согласование в ФСС. ФСС согласовывает представленные документы в 15-дневный срок со дня их поступления.

Решение исполнительного органа Фонда в 3-дневный срок с даты его принятия или получения согласования из ФСС направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансировании или при отказе в согласовании - с обоснованием их причин).

Исполнительный орган Фонда принимает решение об отказе в финансировании предупредительных мер, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, представлен неполный перечень документов или представленные им документы содержат недостоверную информацию. Решение исполнительного органа Фонда об отказе в финансировании предупредительных мер может быть обжаловано страхователем в вышестоящий орган Фонда или в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в исполнительный орган Фонда отчет об их использовании по форме и в порядке, утверждаемыми ФСС. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в исполнительный орган Фонда соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы. Расходы, произведенные страхователем с нарушением требований Правил финансирования, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов.

Ответственность работодателя по обеспечению
безопасных условий и охраны труда


В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя. Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает за нарушение законодательства о труде и об охране труда:

- на должностных лиц - наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Е. Зобова,

эксперт журнала “Бюджетные учреждения: ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности“


“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки деятельности“, N 7, июль 2008 г

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 19.11.2007 N 787 “О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами“.