В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Эффективность организации внутреннего контроля в органах Федерального казначейства

Эффективность организации внутреннего контроля
в органах Федерального казначейства

Прежде чем начать говорить об эффективности внутреннего контроля в органах Федерального казначейства, рассмотрим прежде всего значение этого слова. Эффективность означает “действенный, дающий эффект“, то есть произведение таких действий, которые будут направлены на получение впечатляющих, высоких результатов.

Считается, что только создание системы контроля, где взаимно согласованы все элементы, такие как методология финансового контроля, подготовка, организация, непосредственное проведение контрольных мероприятий, реализация его результатов, приведет к эффективности контрольной деятельности.

Чтобы оценить степень или уровень организации внутреннего контроля и аудита, необходимо иметь перечень показателей. Перечень показателей вытекает из тех задач, которые решаются для достижения определенной цели. Рассмотрим задачи, направленные на повышение
эффективности контрольной работы в органах Федерального казначейства.

Одной из основных задач является наличие единых законодательных норм и правовых документов, методических рекомендаций по осуществлению внутреннего контроля.

На сегодняшний день количество правовых норм и методических рекомендаций, доведенных Федеральным казначейством по проведению проверок, - минимальное. Во-первых, это приказ Казначейства РФ от 14.02.2005 N 22 “Об утверждении Правил проведения проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства“. Во-вторых, приказ Федерального казначейства от 12.04.2005 N 71 “О Контрольном Совете Федерального казначейства“ и приказ Федерального казначейства от 29.09.2005 N 176 “Об утверждении методических рекомендаций по оформлению результатов проверок деятельности структурных подразделений Центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства“.

Данные нормативные документы не позволяют в полной мере выработать единые подходы при анализе и оценке деятельности органов Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий. Для определения уровня соблюдения установленных правил и порядков не хватает единого перечня понятий и терминов в области внутреннего контроля, классификатора нарушений с их количественной и качественной оценкой, методики расчета показателей оценки организации деятельности территориальных органов Федерального казначейства, метода расчета показателей оценки организации внутреннего контроля. Федеральным казначейством запланировано утверждение Положения об организации и осуществлении внутреннего контроля, Правил проведения внутреннего аудита в Федеральном казначействе и его территориальных органах. Надеемся, что это позволит легче разбираться и классифицировать нарушения, замечания, недостатки. В настоящее время эти документы еще не приняты.

В целях единого подхода в проведении контрольных мероприятий в структурных подразделениях и отделениях УФК по Хабаровскому краю было самостоятельно разработано Положение об организации внутреннего контроля в органах Федерального казначейства по Хабаровскому краю. Опираясь на накопленный практический опыт, специалисты Управления переработали Правила организации и проведения
проверок, которые включили в себя основные моменты по организации, проведению и оформлению как комплексных, тематических, так и внутренних проверок. Был разработан Регламент работы Контрольного Совета Управления.

Одним из базовых документов для проведения проверки является программа проверки. В целях повышения эффективности проведения проверок и оформления материалов проверок совместно с профильными отделами Управления проведена большая работа по детализации вопросов Программы, которая в целом приведена в соответствие с типовой программой Федерального казначейства. Считаю, чем детальнее и полнее составлена Программа, тем качественнее получается материал проверки, есть уверенность, что ни один вопрос не остался без внимания.

Одним из элементов эффективности в организации и проведении внутреннего контроля является четкое планирование. Своевременное планирование позволяет сократить организационный процесс и освободить время для подготовительного периода. Планировать отчасти научились, теперь будем искать подходы, направленные на оптимизацию планирования в целях снижения командировочных расходов, в целях снижения нагрузки на отделения в части размещения группы проверяющих (расходы должны быть не только экономичными, но и экономными). Можно предусматривать возможности камеральных проверок с использованием программных продуктов, поэтапного выезда бригады и другие подходы.

Для проверок отделений УФК по Хабаровскому краю привлекаются и специалисты отделений. Мы считаем, что это хороший опыт, который способствует взаимодействию, позволяет повысить требование специалистов к своей квалификации, способствует выявлению грамотных и профессиональных кадров.

Изучив опыт других территорий, в текущем году внедряем в практику проведение тематических взаимопроверок отделений. Так, в апреле проведены проверки в отделениях, расположенных в г. Хабаровске, по вопросу организации работы в соответствии с технологическими регламентами. Кроме того, в этом году возобновилась практика проведения проверок, возглавляемых начальниками (заместителями) отделов Управления по организационным вопросам. В первом квартале
такие проверки прошли в ОФК по Верхнебуреинскому району, в ОФК по району им. Лазо. Считаем, что такая деятельность очень полезна. Предоставляется возможность своевременно определить проблемные места, обменяться мнениями по пониманию норм законодательной базы, выявить вопросы, требующие общего методологического решения в целом по системе, и, конечно, помочь руководителю отделения посмотреть на организацию деятельности отделения со стороны.

Основным и важным базовым условием для проведения контроля является регламентация деятельности. Считается, если нет регламента или порядка проведения операций, то нет и предмета контроля. В разрабатываемых административных и технологических регламентах, которые активно внедряются в казначейские технологии, уже предусматриваются контрольные элементы. Чем больше обеспечена регламентация, автоматизация выполнения отдельных операций, тем меньше будет ошибок. Вот почему остро стоит вопрос по приведению реального процесса выполнения операций в соответствие с технологическими регламентами, по правильному распределению ролей и обязанностей.

Для повышения эффективности немаловажное значение имеет единый порядок осуществления контрольных мероприятий. Очень часто отделениями задаются вопросы о необходимости проведения контрольных мероприятий, о количестве проверок, какими силами их проводить? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, для чего и для кого в первую очередь нужен внутренний контроль или внутренний аудит. Основная задача руководителя - управлять учреждением, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. Успешность выполнения этой задачи зависит в значительной мере от двух факторов: обладает ли руководитель информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений, и существует ли эффективная система контроля выполнения принятых решений. Поэтому основная задача - это не провести проверки ради количества и отчета перед Управлением, а вооружить руководителя реальным видением процессов, информационной базой по соблюдению законодательства, проверить уровень надежности и стабильности в организации
деятельности, своевременно предотвратить потенциальные ошибки.

Хотелось бы еще раз обратить внимание на изменение подходов в организации и проведении контроля. Уже сделаны выводы, что проведение последующего контроля является затратным, трудоемким и в то же время низкоэффективным и неактуальным. Такой контроль не позволяет получать оперативную информацию для своевременного устранения выявленных недостатков. Поэтому на сегодняшний день повышается значимость, прежде всего, выполнения работником самоконтроля в рамках своих должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; организации и обеспечения текущего и последующего контроля на каждом участке работы; проведения регулярных проверок начальником структурного подразделения операций и процедур, осуществляемых работниками.

В целях совершенствования механизма по своевременному устранению нарушений и недопущению их отделом внутреннего контроля УФК по Хабаровскому краю ежеквартально проводится анализ нарушений и ошибок по комплексным и тематическим проверкам, результаты которого доводятся до отделений. Данный перечень способствует проведению профилактических мероприятий, направленных на устранение и, главное, на недопущение в будущем подобных ошибок. Отделения используют данный материал в повседневной работе, проверяют себя сами, выявляют нарушения, анализируют уровень соблюдения норм и правил. Вся совокупность действий необходима для управленческих решений, направленных на эффективность в организации работы.

Для совершенствования информационно-технического обеспечения системы внутреннего контроля в органах Федерального казначейства внедрен программный продукт “Внутренний контроль и аудит“, который позволяет учитывать проверки, систематизировать нарушения. Но на сегодняшний день данная программа не позволяет проводить анализ результатов деятельности и проставлять оценку организации работы по осуществлению текущего контроля в отделениях, проводить сравнительный анализ результатов деятельности нескольких отделений.

С этого года приказом Федерального казначейства от 07.02.2008 N 31 “Об установлении форм и сроков представления отчетности о работе подразделений внутреннего контроля территориальных органов Федерального казначейства“
вводится ежеквартальная отчетность по проведенным контрольным мероприятиям. Перед нами стояла задача освоить программный продукт, сформировать достоверную базу данных по проведенным проверкам и своевременно отправить отчетность в Федеральное казначейство.

Кроме того, согласно письму Федерального казначейства от 26.03.2008 N 42-6.2-02/15 Управление внутреннего контроля Федерального казначейства ставит перед собой задачу изучать материалы проверок, проведенных в органах Казначейства внешними контрольными и надзорными органами. Определены сроки направления в их адрес актов ревизий, а также Представлений о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и Представлений об устранении нарушений бюджетного законодательства. УФК по Хабаровскому краю запланировало получить подобную информацию от отделений.

В заключение отметим, что основной целью контрольных мероприятий в идеале является выполнение каждой службой, каждым специалистом своих функций с соблюдением требований законодательства. Основная задача для повышения эффективности и результативности заключается в понимании каждым работником органов Казначейства общей цели, стремлении проявлять настойчивость в решении проблем, в формировании состава компетентных работников, владеющих мастерством и квалификацией. Имея в наличии таких работников, связанных одной целью, можно говорить о качестве труда, об эффективности и результативности по всем направлениям деятельности органов Федерального казначейства, в том числе об эффективности организации внутреннего контроля.

Л.И. Панкова,

начальник отдела внутреннего контроля
УФК по Хабаровскому краю


“Советник бухгалтера бюджетной сферы“, N 6, июнь 2008 г.