В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Страховой стаж. Несколько способов его доказательства

“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2007, N 2


СТРАХОВОЙ СТАЖ.

НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ЕГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА


Правовые нормы, регулирующие порядок и особенности доказательства страхового стажа в действующем законодательстве РФ, появились сравнительно недавно и требуют научного осмысления с учетом обновленного в последнее время пенсионного законодательства РФ.

С принятием 1 апреля 1996 г. Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ <1> (далее - Закон о персонифицированном учете) классификация трудового стажа дополнена новым видом стажа. В ст. 1 данного Закона содержится определение страхового стажа, под которым понимается “суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы“.

--------------------------------
<1> СЗ
РФ. 1996, N 14, ст. 1401.

Появление легального определения страхового стажа в действующем законодательстве РФ, а также те правовые последствия, которые влечет появление такого элемента в системе социального обеспечения, позволяют с уверенностью говорить о том, что традиционная классификация видов трудового стажа, существующая в науке как право социального обеспечения, дополнена новым видом трудового стажа - страховым.

Однако, введя в пенсионную систему ранее неизвестный ей новый институт страхового стажа, законодатель оставил нерешенными ряд острых проблем. Одной из них является проблема, связанная с доказательствами страхового стажа.

Правовые нормы, регулирующие порядок и особенности доказательства страхового стажа в действующем законодательстве РФ, появились сравнительно недавно и требуют научного осмысления с учетом обновленного в последнее время пенсионного законодательства РФ.

Как справедливо отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, “любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение, его также нужно доказать“ <2>.

--------------------------------
<2> Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебн. М., 2001. С. 186.

Действующее пенсионное законодательство РФ различает правила доказательства трудового стажа в зависимости от того, когда выполнялась работа: до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом о персонифицированном учете или после нее. Указанное положение закреплено в ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ <3> (далее - Закон о трудовых пенсиях).

--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2001, N 52 (часть I), ст. 4920.

В обоих случаях стаж доказывается документами. Однако в первом случае документы выдаются соответствующими государственными и муниципальными органами или организациями (к ним относятся организации различных форм собственности, а также учреждения), а во втором - необходимые сведения
о трудовом стаже содержатся в документах соответствующих территориальных органов Пенсионного фонда России и устанавливаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. По действующему сейчас законодательству страховой стаж должен подтверждаться только на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Следует отметить, что норма, содержащаяся в ст. 13 Закона о трудовых пенсиях, не согласуется со ст. 66 Трудового кодекса РФ. Эта статья предусматривает, что трудовая книжка является основным документом о трудовом стаже. Отсюда следует вывод, что “страховой стаж может также доказываться трудовой книжкой, как и любой другой вид трудового стажа, например специального или общего. В случае отказа в приеме трудовой книжки в подтверждение страхового стажа спор разрешается в судебном порядке“ <4>.

--------------------------------
<4> Захаров М.Л., Севостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М., 2002. С. 112.

Персонифицированный учет: значение, порядок ведения

Период работы после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом о персонифицированном учете доказывается документами, выданными органами Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета о работе и уплате страховых взносов. Записи о такой работе, внесенные в трудовую книжку, документальным доказательством стажа уже служить не могут.

В рыночных условиях экономики банкротство, реорганизация предприятий, их переход в результате акционирования из государственной собственности в частную стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы предприятий (организаций), кооперативов, на основании сведений которых может быть подтвержден общий и специальный трудовой стаж работников, а также их заработок для назначения государственной трудовой пенсии, на который в соответствии с действующим законодательством РФ должны быть начислены страховые взносы. Персонифицированный учет страховых взносов должен позволить обеспечить социальную справедливость, упростить систему назначения и перерасчета
пенсий, исключить зависимость будущего пенсионера от сохранности архивов.

Подобный механизм используется в большинстве стран с рыночной экономикой. При этом следует иметь в виду, что лицевой счет, заводимый на каждое застрахованное лицо, не накапливает денежные средства застрахованного лица, как депозитный счет в банке. Поступающие на него сведения носят информационный характер и учитываются при решении вопроса о назначении застрахованному лицу пенсии и определении ее размера.

В связи с введением индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ о государственном пенсионном обеспечении, институт представления к назначению пенсий существенно видоизменился, т.к. все сведения о трудовом стаже и заработке, а также другие сведения, необходимые для назначения пенсий, содержатся в индивидуальном лицевом счете.

Новая пенсионная система предполагает исчислять размер трудовых пенсий только исходя из страховых признаков: возраста, страхового стажа, страховых взносов, заработной платы (доходов), с которой уплачиваются страховые взносы, а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных.

Практически в любой развитой государственной пенсионной системе, безусловно, необходимым является учет заработка и страховых взносов по каждому работающему, или, другими словами, по каждому застрахованному лицу. В российском законодательстве такой учет назван индивидуальным (персонифицированным).

Идея персонифицированного учета достаточно проста и очевидна. Суть его в том, что для каждого работающего открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии по возрасту. Система учета строится таким образом, что, где бы человек ни работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже, заработке и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот
же индивидуальный лицевой счет. Обеспечивается достоверность данных, их конфиденциальность и сохранность. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, хранящихся в индивидуальном лицевом счете, данному застрахованному лицу назначается пенсия.

Индивидуальный учет, обеспечивая фиксацию и сохранение пенсионных прав работающих, что является его основной целью, позволяет решить также и ряд других проблем.

Одна из них - это достоверность данных учета. Трудовые книжки, которые являются основным источником информации об общем и специальном стаже застрахованных, а также справки о размере заработка, выдаваемые организациями гражданам для назначения пенсий, во многом потеряли свою достоверность, поскольку “...проверки территориальных органов Пенсионного фонда РФ, начиная с 1995 г. в течение нескольких лет, показывали, что в среднем по России около 10% справок из числа проверенных содержали искаженную информацию, хотя согласно Закону Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ (ст. 126) ответственность за достоверность данных, на основании которых назначается пенсия, несут предприятия и организации, выдавшие соответствующие документы“ <5>.

--------------------------------
<5> Колесник А.П., Галич Е.Г. Персонифицированный учет как технологическая основа реформирования пенсионной системы. Пенсионная реформа в России. Оценка специалистов. М., 1999. С. 98.

Корень явления заключается в том, что отсутствует саморегулирование в данном процессе: пенсионные права фиксируются предприятиями (организациями), а пенсии по ним назначает государство вне зависимости от страховых взносов, внесенных за данное лицо. Сейчас это положение меняется благодаря индивидуальному учету, который кроме контроля и создания условий саморегулирования обеспечивает защиту пенсионных прав работающих в связи с тем, что появление, преобразование и исчезновение организаций, имеющее место в последние годы, ухудшают гарантии фиксации пенсионных прав работающих, поскольку восстановить данные о своем стаже бывшим работникам
этих организаций во многих случаях просто невозможно.

В результате имеют место случаи, когда размер пенсии определяется не стажем и уплаченными страховыми взносами, а способностью “добыть“ соответствующий документ.

Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Законом о персонифицированном учете. Данный Закон устанавливает отношения всех участников процесса учета: застрахованных лиц (фактически всех работающих), организаций - плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, органов Пенсионного фонда, учреждений записи актов гражданского состояния. Установленные Законом о персонифицированном учете отношения вступили в силу на территории всей страны с начала 1997 г. В соответствии со ст. 5 данного Закона органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет, является Пенсионный фонд РФ.

В Законе о персонифицированном учете выдерживается несколько принципов, определяющих основу персонифицированного учета. Во-первых, его нормы регулируют только обмен информацией между участниками учета. Не затрагиваются отношения, лежащие за его пределами, т.е. такие, как вопросы тарифа, порядка уплаты страховых взносов, назначения и индексации пенсий и т.п.

Второй принцип - это защита пенсионных прав застрахованных лиц. Определен ряд процедур, обеспечивающих достоверность информации, включаемой в индивидуальные лицевые счета, предусмотрены нормы по соблюдению конфиденциальности этих данных и обеспечению надежного их сохранения. В ст. 6 Закона о персонифицированном учете полностью определен состав сведений, которые накапливаются о каждом застрахованном лице в процессе персонифицированного учета. Установлено, что эта информация может использоваться исключительно для целей пенсионного обеспечения. Это защищает от расширенного толкования данного Закона, включения в индивидуальные лицевые счета каких-либо дополнительных данных и истребования их от застрахованных лиц. Поскольку информация является конфиденциальной, меры для ее защиты от несанкционированного доступа должны приниматься той организацией, которая ведет персонифицированный учет. Обеспечивается право каждого застрахованного
лица знать сведения, включенные в его лицевой счет.

Следующий принципиальный момент, определяемый Законом о персонифицированном учете, - это обязательность вводимых им отношений. Данный Закон обязывает работодателей и работающих зарегистрироваться в системе персонифицированного учета (в Пенсионном фонде РФ) и передавать установленные Законом сведения в определенные им сроки. Предусмотрена и ответственность в случае уклонения от передачи информации в Пенсионный фонд РФ.

Закон о персонифицированном учете вводит принцип саморегулирования в обеспечение достоверности сведений, представляемых в процессе учета и включенных в индивидуальные лицевые счета. Эти сведения дважды проверяются самим застрахованным: их копия должна быть бесплатно передана ему работодателем, и, кроме того, застрахованный может проверить правильность сведений, ознакомившись со своим индивидуальным лицевым счетом в органе Пенсионного фонда РФ. В случае несогласия с указанной информацией предусмотрена процедура рассмотрения заявлений граждан. Таким образом, работники организации должны понимать, что в их пенсионные права входит только тот заработок, на который начислены страховые взносы, а если они от своего работодателя получают что-то сверх этого, то такие выплаты не будут учитываться при назначении пенсии.

В соответствии со ст. 19 Закона о персонифицированном учете Правительством РФ 15 марта 1997 г. принято Постановление “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ <6>. Данным документом утверждена Инструкция “О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования“. Она соответствует нормам Закона о персонифицированном учете и конкретизирует правила документооборота между участниками процесса учета. Инструкцией определено, что индивидуальный лицевой счет является документом, хранящимся в электронной форме в органах Пенсионного фонда РФ.

--------------------------------
<6> СЗ РФ. 1997, N 13, ст. 1538.

В Инструкции конкретизировано
применение Закона о персонифицированном учете по отношению к периодам деятельности граждан, предшествующим их регистрации в качестве застрахованных лиц (п. 3): сведения о стаже и заработке застрахованных лиц за время их активной деятельности до начальной регистрации будут поэтапно введены в систему персонифицированного учета, в результате чего их лицевые счета будут содержать информацию, необходимую для назначения им пенсии при наступлении пенсионного возраста.

В настоящее время во исполнение Закона о персонифицированном учете утвержден соответствующий порядок заполнения форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, установленный Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п “О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению“.

Инструкция, как и Закон о персонифицированном учете, предусматривает обязательность регистрации граждан в системе персонифицированного учета и обязательность выполнения работодателем соответствующих действий.

Страховые номера (номера индивидуальных лицевых счетов, указанные в страховых свидетельствах работников) используются работодателем в дальнейшем при представлении индивидуальных сведений о стаже и заработке каждого из них в орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации. Соответствующие сведения о стаже и заработке в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, представляют работодатели (работники отделов кадров), которые согласно ст. 17 Закона о персонифицированном учете несут ответственность за их достоверность и полноту. Эта информация представляется работодателем на всех лиц, которым в данной организации начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона о персонифицированном учете работодатель представляет в Пенсионный фонд РФ сведения на каждого работающего у него застрахованного лица о сумме заработка, на который начислялись страховые взносы государственного пенсионного страхования, с разбивкой по месяцам отчетного квартала.

В
составе данных, которые хранятся Пенсионным фондом РФ на индивидуальном лицевом счете в течение всей жизни застрахованного лица, содержатся следующие сведения:

- страховой номер; фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства (адрес регистрации по месту жительства и по месту пребывания); серия и номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; номер телефона; гражданство;

- периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий стаж для назначения государственной трудовой пенсии, а также специальный стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выслугой лет, работой на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- заработная плата (вознаграждение) или доход (за каждый месяц страхового стажа), на которую начислены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ;

- сумма заработка (за каждый месяц страхового стажа), учитываемого при назначении трудовой пенсии;

- сумма начисленных данному лицу страховых взносов (за каждый месяц страхового стажа), включая страховые взносы за счет работодателя и страховые взносы самого застрахованного лица;

- периоды выплаты пособия по безработице;

- периоды военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;

- сведения о назначении (перерасчете), об индексации и о начислении пенсии.

Сведения, представленные работодателем, проходят процедуры проверки, после которых они фиксируются в индивидуальных лицевых счетах застрахованных и определяют их пенсионные права.

Документальная проверка организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета стажа и заработка работников производится работниками Пенсионного фонда РФ систематически. Достоверность документов о пенсионных правах работающих определяется не в момент обращения за пенсией, а в ходе их работы. Это относится как к сведениям о размере заработка, так и к
данным о стаже, включая специальный стаж для профессий с особыми условиями труда. В результате к моменту выхода на пенсию у работника не может возникнуть проблем с подтверждением его трудового стажа, поскольку соответствующие данные будут проверены и сохранятся в его индивидуальном лицевом счете.

Для тех лиц, которые до выхода на пенсию не были зарегистрированы в системе персонифицированного учета, действует старый порядок подтверждения стажа и заработка. Он основывается на использовании данных трудовых книжек и справок о заработке, выдаваемых организациями.

Лицам, которые до выхода на пенсию были зарегистрированы в системе персонифицированного учета и в индивидуальные лицевые счета которых была помещена информация о стаже и заработке, пенсия назначается на основе сведений индивидуального учета.

Таким образом, российское законодательство предусмотрело постепенное вхождение в новый порядок подтверждения пенсионных прав, который должен быть безболезненным для российских граждан. На основе рассмотренной правовой базы Пенсионным фондом РФ осуществлялась практическая работа по внедрению индивидуального (персонифицированного) учета.

Основным результатом в данной работе можно считать то, что индивидуальный (персонифицированный) учет для целей государственного пенсионного страхования организован во всех субъектах Российской Федерации.

Доказательства страхового стажа

Перейдем теперь к вопросу о том, каким же образом и на основании каких нормативных правовых актов в настоящее время подтверждается страховой стаж.

Согласно п. 4 ст. 13 Закона “О трудовых пенсиях“, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В настоящее время действуют Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 <7> (далее - Правила от 24 июля 2002 г.).

--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2002, N 31, ст. 3110.

В соответствии с указанными Правилами от 24 июля 2002 г. в страховой стаж включаются (засчитываются):

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;

б) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

в) иные периоды:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 2003 г. “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ <8>;

- период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

--------------------------------
<8> “Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ“. 1993, N 9, ст. 328.

Таким образом, Правила от 24 июля 2002 г. различают следующие периоды, включаемые в страховой стаж:

- периоды работы;

- периоды иной деятельности;

- иные периоды.

Правила подтверждения страхового стажа различаются в зависимости от момента наступления указанных выше периодов: после регистрации либо до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.

Что касается подтверждения страхового стажа за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, здесь возникает меньше всего вопросов. Правила от 24 июля 2002 г. устанавливают, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Гораздо больше вопросов возникает при подтверждении соответствующих периодов, включаемых в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица.

Документы, подтверждающие указанные выше периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, можно классифицировать следующим образом.

I. Документы, подтверждающие периоды работы

Наиболее важные и общие вопросы, касающиеся выдачи документов, подтверждающих стаж работы, содержатся в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190.

В соответствии с данным Положением трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных по месту работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.

Основным документом, на основании которого устанавливается трудовой стаж, является трудовая книжка. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г., утратила силу в связи с принятием Постановления Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69 “Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек“ <9>.

--------------------------------
<9> БНА РФ. 2003, N 49.

Трудовые книжки в СССР были введены Постановлением Совнаркома СССР от 20 декабря 1938 г. “О введении трудовых книжек“ <10>. Указанный нормативный акт был отменен Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. “О трудовых книжках рабочих и служащих“ <11>, которым введена новая форма трудовых книжек, применяемая по сей день.

--------------------------------
<10> СП СССР. 1938, N 58, ст. 329.

<11> СП СССР. 1973, N 21, ст. 115.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 “О трудовых книжках“ <12>.

--------------------------------
<12> СЗ РФ. 2003, N 16, ст. 1539.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных страховых платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан - владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан - владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Следует иметь в виду, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены также свидетельскими показаниями и устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

- период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

- свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с законодательством о труде, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Пенсионным фондом РФ по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

На основании заявления гражданина период его работы по свидетельским показаниям может устанавливаться также и до наступления условий, дающих право на трудовую пенсию.

В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

II. Документы, подтверждающие периоды иной деятельности

Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г. подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей.

Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда РФ в порядке, определяемом Минздравсоцразвитием России, а за периоды после 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов по установленной форме.

Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей.

Периоды деятельности в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды иной деятельности, не указанной выше, осуществлявшейся гражданами, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ возникают в связи с уплатой обязательных платежей обязательства по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование.

III. Документы, подтверждающие иные периоды

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования РФ о периоде выплаты указанного пособия.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.

В качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.

Кроме того, обращающийся за установлением трудовой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из родителей следует засчитывать в страховой стаж период ухода за ребенком.

Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой органа государственной службы занятости по установленной форме.

Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждается документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданными в установленном порядке.

Период содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждается документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.

Период пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел РФ о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по установленной форме и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо перечисленных документов представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя, о том, что за ним в действительности осуществлялся уход, указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода. При невозможности получения указанного письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) соответствующее письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход. Фактические обстоятельства осуществления ухода могут быть подтверждены актом обследования органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Факт и продолжительность нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы.

В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, а также другие документы.

Таким образом, в настоящее время правила подсчета и подтверждения страхового стажа систематизированы и сведены в один нормативный правовой акт.

Кроме Правил от 24 июля 2002 г. действует Постановление Правления ПФР от 1 октября 2003 г. N 139п “О Порядке представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования“ <13>.

--------------------------------
<13> БНА. 2003, N 51.

Не остался неурегулированным и вопрос, связанный с формами документов индивидуального (персонифицированного) учета. Указанные формы введены Постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п “О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению“. Ранее действовавшие формы, утвержденные Постановлением Правления ПФР от 21.10.2002 N 122п “О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению“, признаны утратившими силу.

Используемые формы документов позволяют учитывать индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица.

Однако в практике работы органов Пенсионного фонда РФ отсутствует документ, позволяющий производить учет периодов трудовой деятельности в организациях, которые освобождены от уплаты страховых взносов, например общественные организации инвалидов.

По нашему мнению, для целей государственного пенсионного страхования было бы целесообразным ввести форму, позволяющую производить учет “нестраховых периодов“, включаемых в страховой стаж, а также их подтверждение. Такая форма должна выдаваться непосредственно застрахованному лицу для заполнения. И, в случае необходимости, направляться в соответствующие компетентные органы, способные подтвердить наличие указанных выше периодов. Необходимо также разработать методику, позволяющую Пенсионному фонду РФ систематически производить проверку соответствующих организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета “нестраховых периодов“.

Д.Вихров
К. ю. н.,

научный сотрудник
Института государства
и права РАН

Подписано в печать
25.01.2007