В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья

“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2007, N 1


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАБОТКА (ДОХОДА),

УТРАЧЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ


При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные лицом расходы, но и затраты, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Многообразие жизненных ситуаций, при которых возможно причинение имущественного вреда другому, определяет разнообразие правовых способов, используемых для его ликвидации. В соответствии со ст. 457 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 1082 действующего ГК РФ, выбор способа возмещения (в
натуре или полное возмещение причиненных убытков) принадлежит органу, рассматривающему спор (суду, арбитражу, третей с кому суду). Думается, что норма указанных статей в большей мере охраняла бы интерес потерпевшего, если бы право выбора способа возмещения было предоставлено самому потерпевшему. В данных статьях следовало бы предусмотреть также, что если возмещение вреда в натуре полностью не компенсирует вред, в пользу потерпевшего взыскиваются невозмещенные убытки.

Не всегда последовательно проводится в жизнь принцип полного возмещения вреда. Отдельные правовые нормы, с помощью которых этот принцип реализуется, нуждаются в соответствующих изменениях и дополнениях. Возмещение утраченного заработка должно, во-первых, компенсировать полностью фактический заработок потерпевшего, во-вторых, учитывать те повышения заработка, которые наступают в силу индивидуальных причин (повышение заработной платы, общее или в данной профессии) <1>.

--------------------------------
<1> Агарков М.М. Обязательства из причинения вреда // Проблемы социалистического права. 1939. - N 1. - С. 72.

В настоящее время данный вопрос урегулирован ГК РФ. В ст. 1085 ГК РФ речь идет о возможности возмещения не только утраченного заработка, но и заработка, который потерпевший определенно мог иметь. Это общее положение, конкретизированное в п. п. 4, 5 ст. 1086, п. 4 ст. 1087 ГК РФ, весьма значимо для практики применения действующего законодательства к случаям причинения вреда после 1 марта 1996 г. Установленная в статье возможность возместить заработок (доход), который потерпевший определенно мог иметь, позволяет в наибольшей степени учесть его интересы.

Во-первых, имеются в виду случаи, когда потерпевший на день причинения вреда имел реальную возможность получать более высокий заработок по сравнению с тем, который у него был. Для решения вопроса, была ли эта возможность реальной, учитываются обстоятельства, свидетельствующие о
том, что до повреждения здоровья потерпевший обучался профессии, специальности, которая позволит получить более высокий заработок. Например, несчастный случай произошел в период производственного обучения либо потерпевший обучался в высшем учебном заведении. Во-вторых, могут быть случаи, когда на день повреждения здоровья потерпевший вообще никогда не работал, но как всякий трудоспособный гражданин имел возможность реализовать свои способности к труду <2>.

--------------------------------
<2> Гражданское право. Учеб. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1998. С. 45 - 48.

Объем и размер возмещения вреда могут быть увеличены законом или договором. В частности, суммы возмещения вреда могут быть увеличены на основании отраслевых тарифных соглашений, поскольку они учитываются при заключении коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Отраслевые тарифные соглашения являются одним из способов реализации прав, предоставляемых п. 3 ст. 1085 ГК РФ. Увеличенные по условиям договора суммы возмещения вреда не могут быть снижены в связи с истечением срока действия отраслевого тарифного соглашения и расторжением трудового договора, выходом предприятия из состава отрасли, в которой было заключено тарифное соглашение.

Не допускается уменьшение компенсации, причитающейся потерпевшему, в том числе и специальным законом.

В комментируемой статье, как и в параграфе 2 гл. 59 ГК РФ в целом, не упоминаются случаи возмещения вреда в связи с профессиональным заболеванием. Однако это обстоятельство само по себе не означает, что на данные отношения нормы ГК РФ не распространяются. Такое заболевание возникает при исполнении трудовых обязанностей, и возникший в связи с этим вред подлежит возмещению согласно ГК РФ и Закону “Об обязательном социальном страховании“. При этом действует указание п. 3 ст. 12 Закона с изменениями в ред. Федерального
закона от 7 июля 2003 г. N 118-ФЗ, что средний заработок может быть рассчитан за 12 календарных месяцев, предшествующих прекращению работы, повлекшей профессиональное заболевание. Право выбора периода времени, за который может быть подсчитан средний заработок, принадлежит потерпевшему. Суд, устанавливая обстоятельства, подлежащие исследованию, должен разъяснить истцу право на выбор исходя из наиболее льготных для него условий.

В п. 1 ст. 1086 ГК РФ предусмотрено, что размер возмещения вреда может быть определен с учетом степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при ее отсутствии - степени утраты общей трудоспособности. Такая формулировка не означает, что при 100%-ной утрате профессиональной трудоспособности вред возмещается исходя из потери общей трудоспособности. В п. 1 ст. 1086 имеются в виду лишь те случаи, когда потерпевший вообще не работал, не имел специальности, квалификации, т.е. профессиональной трудоспособности. Если гражданин ко дню повреждения здоровья имел профессию, то при 100%-ной утрате профессиональной трудоспособности вред рассчитывается исходя из утраты именно этой трудоспособности.

Степень утраты трудоспособности (в процентах) определяют учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы <3>. В п. 3 комментируемой статьи Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 118-ФЗ <4> были внесены следующие изменения: “В случаях если период, повлекший повреждение здоровья, составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены“. Ранее в
Федеральном законе N 125-ФЗ не был приведен порядок подсчета заработка потерпевшего, когда период работы составил менее одного месяца. Между тем на практике также возможны ситуации, когда размер возмещения вреда может быть определен по правилам п. 4 ст. 1086 исходя из обычного размера вознаграждения работника его квалификации в данной местности, т.е. того заработка, который он определенно мог иметь, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. Данная норма теперь урегулирована ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ в ред. Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 118-ФЗ: “При невозможности получения документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами“.

--------------------------------
<3> Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965. - СЗ РФ. 1996. - N 34. - Ст. 4127.

<4> СЗ РФ. 2003. - N 33. - Ст. 2343.

Согласно п. 4 ст. 1086 определяется размер возмещения вреда неработающим лицам, в т.ч. пенсионерам по старости. Эта норма позволяет рассчитать размер возмещения исходя из заработка, полученного за 12 календарных месяцев до ухода на пенсию, либо обычного размера вознаграждения работника его квалификации в данной местности.

Обычный размер вознаграждения работника той же квалификации, что и потерпевший, определяется на основании данных о заработке по однородной профессии, квалификации. При этом помимо тарифной ставки (оклада) учитываются фактически проведенные выплаты, т.е.
размер вознаграждения работника.

При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные лицом расходы, но и затраты, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Закон и другие правовые акты могут специально регулировать порядок подсчета вреда, подлежащего возмещению (методики, таксы). Подобное имеет место в случаях, когда размер ущерба определить затруднительно.

Правило полного возмещения вреда предполагает компенсацию не только имущественного, но и в случаях, предусмотренных законом, морального (нематериального) вреда (ст. ст. 151, 1099 - 1101).

Из правила полного возмещения вреда есть изъятия. Так, в п. 1 ст. 1064 предусматривается выплата компенсации сверх возмещения вреда. Это положение конкретизируется в ряде норм ГК РФ, в частности в ст. 1084, п. 3 ст. 1085, п. 3 ст. 1089.

Снижение размера компенсации предусмотрено в ст. 1067, п. 4 ст. 1073, п. 3 ст. 1076, п. п. 1 и 2 ст. 1078, п. п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ. Если ограничить объем возмещения вреда может только закон, то компенсация сверх вреда возможна и на основании договора.

Субъектом ответственности по общему правилу является лицо, причинившее вред (гражданин или юридическое лицо). Исключения из этого правила, когда непосредственный причинитель вреда и субъект ответственности не совпадают в одном лице, содержатся в самом ГК РФ (ст. ст. 120, 1067 - 1070, 1073 - 1076, 1078, 1079 и др.). В этом случае причинитель вреда обязывается к возмещению в полном объеме либо частично, с учетом вины потерпевшего. Суд вправе
также принять во внимание имущественное положение причинителя вреда - гражданина (п. п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ).

Правила параграфа 2 гл. 59 ГК РФ конкретизированы в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ. С учетом правил параграфа 2 гл. 59 ГК РФ применяется также законодательство о возмещении вреда военнослужащим, работникам милиции, прокуратуры, суда, лицам, потерявшем здоровье при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Если до повреждения здоровья в заработке потерпевшего произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественный статус, то при определении средимесячного заработка учитывается только тот заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения <5>. Например, в течение 12-месячного учетного периода (п. 3 ст. 1086) потерпевший 4 месяца работал на более высокооплачиваемой должности, на которую был переведен в установленном порядке. В этом случае в расчет возмещения вреда включается заработок только за эти 4 месяца.

--------------------------------
<5> См.: ч. 6. ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.//СЗ РФ. 1998. - N 31. - Ст. 3803.

Об устойчивости роста заработка может свидетельствовать предоставление работы, которая систематически тарифицируется по более высокому разряду. Если человек был переведен на более высокооплачиваемую работу, но не приступил к ней в связи с несчастным случаем, то размер возмещения вреда определяется исходя из заработка, который он должен получить.

Малолетнему потерпевшему возмещаются расходы, вызванные повреждением здоровья. К их числу относится все виды дополнительных расходов, названных в п. 1 ст. 1086 ГК РФ, и другие затраты, фактически понесенные в связи с несчастным случаем, если установлено, что потерпевший нуждался в таких видах помощи.

Ответственность за вред,
причиненный малолетнему, наступает на общих основаниях, предусмотренных, в частности, в ст. ст. 1064, 1068, 1078 ГК РФ.

Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет вправе реализовывать свою способность к труду и иметь собственный заработок. Поэтому в п. 2 ст. 1087 предусмотрена возможность возмещения заработка независимо от того, что потерпевший несовершеннолетний фактически не работал. Такая позиция законодателя основана на общем принципе определения объема возмещения вреда, названном в п. 1 ст. 1085 ГК РФ, а именно на возможности компенсации заработка, который потерпевший определенно мог иметь. При этом размер возмещения вреда подсчитывается исходя из установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, с учетом потери общей трудоспособности, поскольку предполагается, что такие лица ко дню несчастного случая не имели специальности либо квалификации.

Если ко времени повреждения здоровья несовершеннолетний имел заработок, то вред возмещения исходя из размера полученного заработка и степени утраты профессиональной трудоспособности. В качестве гарантии прав несовершеннолетнего в данной статье определено, что заработок, из которого исчисляется возмещение вреда, не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

В п. 4 статьи установлен принцип увеличения размера возмещения вреда несовершеннолетнему после начала трудовой деятельности. В частности, если размер его заработка ниже размера вознаграждения, установленного по занимаемой им должности, возмещение определяется на основании ставок оплаты труда и премиальных выплат, установленных для соответствующей должности (категории) служащего.

Если потерпевший после начала трудовой деятельности получил рабочую специальность, то размер возмещения вреда пересчитывается, по просьбе потерпевшего, с учетом полученного им заработка или заработка работника той же квалификации по
месту его работы. При этом берется во внимание максимальный заработок, который по месту работы потерпевшего получают лица, выполняющие работы той же квалификации (например, слесаря 3-го разряда), что и потерпевший. Лишь при таком применении норм комментируемой статьи могут быть в полной мере учтены интересы потерпевшего несовершеннолетнего, лишенного возможности получить наибольший заработок по полученной им специальности, квалификации <6>.

--------------------------------
<6> Комментарий к ГК РФ. Ч. 2. (постатейный). - 4-е изд. / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: ИНФРА-М. - 2003. - С. 826.

Согласно Федеральному закону право застрахованного на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Факт наступления этого события удостоверяется комиссией по расследованию страхового случая, которая составляет либо акт о несчастном случае, либо акт о профессиональном заболевании.

Много проблем возникает при применении судами ст. 1086 ГК РФ. Определение ежемесячного заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, целесообразно определять исходя из правовых норм, установленных п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ с учетом изменений.

Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей. В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Поскольку Федеральный закон о размерах и порядке выплаты районного коэффициента к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. ст. 316, 317 ТК РФ до настоящего времени не принят, согласно ч. 1 ст. 423 вышеназванного Кодекса, продолжают действовать законодательные акты бывшего Союза ССР по установлению районных коэффициентов.

Для работников предприятий,
организаций и учреждений, расположенных в южных районах Приморского края Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-281 к заработной плате централизованно установлен районный коэффициент в размере 1,20 <7>. Что касается повышенного размера районного коэффициента к заработной плате работников в размере 1,30, установленного Решением Приморского краевого СНД на основании п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 г. N 76 “О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера“ <8>, то расходы по его выплате за счет средств федерального бюджета данным постановлением не предусмотрены.

--------------------------------
<7> СП СССР. 1983. - N 5. - Ст. 21.

<8> СП РСФСР. 1990. - N 24. - Ст. 254.

В соответствии с п. 1 пп. “е“ Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 “Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537) <9> молодежи, прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате устанавливаются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60% надбавки - последние 20% - за один год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 <10>, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы, в том числе в южных районах Дальнего Востока.

--------------------------------
<9> Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера: Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 537) // СП РСФСР. 1995. - N 23. - Ст. 2336.

<10> О льготах для рабочих и служащих предприятий, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. - N 21. - С. 741.

В настоящее время в установленном порядке не принят перечень районов Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. На территории Российской Федерации применяется только Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 <11>.

--------------------------------
<11> Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера: Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. (в ред. Постановления Совета Министров СССР от 03 января 1983 г. N 12) // СПП РСФСР. 1961 - 1977. М., 1978. - С. 59.

В соответствии с п. 12 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. При назначении страховых выплат застрахованному по нескольким страховым случаям ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховой выплаты. При назначении страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в связи со смертью застрахованного, ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховых выплат, назначенных в связи со смертью застрахованного.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. в местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Порядок определения размера ежемесячной страховой выплаты определен ст. 12 вышеуказанного Закона.

Средний месячный заработок застрахованного подсчитывается путем общей суммы его заработка за 12 месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая или утрате либо снижению его трудоспособности (по выбору застрахованного), на 12. Точки отсчета этих 12 месяцев остались прежними. Первая точка отсчета - 12 последних месяцев работы, предшествующие страховому случаю. Так, если страховой случай произошел 7 декабря 2003 г., то 12 последних месяцев работы отсчитываются назад по времени от декабря 2003 г. (ноябрь, октябрь, сентябрь, август, июль, июнь, май, апрель, март, февраль, январь, 2003 г.; декабрь 2002 г.). Время наступления страхового случая подтверждается актом расследования. В тех случаях, когда имело место профессиональное заболевание, временем наступления события признается день выявления соответствующего заболевания лечебным учреждением, хотя бы это заболевание и не привело сначала к утрате трудоспособности. Вторая точка отсчета - 12 месяцев работы, предшествующих утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем. По времени эти две точки отсчета могут совпадать, но могут и различаться, причем иногда значительно. В тех случаях, когда последствия несчастного случая проявляется сразу, они совпадают. Так бывает, например, при тяжелых травмах. Различия во времени характерны для случаев, когда тяжелые последствия перенесенной травмы проявляются через некоторое время после происшествия, допустим, через два-три месяца либо через год-два. Какие из этих 12 последних месяцев работы выбрать, решает сам пострадавший, право выбора предоставлено только ему. Вполне очевидно, что он выберет те 12 последних месяцев работы, средний заработок за которые выше.

Пример. Несчастный случай на производстве произошел 25 августа 2004 г. - пострадавший получил ушиб головы, в связи с чем не мог трудиться вследствие временной нетрудоспособности (диагноз - сотрясение мозга в легкой степени). Затем он продолжал трудовую деятельность. В конце февраля 2005 г. наступили тяжелые последствия перенесенной травмы головы - пострадавший четыре месяца болел, болезнь прогрессировала, а 7 июля 2005 г. учреждение МСЭ определила степень утраты профессиональной трудоспособности 80% и установила инвалидность II группы вследствие трудового увечья. В данном случае точками отсчета 12 последних месяцев работы могут быть (по выбору пострадавшего) 25 августа 2004 г. либо фактической утраты либо снижения трудоспособности в связи с трудовым увечьем, которое определяется МСЭ (7 июля 2005 г.).

Время наступления постоянной (длительной) нетрудоспособности устанавливает учреждение МСЭ, наряду со степенью утраты профессиональной трудоспособности, группой инвалидности и ее причиной. Если МСЭ по каким-либо причинам не установила указанную дату, а это необходимо для исчисления размера возмещения вреда из среднемесячного заработка за 12 последних месяцев работы перед утратой трудоспособности, она обязана рассмотреть данный вопрос дополнительного и принять соответствующее решение. При невозможности определить время наступления инвалидности временем ее наступления считается день установления инвалидности.

При профессиональном заболевании допускается вести отсчет 12 последних месяцев работы также перед прекращением работы, повлекшей такое заболевание. Это третья точка отсчета, помимо первых двух, для определения периода, равного 12 последним месяцам работы. Это точка отсчета касается только случаев профессионального заболевания. Следовательно, если наступило профессиональное заболевание, действующее законодательство предусматривает три возможных варианта отсчета 12 последних месяцев работы.

Данное правило не случайно. Профессиональное заболевание нередко приводит к утрате трудоспособности не сразу, а через некоторое время, порой довольное, в течение которого заболевание постепенно прогрессирует. В этот период, заболевший часто выполняет другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, но заработок по которой нередко ниже прежнего.

Если до наступления страхового случая застрахованный работал менее 12 месяцев, средний месячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших наступлению страхового случая, на число этих месяцев. При подсчете среднего месячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. не только устанавливает общие принципы исчисления среднего заработка (за 12 месяцев, учет полных месяцев и др.), но также учитывает изменение материального положения потерпевшего перед страховым случаем и предусматривает случаи льготного исчисления заработка. Так, согласно п. п. 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. размер среднего месячного заработка застрахованного, не достигшего 18 лет, при назначении ежемесячных страховых выплат не может быть ниже пятикратного установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки.

Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее пятикратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в местностях, где установлены такие коэффициенты и процентные надбавки.

Если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения. В данном случае заработок не будет браться за 12 месяцев, предшествующих точке, а за более короткий срок, что не позволит ухудшить материальное положение потерпевшего (застрахованного).

На практике встречаются случаи, когда получить документ о размере заработка по тем или иным причинам невозможно. Федеральный закон предусматривает, что при невозможности получения документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами. После представления документа о размере заработка о размере заработка сумма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается.

При исчислении страховых выплат не влекут уменьшения их размера все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные застрахованному как до, так и после наступления страхового случая. В счет страховых выплат не засчитывается также заработок, полученный застрахованным после наступления страхового случая.

Как и Правила от 24 декабря 1992 г., так и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. предусматривает, что суммы заработка, из которых исчисляются страховые выплаты и сами выплаты зависят от стоимости жизни, а также минимального размера оплаты труда. Предусмотрено, что в связи с повышением стоимости жизни сумма заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличивается в порядке, установленном законодательством РФ. При повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат. Возмещение вреда в порядке обязательного социального страхования предполагает, что страховое возмещение выплачивается застрахованному вне зависимости от вины причинителя вреда (страхователя) в несчастном случае, повлекшем трудовое увечье. Не учитывается вина страхователя и при определении размера страховой суммы, назначенной пострадавшему. На размер страховой суммы, может повлиять лишь вина в несчастном случае застрахованного (пострадавшего).

Федеральный закон от 24 июля 1998 г., как и ГК РФ (ст. 1083), исходит из того, что при определении размера ежемесячных страховых выплат может быть учтена вина застрахованного. Так, если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного. Впервые в нашем законодательстве предусмотрено, что размер возмещения не может быть снижен более, чем на 25%. Ни Правила от 24 декабря 1992 г., ни ГК РФ такого ограничения не предусматривали.

Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

Пример. Средний заработок потерпевшего перед увечьем 2600 руб. Степень утраты профессиональной трудоспособности 60%. Часть заработка, соответствующая степени утраты профессиональной трудоспособности, - 1560 руб. Однако потерпевшим была допущена грубая неосторожность и степень его вины определена на 312 руб. (20% от 1560 руб.) и составит 1248 руб.

Вопрос о том, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда, должен быть разрешен в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств. В частности, грубой неосторожностью должно быть призвано нетрезвое состояние потерпевшего, содействовавшее возникновению или увеличению вреда.

При определении степени вины застрахованного рассматривается заключения по этому вопросу профсоюзного комитета предприятия или иного уполномоченного работниками представительного органа, создаваемого в соответствии с Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях“ <12>. Заключение должно содержать оценку действий потерпевшего, указание на наличие или отсутствие грубой неосторожности с его стороны и предполагаемую степень его (в процентах). Заключения профкома организации или иного уполномоченного работниками представительного органа не обязательно для работодателя и суда, но, не соглашаясь с заключением, они должны обстоятельно обосновать причины несогласия. Профком, готовя заключение, знакомится со всеми материалами о несчастном случае и обстоятельствами дела.

--------------------------------
<12> О коллективных договорах и соглашениях: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 (в ред. от 29 июня 2004 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1992. - N 17. - Ст. 890.

Еще М.М. Агарков <13> в учебнике “Гражданское право“ 1944 г. указывал, что требование установления вины пострадавшего возникает, “если потерпевший был поставлен в недопустимые условия труда, если не были приняты меры для охраны его жизни и здоровья“. Однако несколькими строками ниже он отмечал, что преступным действием или бездействием нанимателя является несоблюдение правил охраны труда, техники безопасности и иных постановлений, регулирующих применение труда “страхователем или лицами, осуществляющими технический надзор за работами“. На иную точку зрения вставал Л.М. Майданик. По его взгляду, предприятие отвечает за “все действия и упущения своих работников, связанные с исполнением служебных обязанностей“, ибо “предприятие осуществляет выбор работников, их инструктаж и надзор за ними“ <14>.

--------------------------------
<13> Агарков М.М. Гражданское право. Учебник для юридических институтов. М.: 1944. Т. 1. - С. 47.

<14> Майданик Л.М. Регрессные иски профсоюзов и иски потерпевших к предприятиям. - М.: Профиздат, 1946. - С. 17.

В настоящее время судебная практика признает ответственность работодателя за все противоправные действия, виновно совершенные его работниками при исполнении трудовых обязанностей. В соответствии с этим работодатель должен отвечать перед понесшим увечье не только тогда, когда это увечье вызвано нарушением правил технической безопасности и других правил охраны труда работодателем или лицами, осуществляющими технический надзор, но и тогда, когда оно причинено работником той же организации при исполнении трудовых обязанностей.

Но в любом случае работодатель несет ответственность и при наличии вины в действиях его работника, причинившего вред, и при отсутствии вины работника, но наличии вины работодателя в несоблюдении правил об охране труда, технике безопасности и иных постановлений, регулирующих применение труда, имевшее своим последствием несчастный случай, выразившееся в преступном действии или бездействии работодателя по несоблюдению вышеуказанных норм.

В случае рассмотрения иска о возмещении вреда в суде заключение профкома или иного представительного органа работников является важным доказательством при решении вопроса о смешанной ответственности, которому суд должен дать оценку, с учетом иных доказательств собранных по делу. Следует учитывать, что ответственность причинителя вреда либо обосновывается виной причинителя вреда, либо, в случаях, когда вред причинен источником повышенной опасности, не поставлена в зависимость от наличия вины лица, пользующегося этим источником в своей опасной для окружающих деятельности.

В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. особо предусмотрено, что размер ежемесячных страховых выплат, установленных в данном Законе, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного. Не могут быть уменьшены размеры единовременной страховой выплаты не подлежащих уменьшению предусмотренных законом возмещения, дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованных.

Указанный Закон предусматривает (ст. 14), что при наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается, однако, если вред возник вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, то возмещению он не подлежит. Аналогично решен этот вопрос и в гражданском законодательстве (см. ст. 1083 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период за который застрахованному лицу было назначено пособие по временной нетрудоспособности.

По результатам расследования, комиссия, образованная работодателем (страхователем), составляет акт о случае профессионального заболевания по утвержденной форме. Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3-дневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью центра.

При изучении соответствующих норм ГК РФ можно придти к следующим выводам:

1) объем возмещения вреда может быть увеличен в силу договорных обязательств, установленных, например, отраслевым соглашением или другими договорами;

2) при подробном рассмотрении порядка возмещения вреда сделан вывод, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам, необходимо иметь ввиду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные лицом расходы, но и затраты, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Если размер ущерба определить затруднительно, то следует руководствоваться законами и другими нормативными актами, регулирующими порядок подсчета вреда;

3) для успешного разрешения проблем, возникающих при определении ежемесячного заработка, утраченного в результате повреждения здоровья в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, назрела необходимость принятия федерального закона о порядке и размерах выплаты районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в т.ч. в южных районах Дальнего Востока в соответствии со ст. ст. 316, 317 Трудового кодекса РФ, и принятия Перечня районов, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенным к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, (южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, районы Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера).

Т.Маленко
Начальник отдела
Государственной инспекции труда
в г. Москве,

главный государственный
инспектор труда
(по правовым вопросам)

Подписано в печать
25.12.2006