В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Понятие “полный рабочий день“ при назначении досрочной пенсии

“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2008, N 12


ПОНЯТИЕ “ПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ“ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ
ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ


Автор комментирует Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2008 N КАС08-211 по поводу применения правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Верховным Судом РФ 28.02.2008 рассматривалось заявление Савелькаева А.Д. о признании частично недействующими п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила), и п. 5 Разъяснения
Минтруда России от 22.05.1996 N 5 “О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в РСФСР“ право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет“ (далее - Разъяснение).

В удовлетворении заявленного требования Верховный Суд РФ Савелькаеву А.Д. отказал. Дело по кассационной жалобе Савелькаева А.Д. на решение суда от 28.02.2008 было рассмотрено кассационной коллегией Верховного Суда РФ.

Поводом для обращения Савелькаева А.Д. в суд послужил отказ во включении ему в специальный трудовой стаж периода работы по совместительству с 21.07.1997 по 31.12.2000 в ЗАО “Научприбор“ в должности инженера по наладке и испытаниям на основании п. 4 Правил и п. 5 Разъяснения, устанавливающих, что в специальный трудовой стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в особых условиях труда не менее 80% рабочего времени.

По мнению Савелькаева А.Д., данные положения нарушают его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку противоречат Конституции РФ (ст. 39), Трудовому кодексу РФ, в ст. ст. 91 - 94 и 104 которого раскрывается понятие полного рабочего времени и допускается введение суммированного учета рабочего времени в случае, когда работодателем не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени. Эти нормы, по мнению Савелькаева А.Д., также противоречат п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (далее - Закон от 17.12.2001), не позволяющему
Правительству РФ исключать периоды работы во вредных и опасных условиях труда из стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кассационная коллегия не согласилась с доводами заявителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные трудовые пенсии по старости устанавливаются Законом от 17.12.2001, который определяет условия назначения трудовых пенсий, их размеры, порядок исчисления страхового стажа, а также порядок назначения, перерасчета размеров и выплаты пенсий. Данным Законом (п. 1 ст. 27 и ст. 28 Закона от 17.12.2001) сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за теми лицами, которые имели это право по ранее действовавшему законодательству.

Право на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, имеют граждане Российской Федерации при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством. Это право они приобретают при наличии двух условий. Первое - это наличие страхового стажа, указанного в ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001. Второе - это наличие стажа на соответствующих видах работ с тяжелыми и вредными условиями труда, дающих в соответствии с указанными статьями право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, в данных статьях определена длительность страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не указаны периоды работы, включаемые в этот стаж, как и порядок их исчисления и критерии отнесения отдельных видов работ к таким периодам.

При установлении страхового стажа не имеет значения наименование профессии (должности) и вид производства (организации), в которых протекала работа, даже если она предусмотрена
ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001. Поэтому порядок исчисления страхового стажа определен данным Законом.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах по профессиям и должностям или на отдельных видах работ, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 или списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, утверждаемыми Правительством РФ.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые составляют стаж на соответствующих видах работ, носит особый характер и требует регулирования его отдельными нормативными правовыми актами. В этой связи Законом от 17.12.2001 (п. 2 ст. 27 и п. 3 ст. 28) право утверждать правила исчисления периодов работы (деятельности), с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости, делегировано Правительству РФ. Таким образом, п. 4 Правил, как и Правила в целом, соответствует требованиям Закона от 17.12.2001.

Правительство РФ в пределах предоставленных ему прав Постановлением от 11.07.2002 N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Согласно п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такие периоды работы засчитываются в стаж в календарном
порядке. Данная норма обеспечивает единообразный порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ для всех лиц, которым действующим законодательством предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Вместе с тем для определенной категории граждан с учетом особенностей их труда Правилами предусматривается иной порядок исчисления указанных периодов. Эти особенности обусловлены спецификой производственной деятельности (организация труда, производственная необходимость, специфика работы и т.д.), что согласуется с Конституцией РФ (ст. 39). Для таких работников предусмотрено исчисление периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, по фактически отработанному времени. Например, такой порядок предусмотрен для работников специализированных ремонтных организаций, которые в силу особенностей организации труда не могут быть постоянно заняты полный рабочий день на работах, дающих право на досрочную пенсию, а также для работников, работающих в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства. Такая дифференциация оправдана, так как обусловлена объективными производственными причинами.

Ни Закон от 17.12.2001, ни ТК РФ не содержат иных условий включения в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с тяжелыми и вредными условиями труда.

ТК РФ (ст. 91) определяет понятие рабочего времени и его нормальную продолжительность, а в ст. 92 - сокращенную продолжительность рабочего времени, допуская при этом суммированный учет рабочего времени (ст. 104) в часах, когда работодатель в силу определенных причин не может обеспечить нормальную продолжительность рабочего времени в учетный период.

Таким образом, п. 4 Правил не противоречит ни Конституции РФ, ни Закону от 17.12.2001, ни Трудовому кодексу РФ.

Пункт 5 Разъяснения, который содержит понятие “полный рабочий день“, используемое при
рассмотрении вопросов о досрочном пенсионном обеспечении, и который оспаривает Савелькаев А.Д., не может противоречить трудовому законодательству. Трудовым кодексом РФ (ст. 91) установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 40 часов в неделю, а для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). С соблюдением этих требований работодатель устанавливает продолжительность рабочего дня (смены), которая для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не должна превышать при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов, а при 30-часовой рабочей неделе - 6 часов (ст. 94 ТК РФ). Таким образом, исходя из положений ТК РФ, под полным рабочим днем (сменой) понимается продолжительность ежедневной работы (смены), которая установлена работодателем с соблюдением требований трудового законодательства.

Исходя из правового смысла п. 4 Правил, в нем под полным рабочим днем понимается сокращенная продолжительность рабочего времени, установленная для соответствующих видов профессиональной деятельности, что не противоречит действующему законодательству.

При досрочном пенсионном обеспечении используется понятие “полный рабочий день“, предусмотренное п. 5 Разъяснения. Согласно этому пункту под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте. При этом 80% рабочего времени определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном ТК РФ, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в
трудовом договоре.

Утверждение заявителя о том, что п. 5 Разъяснения не соответствует нормам Конституции РФ, устанавливающим принцип равенства граждан, их право на пенсионное обеспечение, необоснованно. Данный пункт в равной мере распространяется на всех лиц, работающих на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, и устанавливает единый порядок исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в зависимости от длительности отрицательного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов условий труда.

Таким образом, изложенное в п. 5 Разъяснения понятие “полный рабочий день“ не ущемляет права граждан при установлении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а, наоборот, смягчает условия ее назначения. Норма п. 5 Разъяснения по своему характеру является более льготной по сравнению с п. 4 Правил, поскольку признает полным рабочим днем выполнение работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в течение не всей продолжительности рабочего времени, установленного в соответствии с трудовым законодательством.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые позволяли бы учитывать при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, выполнение таких работ менее чем 80% рабочего времени, не имеется. Поэтому п. 5 Разъяснения, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ, имеет силу нормативной правовой нормы. Эта норма является основным критерием подтверждения приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.

С учетом изложенного Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 оставила без изменения, а кассационную жалобу Савелькаева А.Д. - без удовлетворения.

В.Белякин
Зам. начальника отдела
вопросов пенсионного обеспечения
Департамента развития
социального страхования
и государственного обеспечения
Минздравсоцразвития России

Подписано в печать
12.11.2008