В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Кадровая политика в спорте

“Кадровик. Трудовое право для кадровика“, 2008, N 5


КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СПОРТЕ


Статья посвящена проблемам формирования в нашей стране массового спорта в качестве сегмента рынка труда и профессиональных услуг в сфере физкультурно-спортивной деятельности. По мнению автора, создание коммерческих основ такого рынка и более четкое разведение большого и массового спорта как разных видов бизнеса позволит гораздо эффективнее решать кадровые вопросы в спорте. А также - обратить внимание работодателей на проблему оздоровления трудового коллектива.

Трудно не согласиться с тем фактом, что сегодня выпускники средних специальных и высших учебных заведений физкультурно-спортивного профиля, мягко говоря, “не дорабатывают“. То есть не слишком соответствуют запросам и требованиям реальной
профессиональной практики как в педагогической, так и в финансово-юридической и организационно-управленческой сфере. Не говоря уже о научно-методической области физкультурно-спортивной деятельности.

В чем же дело? Давайте попытаемся разобраться с этой проблемой серьезно и без лишних эмоций.

Итак, некогда существовала достаточно эффективно функционирующая система, включающая увязанные между собой идеологическую парадигму (массовость спорта провозглашалась надежным основанием и необходимым условием высокого спортивного мастерства и достижений) и секторы государственных (спортивных и образовательных), ведомственных, профсоюзных и общественных учреждений, организаций, клубов с их разветвленной сетью спортивных сооружений, стадионов, баз и лагерей. Эта же система (заметим, не рынок, а система) предписывала определенный алгоритм или механизм подготовки специалистов, их профессиональной учебной практики и, наконец, трудоустройства.

Естественно, в указанной схеме не все работало гладко, были и проявления консерватизма и казарменного социализма, но не в этом суть.

В 90-е годы наша страна фактически изменила политический курс и весь уклад жизни, что повлекло за собой длительный и мучительный период изменения производственно-экономических отношений, социально-политических устоев и институтов. И этот период не закончен до сих пор. По крайней мере, правовая надстройка над экономикой, основанной на частной собственности, продолжает формироваться. То есть еще не до конца отрегулировано право - самое чуткое выражение политики. Что же тогда говорить об образовании, в силу исторической необходимости являющемся одним из самых ярких стражей общественных традиций и устоев, а, следовательно, наиболее инерциальном и консервативном? Совершенно ясно, что его изменение отстает и не может не отставать от реальности, тем более что весь процесс общественной перестройки декларируется как мирный, эволюционный, с постепенным естественным отмиранием одних, перерождением и врастанием в новые экономические условия и правовое пространство других.
И, наконец, с возникновением претендующих на статус инновационных третьих социальных форм и институтов. Это значит, что в такой эклектичной неразберихе очень трудно сформулировать четкий и перспективный социальный заказ, на который бы сориентировались новые педагогические программы.

В принципе, проблему можно сформулировать как несоответствие старой системы образования, физической культуры и спорта новым экономическим и социально-политическим условиям. Если бы, как уже упоминалось, не эклектичность и не переходный период самих этих условий.

Далеко не все понятно и с самим спортом. Сосуществование любительского, профессионального и, как часто принято выделять, олимпийского спорта еще не означает социально-политического и экономического родства корневой основы этих, по сути, различных систем организации спортивной деятельности.

Вместе с тем основной вектор развития нашей страны определен, процесс набирает силу, новая социальная система начинает проявляться со своей беспощадной очевидностью: грядет общество государственно регулируемых рыночных отношений. В спорте это выражается в том, что профессиональный коммерчески ориентированный спорт поглощает и подчиняет себе не только любительский и олимпийский, но и государственно регулируемый спорт. И данный процесс идет гораздо быстрее, чем развитие сходных тенденций в системе образования.

Вот вам новая постановка проблемы, а именно несоответствие скорости, объема и глубины изменений в спорте и в образовании, то есть несоответствие между спортом как рынком труда и профессиональных услуг и системой, ориентированной на образование. Но и здесь много неясного. Прежде всего, в сфере физической культуры и спорта еще не до конца сформировался пришедший вместо старой системы профессионального трудоустройства соответствующий рынок труда. И тут во многом виноват названный ранее лозунг-парадигма. Виноват не прямо, а косвенно, как отвлекающий, дезориентирующий фактор.

Давно и всем стало понятно, что для спорта высших
достижений, по крайней мере, для его коммерческой составляющей, выгоднее не растить чемпионов, затрачивая на эту довольно сомнительную с точки зрения реальных перспектив и процентов и очень долговременную программу огромные финансовые средства, а получать их в готовом виде, перекупая у других клубов. Говоря языком бизнеса, верные “короткие“ деньги предпочтительнее долгосрочных вероятностных и весьма непредсказуемых финансовых проектов.

Государство, заинтересованное в спорте как в средстве политического давления и манипулирования, но более всего как в сфере реализации грандиозных финансовых программ, развиваемых совместно с крупными частными корпорациями, также сконцентрировано на материальном обеспечении высшего спортивного эшелона и тех видов спорта, за которые народ платит деньги в массовом порядке. Например, футбол и хоккей.

Вот и получается, что зеленая улица открыта только для спорта высших достижений, где, как правило, нет места для молодых дипломированных специалистов. Слишком дорого и опасно. Остается массовый спорт, в котором, и нам это совершенно ясно, большой спорт заинтересован, как телега в пятом колесе. Для большого спорта это просто назойливая и раздражающая обуза, которую приходится тащить за собой неизвестно зачем.

Массовый спорт и спорт высоких достижений с точки зрения бизнеса - совершенно разные и несмешиваемые друг с другом темы, каждая из которых имеет свои условия вложения денег и свои нормы получения прибыли. Более того, спорт высоких достижений уже давно стал высокоприбыльным бизнесом, а массовый спорт даже еще не начинал рассматриваться с этой, коммерческой, точки зрения. Заметим, отмывание бюджетных денег здесь не в счет, поскольку это не бизнес, а преступление.

Соответственно, рынок труда и профессиональных услуг указанных форм существования спорта также различен. У большого спорта рынок спроса и предложения формируется
крупными клубами-корпорациями.

С массовым спортом все обстоит сложнее. Его еще предстоит поставить на ноги. Учитывая низкий уровень прибыли и долгосрочность возврата вложенных средств, коммерсанты этого делать не будут. Решить данную задачу может только государство путем создания нового массового объекта для последующей его приватизации.

Существует несколько путей создания рентабельного или, по крайней мере, самоокупаемого массового рекреационного спорта. Мы видим только один: обеспечение государственных и муниципальных учреждений спортивного профиля своей нормативной базой плоскостных и объемных сооружений. Лучше всего создавать симбиотические пары между государственно-муниципальными учреждениями спорта и детско-юношескими спортивными школами. Простая истина гласит о том, что сначала нужно вложить деньги, а потом получить прибыль. Применительно к государственно-муниципальному сектору массового спорта она звучит так: сначала обеспечьте собственностью и механизмом ее коммерческого использования, а потом уже требуйте отдачи.

К сожалению, для этой цели не подойдут ни старые ведомственные базы, находящиеся в ветхом состоянии, да к тому же в массе своей ставшие добычей непрофильных коммерсантов, ни слишком дорогие в эксплуатации современные гиганты представительского класса. Для начала надо стать хотя бы самоокупаемыми, не говоря уже о рентабельности.

На наш взгляд, необходимо создание программы развития массового рекреационного спорта. В каждом микрорайоне с развитым жилым сектором эта программа должна предусматривать некий объем бюджетного финансирования и землеотвод под проект строительства двух-трехзального спорткомплекса из легковозводимых конструкций, передающегося в оперативное управление ДЮСШ или ДЮСШор. Данная программа должна разработать такой жесткий норматив возведения спорткомплексов, как норматив строительства школ и детских садов.

Работая на экономных энергосберегающих технологиях, такие спорткомплексы могли бы не только осуществлять коммунальные платежи, но и получать определенную прибыль для развития программы, конечно, при досконально продуманной фискальной
политике.

Не исключено и даже предпочтительно, что программа должна будет предусматривать некий коридор для участия коммерсантов и работодателей разного уровня, которые смогли бы увидеть в ней новую сферу для надежного вложения денег.

Но все это реально произойдет лишь тогда, когда все мы окончательно уясним, что проблемы возникают не от рыночных отношений, а от их недостаточного развития. И точно так же массовый спорт (в контексте рыночных отношений) не может существовать ради большого спорта, поскольку это и разные виды, и разные темы коммерческой деятельности, и разные сегменты рынка труда и профессиональных услуг. Истина в том, что массовый спорт существует для массового спорта, а большой спорт - для большого спорта.

Задачи большого спорта очевидны. Это обеспечение достижения максимально возможного результата на пике психофизических сил и концентрации спортсменов, то есть обеспечение побед и рекордов, которые можно использовать, обыграть, применить в политических, рекламно-коммерческих, конфессиональных, клубных, иначе говоря, в корпоративных, узкогрупповых целях. В большом спорте человек работает на систему, существует и развивается ради нее. Здесь человек - средство, а благо системы - цель.

В массовом спорте или в спорте для всех, наоборот, система существует для человека, ориентируется на него самого, а не на его достижения во имя системы.

Задачи массового спорта реально направлены на рекреацию, воссоздание, оздоровление и воспроизводство личности. И прежде всего, на трудоспособную личность, работника. Можно сказать, что такой спорт помогает нам творить себя: лепить свое тело, исправлять свою психику, насыщать жизнь духовностью и открывать для себя новые пути социализации. Поэтому массовый спорт часто и по праву называют спортом рекреационным. Вот на какой спорт может и должен ориентироваться профессиональный
трудовой рынок. Но только при условии, что этот массовый объект с его колоссальным потенциалом будет, наконец, коммерчески востребован в условиях отечественной рыночной экономики.

Литература

1. Князев В.Н., Лукин В.В., Самоделов В.Г., Дедков А.К. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. - 320 с.

2. Лукин В.В. Информатизация рынка труда и образования. М.: Образование и информатика, 2003. - 144 с.

3. Передельский А.А. Единоборства, спорт, управление. М.: Научно-издательский центр “Теория и практика физической культуры и спорта“, 2007. - 126 с.

4. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) // Духовность. Спорт. Культура. Выпуск третий. М.: Российская академия образования. Гум. центр “СпАрт“ РГАФК, 1996. - 180 с.

5. Столяров В.И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности: Пособие для специалистов, учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи. М.: АНО “Центр развития спартианской культуры“, 2006. - 248 с.

А.Передельский
К. ф. н.,

доцент,

зав. кафедрой философии и социологии
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма

Подписано в печать
25.04.2008