В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Региональная модель развития социального партнерства на примере Алтайского края

“Управление персоналом“, 2007, N 18


РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ


Одной из актуальных задач органов государственной власти в Алтайском крае является совершенствование региональной системы социального партнерства. Действующая законодательная база позволяет развивать взаимоотношения между сторонами в рамках внутреннего и внешнего социального партнерства. Так, первое направление проявляется исключительно внутри отдельной организации, отдельного трудового коллектива. В крае это направление в достаточной мере отработано. Каждый год появляется примерно 600 - 700 новых организаций, где принимается коллективный договор [7, с. 8].

Отличительной особенностью внешнего социального партнерства (относительно отдельно взятой организации) является участие работодателей в регулировании взаимоотношений сторон как на уровне региона, так и на
уровне муниципального образования.

Региональная модель социального партнерства имеет ряд особенностей. В целях активизации работы по развитию и совершенствованию партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и администрациями всех уровней функционирует краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Для края основополагающим документом в регулировании социально-трудовых отношений является краевое (региональное) соглашение [3, с. 2].

Предпринимаемые меры по ликвидации задолженности по заработной плате принесли положительные результаты. Работа по повышению заработной платы во внебюджетном секторе экономики проводилась в режиме социального партнерства, а также с использованием административных мер (в отношении работодателей - нарушителей трудового законодательства).

Проводимая работа по повышению заработной платы в крае в 2006 г. позволила обеспечить рост ее уровня. Средняя заработная плата одного работника в целом по краю в 2006 г. превысила 6,5 тыс. руб. [5, с. 14].

Только Алтайскому краю свойственно развитие такой формы социального партнерства, как заключение соглашений на уровне сельских поселений о совместном содержании объектов социальной сферы. Смысл таких соглашений заключается в том, что руководители организаций, предприниматели, фермеры в договорном режиме определяют пути решения проблем своего поселения: участие в ремонте школ, больниц, детских садов, дорог, предоставление транспортных услуг, продуктов питания по сниженным ценам и т.д. Соглашениями такого рода охвачено около 70% сельских поселений края, а их в крае насчитывается 790 [7, с. 14].

Однако все эти традиционные формы не обеспечивают решения социальных проблем и стопроцентного участия работодателей в социальном партнерстве. Потому сегодня стороны социального партнерства вынуждены вступать в стадию инновационного развития, поиска других путей решения проблем в социально-трудовой сфере.

Новой формой социального партнерства является взаимодействие сторон в решении социальных проблем в связке “крупный работодатель - город, район“. Такие договорные
отношения сегодня строятся в ряде территорий края. Например, в г. г. Барнауле, Заринске, Алейске, Благовещенском районе. Здесь сложилась практика заключения соглашений между администрациями территорий и руководителями градообразующих предприятий [6, с. 8].

Социальное партнерство в крае поступательно развивается, но при этом оно имеет свои региональные особенности. Во-первых, ведущим субъектом социального партнерства на уровне региона по-прежнему является администрация края, она наиболее четко выражает свои интересы как партнер, инициирует и последовательно реализует процесс нормотворческой и практической деятельности.

Во-вторых, на краевом уровне отсутствует единая организация работодателей, в переговорах по заключению краевого соглашения участвуют далеко не все работодатели.

В-третьих, краевые профсоюзы проявляют активность только на региональном уровне, в трудовых коллективах (за исключением крупных промышленных предприятий) они не имеют реальной силы, чтобы отстаивать интересы работников, так как находятся в полной зависимости от администрации своей организации. К тому же в крае наблюдается устойчивая тенденция сокращения числа профсоюзных организаций.

На новом этапе развития социального партнерства заключение соглашений в городах и районах и коллективных договоров в организациях должно проходить на взаимно выгодных для сторон условиях и подкрепляться необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Нужно также изменить отношение работодателей к этим локальным правовым документам, которые считают, что они якобы необходимы только местной власти. Эти документы важны как для власти, так и для руководителей (собственников) организаций, чтобы с их помощью установить социальный диалог в трудовых коллективах, решать общими усилиями социально значимые проблемы местного сообщества.

В целом система социального партнерства в Алтайском крае имеет возможности для дальнейшего развития и преодоления текущих проблем.

Библиографический список

1. Закон Алтайского края “О Краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений“. Барнаул: “Алтайпресс“, 2007.

2. Закон
Алтайского края “О социальном партнерстве в Алтайском крае“. Барнаул: “Юрком(п)“, 2007.

3. Соглашение от 22 декабря 2006 г. между Алтайским краевым советом профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края на 2007 - 2008 гг. Барнаул: ИБТЭК, 2007.

4. Соглашение от 28 ноября 2006 г. между Администрацией г. Барнаула, городскими объединениями работодателей и краевым советом профсоюзов на 2007 - 2009 гг. Барнаул: “Юрком(п)“, 2007.

5. Социально-экономические показатели развития Алтайского края за 2003 - 2006 гг. Сборник отчетов управления “Росстата“ по Алтайскому краю. Барнаул: ИАУФСГС, 2006.

6. Отчет Комитета по труду Администрации Алтайского края о деятельности за 2005 г. Барнаул: “Ринат“, 2006.

7. Отчет Управления по труду Администрации Алтайского края о деятельности за 2006 г. Барнаул: “Ринат“, 2006.

А.Нечаев
Экономический факультет
Алтайского Государственного университета
г. Барнаул

Подписано в печать
05.09.2007