В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Стратегия использования человеческого потенциала как критерий устойчивого развития химического предприятия

“Управление персоналом“, 2007, N 16


СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
КАК КРИТЕРИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


В условиях рыночной экономики для успешной и устойчивой работы руководству химического предприятия нужно разрабатывать стратегию использования человеческого потенциала. Еще Ф. Тейлор обратил внимание на человеческий потенциал в процессе производства и доказал его значимость. Он положил начало многочисленным экспериментам по исследованию роли человека на производстве, научной организации труда.

Будущее готовит российским предприятиям химической промышленности серьезные испытания, пройти которые смогут те, кто сумеет быстро наладить хорошо продуманную и сбалансированную систему управления персоналом.

Сегодняшний дипломированный специалист химического предприятия должен обладать хорошими знаниями, стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям
внешней среды и высокой культурой. Назрела необходимость непрерывного развития персонала предприятия, т.е. создания условий для полного раскрытия человеческого потенциала, его способности вносить ощутимый вклад в деятельность своего предприятия. Здесь идет речь прежде всего о предоставлении сотрудникам предприятия равных возможностей в получении достойных заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д. Этому активно будет способствовать тщательно проработанная и адаптированная к применению на предприятии эффективная система мотивации.

Система мотивации - это совокупность взаимодополняющих и взаимодействующих между собой способов, методов и других инструментов для профессионального и материального развития персонала.

Если предприятие заинтересовано в удержании своих работников, то кроме материального поощрения необходимо внедрять и различные “неденежные“ формы поощрения и льгот. К которым относятся: медицинская страховка (обеспечение качественной медицинской помощи, т.е. лабораторно-поликлиническое обслуживание, стоматологическая и скорая неотложная медпомощь), бесплатное дотируемое питание и возможности дополнительного обучения за счет предприятия. Наличие таких льгот способно расположить работника сделать выбор в пользу данного предприятия.

Для повышения результативности работы сотрудника и удовлетворенности трудом большое значение наряду с финансовой имеют материальная немонетарная мотивация (льготы, бенефиты (социальные льготы)) и нематериальное стимулирование (возможность профессионального и карьерного роста, участия в новых проектах предприятия, эмоциональная поддержка и разнообразие трудовой деятельности).

Система стимулирования должна быть комплексной и выстроенной с учетом мотивационных факторов, потребностей ожиданий сотрудников. В то же время для определения составных частей их компенсационного пакета необходимо найти своеобразный баланс между основными предпочтениями работников и затратами предприятия. В этом заключается еще одно ограничение, которое нужно учитывать при разработке эффективной.

В настоящее время построение эффективной системы мотивации сотрудника на химическом предприятии является одной из главной задач для руководства. Использование хорошо
продуманной системы мотивации позволит предприятию снизить текучесть кадров и повысить производительность труда.

В последнее время многие западные крупные компании инвестируют все больше денежных средств в подготовку и развитие персонала, понимая, что внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к столь быстрому росту потребности в конкретных кадрах.

Развитие персонала представляет собой сложный процесс. Но на первое место многие авторы ставят профессиональное развитие.

Профессиональное развитие - процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием - профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, становлением карьеры.

Сами сотрудники, повышая свою квалификацию, становятся более конкурентоспособными на внутреннем рынке труда, получают дополнительные возможности для роста как внутри своего предприятия, так и вне его. Профессиональное обучение также способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Поэтому возможность профессионального обучения в собственной организации высоко ценится ее сотрудниками и оказывает большое влияние на их решение работать на предприятии.

Профессиональное обучение - это процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний, навыков или умений сотрудникам организации.

В современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным обучением персонала превратилось в важнейший элемент управления современной организацией. Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей.

Профессиональное обучение персонала включает ряд мероприятий. Это дополнительная и адаптирующая подготовка, подготовка резерва, переподготовка, профессиональная реабилитация. Существуют различные формы и методы обучения.

Профессиональное обучение
предусматривает первичную профессиональную подготовку и последующее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации.

Учебные процессы после окончания первой фазы образования обобщенно называются повышением квалификации. При этом, как указывают С. Марр и Г. Шмидт, в зависимости от преследуемых целей выделяются различные варианты повышения квалификации, в соответствии с которыми приобретенная ранее квалификация должна быть или сохранена, или углублена и расширена, или приведена в соответствие с изменившейся обстановкой, или доведена до уровня, требуемого для работы на новой, более высокой должности.

Побудительными причинами повышения квалификации, как указывает В.Р. Веснин, могут быть: “стремление сохранить работу, занимаемую должность, желание получить повышение или занять новую должность, заинтересованность в повышении заработной платы, интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками, желание расширить деловые контакты“.

Иногда под повышением квалификации подразумевают только то обучение, которое организовано на рабочем месте или в рамках специальных учебных занятий. На самом деле этот процесс гораздо шире. В повышение квалификации необходимо включать и обмен опытом, и самообучение, и посещение профессиональных выставок, чтение специальной литературы.

Повышение квалификации - это обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности.

Выше уже говорилось о том, что человеческим ресурсам свойственна гибкость, приспособляемость и обучаемость. Только человек может успешно подстраиваться под изменения окружающей среды, меняя свое поведение, но не меняясь сам как физический объект. Поэтому повышение квалификации становится ключевым инструментом, с помощью которого работники развиваются вместе с развитием науки и техники, совершенствованием технологий.

В современных теориях человеческого капитала сотрудники рассматриваются в качестве основного капитала, который влияет на увеличение стоимости организации, определяет уровень ее успешности. Согласно этим теориям
финансовые вложения в сотрудников в виде в первую очередь повышения квалификации являются инвестициями, которые приносят прибыль. Давно доказано, что рентабельность, т.е. разница между вложенными средствами и полученной прибылью, высокопрофессионального труда выше.

Одним из современных способов повышения квалификации работников компаний и предприятий является внедрение системы дистанционного обучения, систем автоматизации оценки и развития персонала. Внедрение системы дистанционного обучения состоит из комплекса мероприятий по адаптации выбранной обучающей системы к специфике предприятия, наполнение системы контентом, т.е. программами обучения, курсами, тестами, и периодическим его обновлением.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что обучение и повышение квалификации персонала приведет к устойчивой и успешной работе предприятия.

Литература

Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом. - М.: ИД “ФОРУМ“: ИНФРА - М, 2006.

Ветлужских Е.Н. Диалектика системы материальной мотивации // Справочник по управлению персоналом. 2006, N 6, с. 60 - 64.

А.Морозов

Е.Сухоруков

Подписано в печать
01.07.2007