В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Особенности дифференциации характера и условий труда государственных гражданских служащих

“Управление персоналом“, 2008, N 23


ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ХАРАКТЕРА И УСЛОВИЙ ТРУДА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ


Первоосновой организационной структуры каждого органа государственного управления является должность <1>, в рамках которой госслужащий реализовывает свои знания и профессиональный опыт. Порядок замещения должности определяется нормативными документами. Любая должность имеет ряд оснований, которые обусловливают ее социальную ценность, содержание социальной роли, систему предписанных коммуникаций в организационной структуре и т.д.

--------------------------------
<1> Труд государственных служащих: Учеб. пособие / Институт труда (НИИ труда) Минтруда России. - М.: ЗАО “Финстатинформ“, 2000. - С. 14.

Конкретные критерии и показатели эффективности деятельности гражданского служащего, объем и содержание полномочий по конкретной должности должны быть установлены в их должностных регламентах.

Статья
47 “Должностной регламент“ Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации <2> впервые предусматривает, что профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

--------------------------------
<2> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ“.

Должностной регламент - это локальный нормативный акт, устанавливающий административно-правовой статус должности, в том числе права, обязанности и ответственность, условия и основания замещения, квалификационные требования по должности, предъявляемые к замещающему ее лицу, правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых по должности, а также перечни вопросов, рассматриваемых, согласовываемых или разрешаемых лицом, замещающим должность, а также показатели результативности исполнения должности.

Мотивация труда исходя из регламента - это упорядочение функций государственного служащего.

Примерные регламенты разрабатываются и утверждаются для соответствующих категорий и групп должностей.

В регламенте содержатся требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую государственную должность.

В должностной регламент включаются: квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, к образованию, стажу гражданской службы; должностные обязанности, права и ответственность; права в части принятия управленческих и иных решений, а также сроки исполнения заданий; перечень вопросов, по которым гражданский служащий готовит проекты управленческих решений, а также сроки их исполнения; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и др.

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего представляют собой критерии оценки исполнения замещаемой гражданским служащим должности. Они учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности
или включении гражданского служащего в кадровый резерв, при проведении аттестации, квалификационного экзамена, а также при решении вопроса о поощрении наряду с показателями эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Основной целью должностных регламентов является максимально полное описание выполнения государственным служащим должностных обязанностей в зависимости от занимаемой должности.

Применение системы должностных регламентов на государственной гражданской службе позволяет закрепить основные требования к содержанию и результатам работы государственных гражданских служащих, внедрить новые подходы регулирования и контроля их деятельности, взамен единственно существующей на сегодняшний день системе оценки (аттестации) персонала.

В настоящей статье предполагается выявить особенности дифференциации характера и условий труда государственных гражданских служащих, которые зависят от категории и группы должностей.

Условиями труда называются характеристики производственного процесса и производственной среды, воздействующие на сотрудника предприятия <3>.

--------------------------------
<3> Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. С. 181.

Характеристики производственно процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами труда, технологией, системой обслуживания рабочих мест.

Производственная среда характеризуется санитарно-гигиеническими условиями (температура, шум, освещенность, запыленность и др.), безопасностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, взаимоотношениями между сотрудниками предприятия (психологический микроклимат в коллективе).

Предметом и продуктом труда госслужащих является информация.

По мнению Генкина Б.М., проектирование условий труда должно осуществляться с учетом различий сотрудников по полу, возрасту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным характеристикам <4>.

--------------------------------
<4> Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. С. 182.

На государственной службе организация рабочего места, существенно влияющая на эффективность труда, зависит от занимаемой должности и характера выполняемой работы. За каждым сотрудником или группой
сотрудников закрепляется определенное помещение рационального размера с учетом выполняемых функций. В настоящее время в практике планировок рабочих мест для госслужащих используется кабинетная и зальная системы.

В отдельном кабинете могут находиться руководитель или группа сотрудников структурного подразделения. Наиболее удобна прямоугольная форма комнат при минимальной высоте 3,20 м и минимальной ширине 2,5 - 3 м. Минимальная площадь на одного сотрудника по действующим санитарным нормам составляет 4 кв. м, для руководителей организаций - 24 - 55 кв. м. Достоинствами кабинетной системы являются комфортные условия работы для персонала, при размещении в одной комнате не более 2 - 3 человек. Недостатки - низкий коэффициент использования рабочей площади здания, дополнительные расходы на отопление, освещение и др. Кабинетная система увеличивает длину маршрутов перемещения персонала, затрудняет документационные потоки.

При зальной системе в одной большой комнате размещаются одновременно несколько структурных подразделений. Схема размещения рабочих мест оптимально соответствует технологическому процессу и документационным потокам, снижаются издержки на освещение, отопление и содержание здания, перепланировка помещений производится с меньшими затратами. Недостатками такой системы являются шум в помещении от разговоров и перемещений сотрудников, повышенная утомляемость сотрудников, что может привести к дополнительным производственным конфликтам. Для нейтрализации этих факторов рекомендуется использовать передвижные перегородки, отделяющие руководителей от рядовых работников и от зоны приема посетителей.

Размещение мебели и офисного оборудования в служебном помещении, места для приема посетителей должны быть спланированы таким образом, чтобы обеспечить максимальное сокращение потерь рабочего времени на ненужные перемещения. Высота письменного стола, стул или кресло должны в наибольшей степени обеспечивать комфортность рабочей позы, снижение утомляемости. Оборудование, технические средства и предметы труда, которыми пользуются чаще всего, должны находиться в
зонах досягаемости рук работника. Средства и предметы труда, используемые редко, могут находиться в удаленной зоне рабочего кабинета. В процессе работы необходимо поддерживать определенный порядок: на поверхности рабочего стола не должно быть ничего лишнего, документы и средства труда нужно держать в одних и тех же местах, после завершения работы зону рабочего стола приводят в порядок.

Обслуживание рабочих мест включает снабжение необходимыми канцелярскими материалами, ремонт оборудования, уборку помещений, своевременный ремонт. Рационально организованное рабочее место повышает эффективность управленческого труда.

В отношении государственных служащих, занятых преимущественно управленческой деятельностью, рационализация трудовых процессов должна осуществляться в зависимости от выполняемых ими функций.

Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим.

Лицо, замещающее должность категории “руководитель“, согласно технологическому разделению труда, осуществляет постановку целей и разрабатывает способы их достижения, проводит координацию всех звеньев системы управления, регулирует упорядоченность и устойчивость социально-экономической системы, контролирует выполнение объектом управления решений, относящихся к его компетенции, анализирует состояние управляемых процессов, т.е. принимает решения в соответствии с должностными обязанностями. Труд руководителя отличается наличием широких административно-распорядительных полномочий совершать действия, в решающей степени обеспечивает успешную деятельность организации, практически не поддается нормированию, так как носит творческий, интеллектуальный характер.

Помощник (советник) руководителя формирует единую государственную политику в закрепленной сфере экономики, подбирает материалы и документы для руководителя, систематизирует информацию по различным вопросам, организует совещания и участвует в их подготовке, готовит материалы для коллегиальных решений, регулирует процессы взаимодействия между руководителями различных ведомств, т.е. помогает руководителю в реализации его полномочий.

Специалист готовит предложения и согласовывает проекты федеральных законов и государственных решений по сложным проблемам, контролирует их реализацию, анализирует и прогнозирует социально-экономическое развитие определенной сферы (отрасли) экономики, готовит проекты
ответов на различные запросы, планирует, организует, регулирует и контролирует служебную деятельность сотрудников подразделения, анализирует состояние и тенденции развития курируемой сферы (отрасли) экономики, осуществляет сбор и обработку информационных материалов подведомственных предприятий, организаций, учреждений, изучает зарубежный опыт, разрабатывает предложения по совершенствованию действующего законодательства. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа.

В функции обеспечивающих специалистов входят разработка и обоснование проектов новых организационных форм документационного обеспечения управления, организация и проведение анализа действующих законодательных актов и реализации комплексных целевых программ совершенствования ДОУ, организация и регулирование документационного обеспечения деятельности аппарата, подготовка документов и материалов совещаниям и иным мероприятиям, организация работы по проведению экспертизы проектов государственных решений, контроль приема, регистрации и отправки служебной корреспонденции, выполнения решений и поручений руководителей, ведение делопроизводства, организация работы по рассмотрению обращений граждан, работы архивной службы, техническое обеспечение деятельности подразделения.

Согласно своему характеру труд государственных гражданских служащих выступает как труд наемный, умственный (интеллектуальный), творческий, инновационный, публичный, коллективный <5>.

--------------------------------
<5> Долгиев М.М. Особенности и стимулирование труда государственных гражданских служащих. Дисс. ... к. э. н. М., 2007. С. 90.

Содержание труда государственных служащих различается в зависимости от должности и характеризуется следующими функциями:

- руководители - нормотворческая, планирующая, организационная, распорядительная, информационно-аналитическая, контрольно-ревизионная, мотивационная, коммуникативная, координационная, представительская;

- помощники - организационная, аналитическая, распорядительная, контрольная, регулирующая, коммуникационная;

- советники - исследовательская, аналитическая, консультационная, методическая, координационная;

- специалисты - аналитическая, прогнозирующая, планирующая, организационная, регулирующая, контрольная, техническая;

- обеспечивающие специалисты - техническая, организационная, контролирующая.

Совершенствование содержания труда государственных служащих возможно с помощью разработки подробных регламентов, на основе комплексного анализа, включающего разграничение сферы деятельности между различными квалификационно-должностными группами,
соответствие выполняемых работ тому или иному уровню управления, четкое разграничение полномочий по подготовке, оформлению, принятию решений и оценке их исполнения.

Е.В.Горшкова

Подписано в печать
25.11.2008