В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

Зачем нужны fun-развлечения для персонала

“Управление персоналом“, 2008, N 19


ЗАЧЕМ НУЖНЫ FUN-РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА


Почему многие российские розничные компании стараются организовывать корпоративные развлечения для персонала, вовсе не считая их бесполезной тратой времени? Чем они руководствуются и какую пользу извлекают из организации массовых fun-мероприятий?

Зачем играть

Давно известно, что разные сферы человеческой культуры - искусство, наука, военное дело и другие - тесно связаны с различными игровыми формами. И хотя наука управления персоналом сравнительно недавно возникла в России, на сегодняшний день можно с полной уверенностью сказать, что без корпоративных игр невозможно обойтись ни одной из российских компаний, стремящихся к выстраиванию корпоративной культуры высокого уровня. Дело в том, что корпоративные
игры могут служить для достижения совсем неигровых целей. Итак, неигровыми целями корпоративной игры могут быть:

1) создание и развитие команды;

2) проведение досуга;

3) получение сотрудниками престижа, почета или вознаграждения;

4) поднятие рабочего настроения коллектива;

5) обучение сотрудников.

Просто fun-досуг

Во многих компаниях fun-игрища для сотрудников устраивают давно в целях организации совместного досуга, приносящего максимальное удовольствие и развлечение. Например, конкурс “Веселый урожай“, организованный в компании, помогает выявить лучших садоводов и овощеводов среди сотрудников. Сотрудники в свою очередь представляют на суд зрителей-коллег и специально отобранного жюри оригинальные фрукты и овощи нестандартных размеров и делятся личным опытом с другими сотрудниками в их выращивании. Затем в игровой форме участники конкурса готовят из выращенных овощей вкусные блюда, которые могут попробовать все желающие. Безусловно, что мероприятие, проведенное в подобной игровой форме и соответствующим образом оформленное, имеет огромное эмоциональное воодушевляющее воздействие на персонал. Сотрудники всегда рады побыть в неформальной обстановке вместе, что дает им реальное время для более тщательного знакомства и установления тесных дружеских отношений. Кроме того, конкурс дает возможность сотрудникам повысить собственную самооценку, предоставив возможность выделиться в коллективной среде личными результатами “дачного творчества“. Таким образом, свободное времяпровождение сотрудников далеко не последний пункт в деле формирования корпоративной культуры компании. Ведь через неформальное общение происходит лучшее узнавание сотрудников друг друга, появляются общие интересы, осуществляется продуктивный обмен мнениями по поводу различных рабочих моментов и лучшей организации труда.

Обучение через игру

Еще одной вполне очевидной целью игры является получение новых знаний. Расширение знаний сотрудников о чем-либо происходит в компаниях, как правило, через процесс обучения. Распространенными формами обучения являются лекции, семинары или тренинги. Но, оказывается, проводить обучение вполне возможно
оригинальным способом - через игру. Дело в том, что обучение взрослых происходит по совершенно иным законам, а именно по законам Торндайка.

1-й закон - Закон готовности.

- Испытывать потребность.

- Чувствовать желание.

- Испытывать интерес.

- Понимать и принимать получаемую информацию.

2-й закон - Закон эффекта.

Ничего так не обеспечивает эффект, как успех в ходе игры.

3-й закон - Закон практики.

- Практика приводит к совершенству.

- Практика мотивирует обучающихся.

- Необходима обратная связь во время обучения.

- Необходимо достаточное время для практики.

Некоторые компании активно используют в качестве инструмента обучения игру “Поиск сокровищ Марины Мнишек“, опираясь на законы обучения для взрослых. Все вышеперечисленные законы использованы в данной игре. Калейдоскоп внешних событий, цепочка случайностей, присутствующих в игре, приводят сотрудников к целому ряду экстремальных жизненных ситуаций, требующих немедленного разрешения. В игре постоянно происходят “непредвиденные коллизии“: автобус, на котором ехали сотрудники к месту игры, внезапно ломается, сокровища неожиданно похищены, и ряд других. Ограничивающие игру правила, например отсутствие мобильных телефонов у всех сотрудников, усиливают потенциал воздействия на совместную работу персонала для разрешения сложных противоречивых ситуаций и их ликвидации. К тому же по правилам игр возможны лишь совместные коллективные действия. Например, не разрешается кого-то из сотрудников оставить на месте происшествия, в то время когда остальные должны идти пешком для достижения цели. Несомненно, данная игра, включающая в себя авантюрную ситуацию, в которой участвуют все сотрудники, обучает их более плодотворному совместному взаимодействию, что им обязательно пригодится в повседневной работе. Заметим, что в процессе проведения игры включаются следующие инструменты воздействия на персонал: самостоятельное обучение коллективному планированию действий, структурированию и эффективному использованию времени, распределению соответствующих ролей в заданном сценарии, слаженности в
выполнении задании.

Конфеты настроения

Иногда игра служит просто для поднятия настроения сотрудникам. Так, в ряде коммерческих компаний сотрудникам в пиковые дни продаж дарят конфеты или небольшие сувениры. По словам руководителей отделов по работе с персоналом этих компаний, такие действия особенно необходимы сотрудникам в сложные трудовые будни, когда они работают с отдачей 150% и, безусловно, очень устают. Обычно это происходит следующим образом: при выходе с работы дежурный менеджер раздает всем без исключения сотрудникам конфеты, книжки или цветы. Подобная акция очень похожа на игру, на самом деле есть настоящая благодарность сотрудникам за хорошо выполненную работу. Даря сувениры, компания заботится о настроении сотрудников, которым напрямую определяется их дальнейший вклад в работу в последующие дни.

Играть и выигрывать

Еще одна потенциальная ипостась игрищ для персонала - возможность сотрудника поднять свой личный престиж, выиграв крупный приз в суперлотерее, устраиваемой компанией. Крупные компании имеют возможность устраивать подобные мероприятия. Именно благодаря использованию уникальных форм мотивации формируется корпоративная культура, которая позволяет удерживать сотрудников в компании. Помимо крупного выигрыша - автомобиля, бытовой техники или загранпоездки - в ходе лотереи сотрудникам предоставляется редкая возможность получить некую известность в среде коллег. Ведь люди играют потому, что они стремятся к успеху в ходе самой игры и наслаждению триумфом. Руководство компаний, проводящих аналогичные fun-игрища, считает, что финалом всех акций должна стать сильная положительная эмоция сотрудников, что поднимает их заряд бодрости и оптимизма, так необходимый в каждодневном рабочем режиме.

Корпоративное кино для всех

Фильм о создании и проведении корпоративного спектакля, лотереи или корпоративного конкурса - еще один способ увлечь сотрудников и объединить их в один корпоративный союз, повысив интерес к
работе в конкретной компании. В бюджете на создание фильма необходимо предусмотреть следующие работы: съемка, монтаж, озвучивание, графическое оформление с сохранением фирменного стиля компании, запись на DVD и тиражирование. Участниками творческой группы могут быть, например, служба персонала - отвечает за организацию создания корпоративного фильма (поиск киносъемочной группы: режиссера, оператора и монтажера) и процесс проведения съемки и активное участие в монтаже фильма, в то время как сотрудники отдела рекламы и маркетинга - за создание сценария фильма. Главное - это непосредственно процесс реализации съемки, состоящий из следующих этапов:

- определение бюджета на создание корпоративного фильма;

- составление сценария;

- поиск киносъемочной группы;

- согласование плана съемки;

- съемка, озвучивание, титры и музыкальное оформление;

- запись на DVD и тиражирование.

Задачи, решаемые в ходе подготовки и осуществления мероприятия: воздействовать на сотрудников, вызывая их групповой энтузиазм в командном взаимодействии и развивая творческий потенциал, - обычно решаются без осложнений в данном случае.

Существуют и оригинальные методы использования корпоративного кино. Так, одна ресторанная компания провела внутрикорпоративный конкурс “Сервис по волшебству“, в котором сотрудники нескольких ресторанов создавали самостоятельно правила сервиса для всей корпорации. Для участия в конкурсе необходимо было не только придумать правила, но и запечатлеть их на видеопленке с тем, чтобы комиссия-жюри могла оценить их и выбрать лучшие. Цель конкурса - эффективное научение сервису - была выполнена. Стиль и манера подачи материала были разнообразными из-за различной ментальности сотрудников, их потенциальных способностей и предварительных навыков съемки. Кто-то рассказывал о серьезных правилах в юмористическом стиле, кто-то отснял ролик в виде мультфильма или мюзикла-сказки. Такие видеоконкурсы явно приносят пользу компании, ведь дирекции по персоналу не нужно ничего выдумывать,
а потом силком “насаждать“ и прививать. В ходе проведения конкурса были решены следующие задачи HR-менеджмента.

Бюджет на создание корпоративного кино, безусловно, определяется компанией индивидуально, но в целом корпоративное кинотворение может быть и малобюджетным. Необходимо сказать, что компании, все рестораны - участники, задействованные в конкурсе, занимались самостоятельно созданием сценария, подбором актеров и съемкой сюжета, используя лишь собственные временные и человеческие ресурсы. Действительно, всегда при желании можно изучить и флэш-технологию съемки, а про любительский жанр кино уж и говорить не стоит. Для этого в Интернете есть всевозможные программы типа MEMORY ON TV или PINACLE STUDIO, позволяющие отснять интересные фильмы даже не искушенному в делах кинематографа человеку.

Полезный инструмент воздействия на персонал

Все перечисленные примеры fun-игрищ для персонала в той или иной степени способны:

- воздействовать на сотрудников и вызывать групповой энтузиазм;

- повышать компетенции персонала в различных областях знаний о жизни компании;

- мотивировать персонал на достижение отличных результатов труда;

- информировать руководство о настроениях и особенностях мотивации сотрудников;

- развивать креативность и творчество сотрудников.

Во время проведения корпоративных fun-развлечений сотрудникам компания может передать необходимые знания и энергию, транслировать определенные ценности. Таким образом, fun-мероприятия выступают основой построения корпоративной жизни компании высокого уровня.

С.Пашутин

Подписано в печать
26.09.2008