В казну.ру Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях

К вопросу о профессионализме государственных служащих

“Управление персоналом“, 2009, N 21


К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ


Можно знать очень многое, не зная самого нужного

Мировая экономика выйдет из кризиса обновленной, - в унисон звучат голоса экспертов. И этому будут способствовать не только сдвиги экономической структуры, механизмов регулирования, но и качественное изменение человеческого капитала. А так как по признанию практиков, многие проблемы нашей экономики лежат даже не в технологической, а в организационно-технологической сфере, то вопросы развития кадрового потенциала вышли сегодня на первый план.

По некоторым данным, ежегодно обновляется примерно 5% теоретических и 20% профессиональных знаний [2, с. 88]. В США установлена даже своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов -
период полураспада компетентности. Этот термин означает продолжительность времени со дня окончания вуза, в течение которого компетентность специалистов вследствие появления новой информации и новых знаний сокращается на 50%. Этот период постоянно сокращается.

В условиях сокращения жизненного цикла знаний и профессиональных навыков важность приобретают непрерывность образования и регулярное повышение квалификации. В этой связи обучение государственного служащего должно быть направлено на приобретение тех знаний и навыков, которые необходимы для профессионального исполнения должностных обязанностей.

В США на переподготовку специалистов отводится 15 - 20% рабочего времени. Считается, что за весь период профессиональной деятельности специалист должен повышать свою квалификацию не менее восьми раз. Национальный научный фонд США рекомендует специалистам выделять 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40 - 80 часов в год на участие в какой-либо форме непрерывного образования [3, с. 42].

В этой связи небезынтересно рассмотреть проблему профессионализма и подготовки государственных служащих в нашей стране.

Система профессиональной подготовки чиновников появилась в России в конце XIX - начале XX вв. Подготовка государственных служащих реализовывалась в двух формах: получение базового образования и шестимесячные курсы подготовки гражданских чиновников разных рангов [1, с. 86 - 87]. Профессионализм и компетентность госслужащих сегодня должны формироваться на основе постоянного пополнения багажа знаний и дорабатываться в течение многих лет практической деятельности.

В Липецкой области ведется работа по выполнению областной программы “Реформирование государственной гражданской службы и подготовка, переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области (2006 - 2010 годы)“, на реализацию которой из областного бюджета было направлено 28,5 млн руб. В рамках программы в 2007 г. повысили свою квалификацию 546 гражданских служащих, что на 41% больше,
чем в 2006 г. Проводимая работа по подбору и обучению кадров позволила повысить процент государственных служащих с высшим образованием с 92,7% в 2006 г. до 94,3% в 2007 г. За последние три года доля служащих на государственной гражданской службе с непрофильным образованием уменьшилась с 23% до 19% [4, с. 32].

Характерной чертой экономики знаний является автоматизация производственных процессов и информатизация человеческой деятельности. В настоящее время Россия существенно отстает от развитых стран почти по всем главным направлениям информатизации.

С целью выявления приоритетных направлений совершенствования подготовки госслужащих нами было проведено социологическое исследование с использованием метода случайной выборки среди 100 государственных и муниципальных служащих Липецкой области. В результате проведения социологического опроса удалось выяснить, что 90% респондентов используют персональный компьютер на рабочем месте, 27% имеет ПК дома, две трети опрошенных регулярно пользуется Интернетом (рис. 1), А значит, резервы для информатизации и преодоления функциональной безграмотности еще не исчерпаны.

Ответ на вопрос “Как часто Вы пользуетесь Интернетом?“

80 -
¦
¦
¦
70 + 69%
¦ ----¬ ---¬
¦ ¦///¦ ¦//¦ - Госслужащий
¦ ¦///¦ L---
60 + ¦///¦ ---¬
¦ ¦///¦ ¦ ¦ - Муниципальный служащий
¦ ¦///¦ L---
¦ ¦///¦
50 + ¦///¦
¦ 46% ¦///¦
¦ ----¬ ¦///¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦
40 + ¦ ¦ ¦///¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ 36%
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ----¬
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦ ¦
30 + ¦ ¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦ ¦
20 + ¦ ¦ ¦///¦ 17% ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ 12% ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦----¬ ¦ ¦
10 + ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦¦ ¦ 6% 6% ¦ ¦
¦ 2% ¦ ¦ ¦///¦ 5% ¦///¦¦ ¦ ----¬ ----¬¦ ¦
¦ ----¬¦ ¦ ¦///¦----¬ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦ 1% ¦///¦¦ ¦
¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦----¬ ¦///¦¦ ¦
0 L--+---++---+---+---++---+----+---++---+----+---++---+----+---++---+----
Никогда Ежедневно Не чаще Только по Затрудняюсь
раза заданию ответить
в неделю начальника

Рис. 1

Еще в XIX в. династия Ротшильдов оценила важность получения своевременной информации, в соответствии с которой братья корректировали свою финансовую политику. Ротшильды всегда на 10 - 12 часов раньше королевских послов информировали английское правительство о событиях. Это происходило потому, что их курьеры пользовались специальными морскими судами, которые не имели права перевозить никого, кроме этих курьеров, и отправлялись в путешествие через Ла-Манш независимо от погоды [5, с. 65].

Актуальность имеющихся знаний, их постоянное пополнение и поддержание на требуемом уровне, по мнению специалистов, - необходимое условие профессиональной компетенции.

Как показало исследование, еженедельно периодические издания читают только 8% опрошенных! (Рис. 2).

Ответ на вопрос “Как часто Вы читаете периодическую
литературу по Вашей специальности?“


50 - ---¬
¦ ¦//¦ - Госслужащий
¦ 45% L---
¦ ----¬ ---¬
¦ ¦///¦ ¦ ¦ - Муниципальный служащий
¦ ¦///¦ L---
40 + 39% ¦///¦
¦ ----¬ ¦///¦ 38%
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ----¬
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ 32%
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ----¬
30 + ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦
20 + ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ 15% ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦----¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦ 11% ¦///¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦///¦----¬ ¦///¦¦ ¦ ¦ ¦
10 + 9% ¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----¬¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ 8% ¦ ¦
¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ----¬ ¦ ¦
¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦ 3% ¦ ¦
¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦----¬ ¦ ¦
¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ ¦///¦¦ ¦ 0% ¦ ¦
0 L--+---++---+---+---++---+----+---++---+----+---++---+---------+---+----
Никогда Ежедневно Часто Еженедельно Затрудняюсь
ответить

Рис. 2

В числе важнейших составляющих профессионального развития гражданских служащих особое место занимает этическое образование, обеспечивающее необходимый уровень знаний в области профессиональной этики и делового этикета, навыков использования их в профессиональной деятельности.

В ряде стран (ФРГ, Япония) непосредственно в аппарате создаются “кружки качества“, в которых государственные служащие не только повышают свои профессиональные знания и умения, но и обучаются технике ведения телефонных разговоров, правилам общения с посетителями и т.д. В США этическое обучение ежегодно проходят 400 - 600 тыс. федеральных служащих.

Очевидно, что использование элементов зарубежного опыта подготовки и формирования кадров госслужбы могло бы быть полезным и для нашей страны.

Так, в целях повышения компетентности персонала, расширения квалификации и гибкости мышления может быть использована японская система ротации кадров. Интересна и система подготовки непосредственно на рабочем месте, позволяющая работнику быстро адаптироваться в коллективе.

Переход к постиндустриальному, информационному обществу требует коренной перестройки отношения к госслужащему, как главному действующему лицу всей государственной системы.

Литература

1. Яльченко О.Ю. Профессиональная подготовка чиновников в России в XIX - начале XX вв. // Государственная и муниципальная служба в России: опыт, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Воронеж: Научная книга, 2005. - 106 с.

2. Степанова Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад. - 336 с.

3. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - 199 с.

4. Материалы к заседанию администрации Липецкой области 26 февраля 2008 г. - Липецк, 2008. - 164 с.

5. Мерникова Н. Ротшильды: 250 лет процветания. // Управление персоналом. - 2000. - N 10. - С. 64 - 67.

А.Д.Моисеев
К. ю. н.,

доцент,

директор филиала
ГОУ ВПО “Орловская региональная
академия государственной службы“
в г. Липецке

А.С.Шурупова
К. э. н.,

доцент
филиал
ГОУ ВПО “Орловская региональная
академия государственной службы“
в г. Липецке

Подписано в печать
29.10.2009